«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПРЕЗЕНТАЦИИ POWERPOINT КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Среда 13 июня 2012

Мы живем в эпоху интернет-технологий. Как у любого явления,
у Интернета есть и хорошие, и плохие стороны. Слушая доклады, читая письменные работы учеников, мы больше не можем быть уверены в том, что они не заимствованы из Интернета, что материал, который нам представляют наши учащиеся, ими проработан, отобран, систематизирован и осознан, а не скачан «в два клика» с неведомого нам сайта. Тем более, что уж греха таить, они в интернет-пространстве ориентируются гораздо увереннее, чем мы.

настроение: деятельное

ключевые слова: интернет-презентация, развитие речи, тезисы, тема,
защита презентации, слайды, словарь терминов, звуковые файлы, подача материала, содержание презентации, оформление презентации, интернет-плагиат, оценка презентации

город: Санкт-Петербург

Одним из средств борьбы с интернет-плагиатом (а значит, за знания наших учеников) могут и должны быть защиты презентаций PowerPoint. Но прежде чем задавать такую работу, необходимо самим осознать, какой результат мы ожидаем, и познакомить ребят с основными требованиями к составлению и защите презентаций.

Остановлюсь на самых важных составляющих:

  1. Содержание презентации
  2. Структура
  3. Язык и подача материала
  4. Оформление

Содержание презентации

Это, безусловно, главное в предстоящей работе: учащиеся должны из всего обилия материала, предоставленного им «всемирной паутиной» (не думаете же вы, в самом деле, что они пойдут в библиотеку!) отобрать тот, который соответствует теме презентации, уровню их знаний, систематизировать его и (внимание!) отразить на слайдах в виде тезисов либо ключевых слов (цифр, названий, таблиц, диаграмм, т. п.).

Отсюда вытекает первое требование к презентациям:
Презентация не должна быть перегружена текстом. Максимальное количество слов на слайде — 10.

Нередко, даже на научных конференциях, текст, произносимый докладчиком, — это то, что написано на слайде. А зачем тогда произносить его? Отсюда следует вывод — если вы научите учащихся защищать свою презентацию, опираясь на тезисы слайда, не допуская чтения распечатанных текстов, вы достигнете своей цели — им придется владеть материалом, о котором они говорят. Мало того, им придется излагать этот материал на иностранном языке!

Итак, требование второе:
Презентация должна излагаться своими словами с опорой на тезисы либо ключевые слова, находящиеся на слайдах.

Относитесь внимательно к отбору тем презентаций — они должны быть интересны учащимся, соответствовать их возрасту, мотивировать их к получению новых знаний и представлению их в классе. Вряд ли интересной будет тема “London — the capital ….” — подобного и так много в сети. А вот темы вроде “Extreme Sports” или “Unusual Festivals” имеют шанс на успех у подростков. Можно задать для исследования тему более узкую, например “London Bridges”, а для тех, кто проявляет интерес к другим наукам: физике, астрономии, биологии — предложить для разработки близкие их интересам темы.

Структура презентации

Презентация должна содержать не более 10–12 слайдов. Такой объем позволяет изложить основное содержание, которое слушатели могут усвоить. Время презентации необходимо ограничить 5–6 минутами — столько будет держаться интерес аудитории. Для того, чтобы отвечать данным требованиям, презентация должна быть правильно структурирована:

  • На первом слайде представлена тема и автор презентации, а также год и место ее составления.
  • На втором возможно представить содержание презентации (можно добавить гиперссылки, отправляющие на нужную страницу, если предполагается возможность самостоятельной работы учащихся по ней).
  • Далее названия каждого слайда отражают один из пунктов плана докладчика.
  • В конце презентации желательно разместить вопросы по презентации либо задания, проверяющие, насколько усвоен материал.
  • Если есть необходимость, в конце презентации может быть представлен словарь терминов, использованных в ней. Предупредите учащихся, что писать «The end» на последнем слайде не нужно — это не фильм.

