«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЯ В ШКОЛЕ. «SWOT-АНАЛИЗ»

Пятница 8 июня 2012

Важнейшая цель современного образования — это создание условий для воспитания всестороннее развитой личности, способной
к самоопределению и саморазвитию.


настроение: аналитическое

ключевые слова: современные методы обучения, «SWOT-анализ», Школа для одарённых детей, элективные курсы

город: Калуга

Необходимо выстроить образовательный процесс так, чтобы каждый ученик получал не только знания, но и удовольствие от процесса обучения, мог реализовать свои способности с учётом личных предпочтений в полной мере. Конечно, учителя с успехом используют давно зарекомендовавшие себя методы обучения ИЯ, но в стремительно меняющемся мире необходимо использовать и новейшие разработки, стараться внедрять в традиционные схемы обучения свежие идеи. На сегодняшний день как никогда важно в процессе обучения ИЯ в школе выполнять следующие основные задачи:

  • формировать эмоционально положительное отношение ребёнка к учебному труду, знаниям, науке через всестороннюю организацию интеллектуально-познавательной деятельности на уроках, вне уроков и в системе дополнительного образования [1];
  • способствовать повышению культурного уровня учащихся, развитию позитивных межличностных отношений;
  • воспитывать уважение к своей стране, её культуре и толерантность к другим странам и народам;
  • развивать стремление к образованию и самообразованию.

При обучении ИЯ в современной школе целесообразно выделить следующие основные направления работы:

  • создание условий для получения учащимися качественного образования на основе формирования универсальных ключевых языковых компетенций в ходе изучения как базовых, так и профильных дисциплин;
  • оптимизировать интерактивную образовательную среду языкового обучения, а также работу по элективным предметам и индивидуальным планам;
  • совершенствовать работу с одарёнными детьми на основе компетентностного подхода;
  • расширить мировоззренческую и информационную культуру всех участников образовательного процесса [2];
  • создать условия для формирования у учащихся способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории и умения реализовывать её на практике.

В нашей гимназии практикуется ежегодное участие учащихся в многочисленных научных конференциях, конкурсах и олимпиадах различного уровня. Это не только повышает мотивацию учащихся, способствуя умению конкурировать со сверстниками, но и готовит к предстоящим экзаменам. Многие наши выпускники сдают экзамены международного образца TOEFL, без проблем поступают не только в лучшие вузы страны, но и с успехом учатся в Финляндии, Канаде, Швейцарии, США и других странах. Уже более 15 лет ученики нашей школы проходят конкурсный отбор и проводят целый учебный год в США, после возвращения заканчивая 11 класс нашей гимназии.

На базе кафедры иностранных языков нашей гимназии по желанию учителей города работает постоянно действующий семинар для учителей города и области по подготовке к ГИА и ЕГЭ и для обмена опытом. Проходят заседания, где обсуждаются такие вопросы, как подготовка к экзаменам, наполнение тестовых заданий, оптимальный выбор учебников и пособий, методики обучения иностранным языкам.

К базовому преподаванию иностранных языков мы присоединили следующие элективные курсы: «Речевой этикет в англоязычной среде», «Бизнес-английский», «Практическое использование английской грамматики», «Аналитическое чтение на английском языке», «Письмо как средство языковой коммуникации в межкультурном общении», элективные курсы по аудированию. Помимо выполнения общей функции межкультурного развития, эти элективные курсы являются ещё и еженедельным бесплатным тренингом для предстоящих экзаменов: в рамках подобных занятий мы занимаемся выполнением тестовых заданий различного уровня.

В нашей гимназии английский язык изучают со 2 класса, с 5 класса ученики выбирают второй иностранный язык (французский или немецкий). Здесь стоит отметить то, что на базе нашей гимназии действует и школа для детей французских специалистов, работающих в Калужской области. Занятия для детей-иностранцев в ней ведут французские преподаватели, и эти же носители языка проводят дополнительные уроки с нашими русскоязычными учениками.

Для того чтобы добиться подобных успехов, мы стараемся использовать в работе как зарекомендовавшие себя педагогические приёмы, так и новые, современные методы. Одним из таких новшеств, на практике помогающим реализовать поставленные задачи, стала Школа для Одарённых Детей (ШОД), работающая летом на базе гимназии. В летний период учащиеся 5–11 классов бесплатно посещают занятия, которые ведут учителя не только нашей гимназии, но и преподаватели вузов области. Обучение идёт по совершенно разным направлениям: это и подготовка к сдаче ЕГЭ, экскурсии на иностранных языках, постановка спектаклей и концертов, просмотр зарубежных материалов, фонетические конкурсы, занятия по аудированию, обучение особенностям письменной речи и т. д.

Главные задачи ШОД — развивать креативные способности учащихся, реализовывать проекты с использованием компьютерных технологий, усиливать мотивацию учащихся с учетом их личностной направленности.

