«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА

Понедельник 8 июля 2013

Социальный прогресс связан с тем, что каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Тот, кто учится, должен получить всестороннее развитие, приобрести необходимую культуру, воспитанность, включиться в активную познавательную и профессиональную деятельность.

настроение: общительное

ключевые слова: коммуникативная компетенция, ролевые игры, виды речевой деятельности, внеклассная работа, языковой материал, речевые структуры

город: Санкт-Петербург

В настоящее время прогресс отразился на обучении иностранным языкам. Иностранный язык призван реализовать основную стратегию образования — формирование всесторонне развитой личности и обеспечить эффективный диалог культур и цивилизаций.

Большую роль в обучении английскому языку в общеобразовательной школе играет внеклассная работа. Внеклассная работа — организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Внеклассная работа значима и эффективна, когда каждое мероприятие вписывается в учебно-воспитательный процесс школы. В современных условиях резко возросла роль предметных кружков в школах. Кружковые занятия по своему содержанию и структуре находятся ближе к уроку иностранного языка, нежели все остальные виды внеклассной работы по предмету, но не дублируют его. Учителя-практики называют кружковые занятия промежуточным звеном между уроком и различными формами внеклассной работы[1].

Существует много вариантов проведения кружковых занятий, однако наиболее популярным в школьной практике является кружок комбинированного типа, на занятиях которого школьники занимаются различными видами деятельности.

Согласно ФГОС второго поколения, личность обучающегося развивается на основе формирования универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляют цель и основной результат образования, роль иностранного языка как учебного предмета возрастает. Главной задачей обучения английскому языку является формирование коммуникативной компетенции школьника на доступном для него уровне. В связи с этим необходимо уделять большое внимание развитию всех видов речевой деятельности.

Определенная последовательность обучения видам коммуникативной деятельности — аудирование > говорение > чтение > письмо — говорит о том, что аудирование является фундаментом в этой последовательной цепи. Таким образом, от того каким будет этот фундамент, зависит качество всего здания коммуникации. В этом плане работа по развитию навыков аудирования и говорения является очень важной[2].

Аудирование и говорение — два взаимосвязанных вида речевой деятельности. Одно из главных целевых назначений аудирования на занятиях кружка — подготовить учащихся к восприятию содержания внеклассных мероприятий по предмету. Аудирование в работе кружка по иностранному языку имеет свою периодизацию, обусловленную общевозрастными и индивидуальными особенностями учащихся и их речевым опытом.

Учащиеся 5–6 классов могут с интересом слушать рассказ учителя, сопровождаемый демонстрацией ярких красочных сюжетных и тематических картин или рисунков. Они также с интересом смотрят по телевизору небольшие сюжетные фильмы. Большой интерес у учащихся вызывает аудирование известных народных сказок со зрительной опорой на иллюстрацию или в сопровождении коротких музыкальных пьес для детей на сюжеты сказок.

Организуя работу кружка по иностранному языку, учитель должен помнить, что с каждым классом повышается интерес детей к информации, далекой от учебного содержания. Опыт показывает, что внимание учащихся 7 классов привлекают адаптированные рассказы, смешные истории; учащихся 8 классов интересуют тексты о спортивных состязаниях, о выдающихся людях страны изучаемого языка; учащихся 9 классов привлекают рассказы о жизни и деятельности молодежи страны изучаемого языка, о литературе, об искусстве, о национальных традициях и обычаях, о наиболее значительных событиях страны изучаемого языка, особенно если прослушивание сопровождается демонстрацией репродукций, фотоматериалов. На всех этапах работы кружка учащиеся проявляют интерес к так называемой оперативной информации, то есть к тому, что непосредственно недавно произошло в школе. Это могут быть комментарии к прошедшим соревнованиям или к прошедшему празднику. На занятиях кружка учитель может дать не только целевую установку на участие во внеклассном мероприятии, но и может подготовить учащихся к восприятию содержания вечера.

В процессе подготовки заданий на аудирование на занятиях кружка учителю необходимо четко определить его конкретные задачи:

  • формирование умений и навыков восприятия иноязычной речи;
  • обсуждение прослушанного;
  • организация сообщений учащихся по аналогии с прослушанным образцом (диалог или описание).