Оформление презентации

Быть может, кому-то этот пункт покажется наименее важным, но, поверьте, даже прекрасная по содержанию презентация проигрывает рядом с эстетически грамотно оформленной. Таково наше восприятие. Поэтому стоит посвятить этому моменту некоторое время — позднее учащиеся входят во вкус и создают великолепные работы, которые и нам-то не под силу сделать. Итак, на что стоит обратить внимание, говоря об оформлении презентации:

  • Во-первых, это выбор фона и шрифта — они должны гармонировать и не затруднять чтение слайда. Черный шрифт на синем, желтый на розовом и т. п. вызывают трудности при чтении, а затем и раздражение. Из множества шрифтов научите отбирать не самый красивенький, а самый читаемый.
  • При выборе фона необходимо продумать, как на нем будут выглядеть иллюстративные материалы. Фон должен оттенять их, он не может быть ярче, чем фотоматериалы.
  • Количество фотографий на слайде не должно превышать разумных пределов: 2-5, их размер должен быть разумно подобран для акцентирования информации, представляемой докладчиком. Иллюстративный материал на слайде должен либо соответствовать его заголовку, либо быть подписан.
  • Эффекты анимации на одном слайде должны быть одинаковыми, чтобы не отвлекать от основной мысли, а усиливать восприятие.
  • Если в презентации используются звуковые файлы, они должны отвечать теме презентации и не мешать ее восприятию.
  • Еще раз напомню, что слайды не должны быть перегружены текстом. Если на слайде представлена таблица или диаграмма, не имеет смысла размещать на нем какой бы то ни было дополнительный текстовый или фотоматериал.
  • Оформление презентации не должно превращаться в погоню за красивостью. Лаконизм и единообразный стиль презентации помогают найти правильный баланс между содержанием и оформлением.

Язык и подача материала

  • Тезисы и любой другой текст на слайде не должны содержать грамматических ошибок. Докладчик должен уметь произносить все термины, географические названия, имена собственные и прочие слова, помещенные на слайд.
  • Текст доклада не может читаться ни по слайду, ни по листочку. На основе помещенного на слайд тезисного материала докладчик излагает тему презентации, используя свой языковой запас. (Вот здесь и наступает момент истины!)
  • Во время представления презентации докладчик стоит к экрану боком, так, чтобы ему было удобно видеть свои тезисы. При этом в основном он смотрит на аудиторию.
  • Излишне академичная, лишенная окраски подача не приветствуется, также как и слишком эмоциональная, снабженная обильной жестикуляцией. Аудитория должна сохранять внимание в течение всей презентации, поэтому докладчику желательно разбавлять свой монолог общением с аудиторией, задавая по ходу презентации вопросы, связанные с ее содержанием.
  • В начале презентации докладчик должен представиться, назвать тему презентации и сказать, сколько примерно времени займет его защита: «It will take you about 5 minutes to listen to my presentation.” В конце необходимо поблагодарить слушателей за внимание: “Thank you for your attention”. После того, как учащиеся освоятся с этой формой работы, желательно, чтобы во время или после защиты преподаватель и аудитория задавали свои вопросы по теме презентации. Тогда необходимо добавить либо фразу в начале: “Feel free to interrupt me”, либо в конце “ And now your questions, please.”

Оценка презентации

Привлекайте учащихся к оценке презентаций. Для этого достаточно раздать всем оценочный лист и потратить несколько минут на выявление слабых и сильных сторон каждой презентации. Это поможет активизировать внимание во время просмотра и быстро научиться правильно готовить и защищать свои презентации. Предлагаю следующую форму оценочного листа:

Учащиеся проставляют свои баллы (обычно из 10) и комментируют их. Уверяю вас, что через 2–3 таких урока вы увидите рост качества презентаций, а спустя год эта форма станет не только привычной, но и одной из любимых. В последней графе ученики пишут свой вопрос по теме презентации и задают его либо в конце, либо в ходе защиты. Это второй момент истины — на вопросы аудитории можно ответить,  только владея материалом.

С помощью ученических презентаций PowerPoint вы можете решать великое множество задач:

  • активизировать монологическую речь учащихся;
  • проводить зачетные уроки по темам в виде защиты PPP;
  • давать дифференцированные задания своим ученикам;
  • расширять их кругозор и компьютерную грамотность;
  • делать уроки иностранного языка более современными и интерактивными;
  • учить детей выступать перед аудиторией;
  • готовить их к дальнейшей учебе в высшей школе и работе, где такая форма подачи материала давно освоена.

Затраченные вами лично усилия на освоение этого вида работы и обучение ваших учеников не пройдут даром, ваши уроки станут более привлекательными, современными и успешными.

Очень хочется не выглядеть «лузерами» в глазах своих учеников. Давайте становиться «продвинутыми юзерами».

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.