«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ТЕАТР НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ — ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Четверг 21 марта 2013

Из опыта работы педагога дополнительного образования школы
№ 2038 Москвы за 2011–2012 учебный год в школьном объединении «Театр на английском языке»

настроение: развивающее

ключевые слова: школьный театр, положительная мотивация, активность, занятия, драматизация, инсценировка, импровизация, постановка спектакля

город: Москва

Современный информационный мир стирает все государственные границы и расширяет возможности коммуникации настолько, что представить себе образованного и успешного человека без знания иностранного языка уже практически нельзя. Разнообразные информационные каналы доступны сегодня как никогда. Освоение основ английского языка дает учащимся дополнительные возможности получать информацию об окружающем мире и использовать язык как средство межкультурного общения — для расширения кругозора, общей и речевой культуры, личностной ориентации.

В данных условиях особое значение должно быть уделено повышению мотивации учащихся и формированию устойчивого интереса к культуре стран изучаемого языка, а также стремлению к саморазвитию и самосовершенствованию.

Внеклассные занятия по иностранному языку имеют большое общеобразовательное значение для углубления знания иностранного языка, являясь своеобразным локомотивом расширения культурного кругозора и эрудиции школьников, развития их творческой активности. Разнообразные формы занятий способствуют становлению духовно-нравственной активности учащихся, их эстетического вкуса. Именно такой подход повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

Одной из форм внеклассной деятельности в нашей школе в 2011–2012 учебном году была работа «Театра на английском языке». Главной целью работы театрального коллектива было обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития школьников.

В течение учебного года перед коллективом «Театр на английском языке» стояли следующие задачи:

Обучающие:

  1. Расширение содержательной основы обучения за счет овладения учащимися определенным объемом лексико-грамматических знаний.
  2. Совершенствование грамматического строя речи учащихся, его звуковой культуры, монологической и диалогической форм речи, навыков эффективного общения и речевой выразительности.
  3. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку спектаклей различных жанров, игр-драматизаций, упражнений в рамках актёрского тренинга.
  4. Совершенствование в грамотном и выразительном чтении текстов (ролей).
  5. Совершенствование умения общаться на иностранном языке, включая умения аудирования.

Воспитательные:

  1. Создание положительной мотивации, познавательной активности и потребности в практическом использовании английского языка в различных сферах деятельности.
  2. Воспитание ценностного отношения к творческой деятельности, а также к ее результатам.
  3. Формирование психологических свойств и качеств личности, актуальных для творческой деятельности.
  4. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребёнка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
  5. Развитие чувства ответственности за результат.
  6. Развитие способности выражать свое мнение по той или иной проблеме.
  7. Развитие способности работать в коллективе.

Развивающие:

  1. Развитие творческого потенциала учащихся через участие в постановке и представлении театрального действия.
  2. Создание условий для реализации индивидуальности каждого ученика и организация целенаправленного накопления школьниками субъективного опыта.
  3. Развитие у учащихся начальных актёрских навыков — внимания, воображения, чувства ритма.

Для большинства учащихся 2–4 классов театр — это продолжение их ролевых детских игр, только на английском языке, и если уровень языковой подготовленности не препятствует участию в этих играх, они сохраняют привлекательность для школьников на начальном этапе обучения.

Главные этапы работы заключались в создании необходимого уровня языковой подготовки учащихся, подборе материалов, способных вдохновить их, научить импровизировать. Распределяя роли в соответствии с интересами детей, можно было в процессе подготовки необходимых атрибутов сделать акцент на драматургии постановки. Последние имеют немаловажное значение в создании благополучной сценической и игровой атмосферы, так как будят воображение ребенка, подсказывают ему верное поведение, придают особую привлекательность иноязычной коммуникативной деятельности.

Выбор репертуара оказался самым непростым подготовительным этапом. Распределяя роли, необходимо учитывать личные способности каждого ребенка, но при этом важно никого не обидеть и не оставить без хотя бы маленькой роли. Огромный энтузиазм возникал уже в ходе первых репетиций и подготовке костюмов, для которых дети проявляли свою фантазию и видение сцен. К обучающим постановкам подбиралось музыкальное, световое и компьютерное оформление. Такая организация работы стимулировала активность всех ее участников.