Мы стараемся использовать в работе и современные методы, один из которых мы сначала опробовали на базе Школы для Одарённых детей, а теперь практикуем при проведении практически любого мероприятия. Хотя мы начали использовать метод сравнительно недавно, но уже убедились в его действенности и важности на всех этапах образовательного процесса.

Речь идёт о методе SWOT, впервые разработанном в Гарварде. В современных гуманитарных науках, а особенно в педагогике, «SWOT-анализ» используется как технология, позволяющая дифференцировать факторы и последствия по принципу 4 категорий:

S — Strengths (сильные стороны, плюсы, преимущества)
W — Weaknesses (слабые стороны, негативные признаки)
O — Opportunities (возможности, потенциальные направления)
T — Threats (угрозы, негативные последствия) [3]

Данная система позволяет оценить любое событие, явление или мероприятие объективно и непредвзято, выявить преимущества и недостатки, обосновать перспективы развития, сформулировать логически верное высказывание, принимая во внимания различные точки зрения.

Дело в том, что преподавание иностранных языков в школе зачастую несколько оторвано от реальности, многие темы абстрактны, что сказывается как на мотивации учащихся, так и на закреплении в практической речевой деятельности знаний, навыков и умений, полученных в процессе обучения. Чаще всего при общении с иностранцами (да и при неподготовленной беседе на экзамене, собеседовании) у учащихся возникают трудности, психологический дискомфорт, потому что им сложно совместить полученные лексические, грамматические навыки с реалиями конкретной ситуации. Трудности возникают и с формулировкой логически законченного высказывания, особенно если в диалоге/монологе нужно рассмотреть ситуацию с разных, зачастую противоположных сторон. Поэтому в процессе обучения иностранному языку необходимо обеспечить связь учебной иноязычной деятельности с внешней средой, научить ученика передавать реалии родной культуры средствами иностранного языка[3].

Приведу пример использования SWOT-технологии в процессе работы над темой «Путешествия». С учащимися 5-го класса мы недавно совершили поездку в культурно-образовательный центр «Этномир», расположенный в Калужской области, в полутора часах езды от Калуги (фото 1–9).




Культурно-образовательный центр «Этномир» представляет собой огромную территорию, на которой расположены целые улицы и дома, посвящённые истории, культуре и быту различных стран и культур, например: индийские поселения, хижины североамериканских индейцев, музей русской печи, квартал Латинская Америка, выставки жителей Дальнего Востока, жилища эскимосов, дома аборигенов Австралии и т.д. Экскурсии ведут опытные мастера, очень часто проходят лекции преподавателей лучших вузов России, в том числе МГУ им. М.В. Ломоносова.

При подготовке к поездке учитель вместе с учащимися определяет круг интересующих их вопросов, выстраивает примерный маршрут мероприятия. Оптимально, если перед подобным мероприятием пройдут несколько уроков по подходящей теме (например, “Travelling”, “Traditions&Customs”).

All people like travelling. Many of us wish to visit as many countries as possible. Sorry to say, not everyone has enough money, time or possibility to travel all around the world. But there is a place in our region which gives us a unique opportunity to know more about the history, traditions and customs of other countries. The cultural centre “Ethnomir” gives us a chance to celebrate foreign holidays, taste authentic food, create original hand-made gifts for our friends and feel the atmosphere of the unknown world.

Дальше составляется план (учащиеся могут работать в парах, группами и индивидуально). План может быть примерно таким:

1. Preparing questions for the staff and for the visitors.
2. Visiting the place and taking pictures.
3. Information (direct questions, leaflets, ads)
4. Analyzing information according to SWOT.
5. Summing up (recommendations).
6. Exchanging opinions.
7. Demonst ration of presentations.

Итак, после краткой предварительной ознакомительной беседы — посещение объекта. Учащиеся фотографируют, делают заметки (описывают дорогу, внешний вид и архитектуру зданий, экскурсии, выставки, экспонаты, краткие фактические данные.) Это позволяет им использовать и ранее изученную лексику, и новые слова и выражения, представленные в рамках темы в учебниках.
Затем, используя заранее подготовленные вопросы, учащиеся беседуют с сотрудниками, посетителями, одноклассниками, фиксируя ответы на русском языке (потом переводят их на английский), причём между собой стараются говорить на английском языке. Вопросы могут быть такого типа:

1. How many visitors do you have every day? What is the price of the ticket?
2. How old are most of your visitors? Do foreigners visit your centre?
3. Do you feel comfortable working here? Is it difficult to work here?
4. Why did you decide to visit this place? Did you like the excursion?
5. Would you like to come here again?
6. Does anything irritate you here? What would you change?
7. Would you advise your friends to visit this place?