В детском объединении «Театр на английском языке» принимали участие все желающие в возрасте от 8 до 10 лет на добровольной основе. Число воспитанников творческого объединения составляло не менее 15 человек в группе (это давало возможность сформировать мини-труппу с двумя составами на случай пропусков и болезней, с одной стороны, и уделить максимум внимания каждому ученику — с другой), при этом состав группы менялся в течение года. Самыми активными участниками объединения стали учащиеся 2 «А» и 3 «Г» классов школы.

Занятия в объединении «Театр на английском языке» проводились три раза в неделю. Организация творческого процесса предусматривала сочетание приемов драматизации и инсценировки по следующим этапам:

1. Вводное занятие. Обсуждение темы сказки.

2. Знакомство с содержанием сказки:

  • чтение и перевод драматизируемого текста;
  • прослушивание образцов чтения ролей в исполнении учителя и учеников;
  • выявление лексико-грамматических трудностей, работа по активизации лексики в аналогичных структурах;
  • беседа о характерах персонажей и способах их передачи при чтении.

3. Разучивание ролей спектакля:

  • выполнение интонационных упражнений;
  • распределение ролей и отработка выразительного чтения ролей;
  • передача жестами и мимикой содержания какой-либо ситуации;
  • разыгрывание ситуаций по прочитанным текстам;
  • импровизация.

4. Постановка спектакля.

5. Демонстрация спектакля.

Занятия проходили в форме тренингов и репетиций, бесед, сопровождающих практический процесс. Кроме того, занятия проходили в групповой форме, при этом использовались принципы деления на пары, малые творческие группы для работы над мизансценами и выполнение индивидуальных заданий в ходе коллективной работы. Также на занятиях проводилась работа над постановкой этюдов, упражнения на дикцию, артикуляционная гимнастика, индивидуальная работа над более детальной и тщательной подготовкой роли.

Оценивать работу каждого ребенка можно было как по уровню выступления на спектакле, так и по уровню положительной динамики в развитии каждого учащегося.

К концу учебного года большинство участников коллектива научились:

  • выразительно читать;
  • понимать речь со слуха;
  • общаться в пределах заданной тематики импровизированного текста;
  • разыгрывать ситуацию по прочитанному тексту;
  • передавать жестами и мимикой содержание ситуации;
  • воспроизводить роль по образцу;
  • действовать на сцене в характере своего персонажа;
  • импровизировать как в этюдах, так и в работе над ролью в спектакле;
  • размышлять над различными характерами героев, понимать исполнительский замысел.

Занятия «Театра на английском языке» имели определенные успехи. Участники театрального коллектива заняли I место в номинации «Музыкально-театрализованные композиции, сказки» на окружном фестивале “I love English” по английскому языку для ДОУ и начальной школы в декабре 2011 года.

Воспитанники «Театра на английском языке» принимали активное участие в общешкольных мероприятиях в течение всего учебного года.

В декабре 2011 года они показали музыкальный спектакль «Приключения эльфа Джингла» на общешкольном родительском собрании.

В марте 2012 года на Дне открытых дверей школы для будущих первоклассников и их родителей участники театра показали сказку «Дюймовочка».

В апреле 2012 года на Дне открытых дверей школы для родителей учащихся 5–11 классов был показан спектакль школьного театра «Белоснежка и семь гномов».

Эффективность и результативность такой внеклассной работы зависела от того, что соблюдались следующие условия:

  • желание учащихся проявить себя;
  • сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
  • сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
  • эстетичность всех проводимых мероприятий;
  • четкая организация и тщательная подготовка всех мероприятий.

Необходимость решения нестандартных задач как в процессе учебы, так и в будущей профессиональной деятельности учащихся требует развития самостоятельного мышления, оперативности, целеустремленности, инициативности и креативности в решении проблем. Решению всех этих вопросов в значительной степени способствует участие школьников в деятельности театрального объединения на английском языке. Первый год работы школьного детского коллектива «Театр на английском языке» способствовал духовному и пластическому развитию учащихся с помощью «игры в поведение», развитию у учащихся стремлений к познанию и высокой требовательности к себе. Театр стимулировал самооткрытие учащимися ценности трудолюбия и самостоятельности, ответственности перед зрителями. Поставленные задачи повышения мотивации учащихся путём создания школьного театра были выполнены, а подтверждением стал неподдельный энтузиазм и желание детей продолжать участие в театральных постановках.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.