Посещение объекта даёт возможность учащимся сделать анализ по первым двум позициям SWOT-анализа:  Strengths и Weaknesses. Дети записывают свои наблюдения в таблицу, у нас получилось примерно так:

Criteria Strong points Weak points
Location Too far from our city, dangerous road
Staff Friendly staff
Ticket price Quite available
Service Extremely expensive souvenirs
Architecture Authentic
Excursions Interesting Too fast, difficult to remember
Design Original, stylish
Food Variety of national dishes Very expensive café

Выполняя подобные задания, учащиеся учатся оценивать информацию, определять позитивные и негативные стороны, делать выводы на основе полученных сведений, составлять резюме — суммировать полученную информацию и впечатления, логически выстраивать план будущего рассказа (сочинения).

Дальше, когда учащиеся увидели заполненные таблицы друг друга, что-то подкорректировали, поправили перевод с помощью учителя, они создают вторую таблицу по двум оставшимся позициям SWOT: Opportunities и Threats.

Opportunities Threats
This centre gives a wonderful opportunity to know a lot about traditions and culture of other countries. It also represents the history of our great country and takes us back to the forgotten Russian holidays and customs. The centre is situated far from our city and you have to rent a special bus to get there, it would be of help to organize regular route buses from the centre of major regional towns.
It is a great experience to touch and try to create authentic hand-made units with your own hands. Though excursions are very interesting, there is not enough time to remember and try everything, so the impression is a little clumsy.
The place is worth visiting for people of different ages and nations – the excursions can vary according to the type of the audience. The souvenirs and food in the café are too expensive, students can hardly afford buying them

На основе двух таких таблиц учащиеся составляют резюме, стараясь изложить и факты, и свои впечатления. Затем обмениваются своими записями, корректируют их и разрабатывают список рекомендаций. Например, список рекомендаций может включать следующие пункты:

We recommend you… Otherwise/because ….
to reduce prices for the souvenirs Most of the visitors won’t be able to buy them and the impression of the trip will be spoiled
to classify excursions according to separate topics and  special themes In order that future visitors could choose the topic they are interested in
to use mass media for advertising because it is not easy to find any fresh information about coming events and  regular activities in this centre

В этом списке они оценивают возможные риски работы данного объекта, предлагают возможные направления работы, излагают собственные идеи развития деятельности. То есть выступают и объективными критиками, и пробуют себя в роли бизнесменов, и творчески выражают свои идеи. При этом иностранный язык используется не абстрактно, а в приложении к данной конкретной ситуации. Учащиеся не только закрепляют ранее полученные лексические навыки, но и активно осваивают новую лексику, пользуются словарями, учатся использовать новые грамматические и фразеологические конструкции. При обсуждении с одноклассниками и учителем своих версий резюме и рекомендаций учатся искусству неподготовленного диалога, умению отстаивать свою точку зрения на иностранном языке.

Составив заключительные резюме, учащиеся в классе демонстрируют слайды, фото, показывают презентации, рассказывают о своих впечатлениях, представляют результаты SWOT-анализа, разрабатывают мини бизнес-планы. Можно также провести ролевую игру, в которой кто-то — директор, кто-то — посетители, кто-то — сотрудники, причём каждый старается защитить свою позицию.

На основе собранного материала учащиеся также готовят сочинения и по смежным предметам — литературе, русскому языку. Учителя смежных предметов охотно используют возможности таких мероприятий при подготовке уроков-путешествий, презентаций.

Также важно отметить, что умение быстро составить такие таблицы и на их основе высказываться практически на любую тему великолепно помогает при сдаче ЕГЭ, когда время подготовки ограничено. Незаменим SWOT-анализ и при составлении неподготовленного высказывания, при выполнении тестовых заданий “optional choice”, помогает при структурировании устного высказывания, при чтении текстов, при подготовке пересказов и при написании сочинений.

Практически любое мероприятие (событие, ситуацию, тему) можно проанализировать с помощью системы SWOT, это поможет как в закреплении лексических навыков и речевых умений, так и позволит учащимся позитивно относиться к любой ситуации общения, научит умению концентрироваться и высказывать своё мнение, рассматривать ситуацию с разных точек зрения.

Иностранный язык в данном случае выступает в роли средства полноценного общения, а не абстрактного инструмента приобретения языковых навыков в отрыве от реальности.

[links&resources]

[1] Стандарт основного общего образования по иностранному языку. Новые государственные стандарты по иностранному языку 2–11 классы. Образование в документах и комментариях — М.: АСТ. Астрель, 2004.
[2] J. B. Krowford Linguists in us. — Blackwool & Sons — USA
[3] Барышникова Н.В., Шевченко Т.Д. Технология “SWOT-анализ“ как средство обучения иноязычной речи. Иностранные языки в школе. — 2011. № 9, с. 72–76.
4. Соловова, Е.Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности. Иностранные языки в школе. — 2004. № 4, с. 11–17.
5. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. — М.: МГЛУ, 2003.

www.openclass.ru
www.worldofteaching.com
www.rusedu.ru

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.