Содержание текста на аудирование и выбор упражнений и заданий к нему должны быть адекватны поставленной цели. На занятиях кружка установочные задания и задания по прослушанному тексту следует формулировать таким образом, чтобы с их помощью стимулировать мотивацию учащихся, создавать для них проблемные ситуации, развивать выборочное восприятие наиболее значимой информации, показывать способы практического использования полученных в ходе аудирования знаний. К числу заданий, стимулирующих речемыслительную активность учащихся, можно отнести следующие:

  • скажите, что показалось вам самым важным и интересным в прослушанном тексте, и обоснуйте свое мнение;
  • сравните факты, о которых вы узнали, прослушав текст, с теми фактами, которые вы знали ранее;
  • скажите, одобряете вы или не одобряете поведение главного героя прослушанного текста;
  • скажите, в какой жизненной ситуации вы могли бы применить полученные знания;
  • подумайте, как бы вам хотелось завершить описанные в тексте события.

Одним из способов подготовки восприятия материала на слух является создание ситуаций, в которых либо учащиеся выполняют какую-либо функциональную роль, либо моделируются условия происходящего. Например:

  1. Вы готовитесь к отъезду в страну изучаемого языка в составе делегации российских школьников. Прослушайте текст и определите, какие сведения вам будут наиболее полезны в поездке.
  2. Вы представитель российской делегации журналистов. Иностранные коллеги выступают перед вами со своими сообщениями о важных политических, культурно-спортивных новостях, которые произошли в их стране за последнее время. О каких из них вам бы захотелось написать в своих газетах?
  3. Вам предстоит выступить с сообщением о развитии космических исследований в России. Прослушайте летопись развития космонавтики в нашей стране и выберите лишь те факты, которые вы включите в свой доклад.

Заинтересовать учащихся прослушиванием текста и обеспечить его полное понимание помогают следующие приемы:

  • учитель демонстрирует серию рисунков и просит учащихся высказать свое мнение о действиях изображенных на них персонажей. Затем учащиеся слушают рассказ и сравнивают его содержание со своими высказываниями;
  • по выписанным на доске заголовку, ключевым словам и выражениям учащиеся должны спрогнозировать, о чем пойдет речь в тексте.

Проверяя понимание прослушанного текста, учитель может предложить учащимся придумать к рассказу другую концовку, оценить действие главного персонажа, ответить на вопрос: «Как бы они поступили на его месте?». Активность слухового восприятия учащихся стимулируют задания соревновательного характера. Например:

  1. До прослушивания текста учитель выписывает на доске предложения и ставит задачу: прослушайте текст и проставьте на листе бумаги номера предложений в соответствии с содержанием текста.
  2. Прослушайте текст и угадайте имена действующих персонажей. Но текст в таком случае должен быть обязательно составлен по мотивам известных сказок, рассказов, фильмов.

Существует реальная возможность формирования умений и навыков устной речи на занятиях кружка. Наиболее предпочтительными являются способы, которые создают ситуации естественного речевого общения, стимулируют учащихся высказаться, обменяться мнениями.

Задания по прослушанному тексту должны быть творческими, отличными от тех, которые выполняются на уроке. Задания должны носить проблемный характер, побуждать учащихся применять в ответах полученные ранее знания. Задания должны поставить учащихся перед необходимостью сравнивать, решать, догадываться, искать решения в самом тексте. В них должны содержаться план высказывания, ключевые слова и образцы. Опоры на занятиях кружка будут служить не только речевой поддержкой, но и будут способствовать лучшему пониманию и запоминанию аудитивного материала. Развитие умений и навыков устной речи на основе аудирования на занятии кружка требует соответствующей целевой установки. Для учащихся 8-9 классов можно рекомендовать целевые установки типа: «Я расскажу вам об очень интересном происшествии, выскажите свое мнение о нем, пользуясь выписанными на карточки словами и речевыми образцами».

В подготовке говорения на занятиях кружка перед учителем встают основные трудности:

  • отбор языкового материала;
  • выбор форм и методов организации речевой деятельности;
  • разработка системы заданий, стимулирующих коммуникативную активность учащихся.

Материал занятий кружка для учащихся любого класса должен обладать такими качествами как: содержательность, соответствие духовным запросам учащихся, эмоциональность, выразительность. Используемый на занятиях кружка лексический материал должен хорошо комбинироваться с программным материалом и должен способствовать решению практических задач.

При выборе форм и методов организации речевой деятельности на занятиях кружка необходимо учитывать рекомендации психологов, в соответствии с которыми процесс овладения иностранным языком должен включать все виды деятельности. Если в кружках задействованы учащиеся 5-6 классов, то ведущей в работе кружка должна быть игровая деятельность. А если задействованы учащиеся 7-9 классов, ведущей будет познавательная и ценностно-ориентационная деятельность. Большой популярностью пользуются игры-соревнования, ролевые игры, учитывающие способность ребенка к фантазии и перевоплощению. Фантазируя, ученик 5-6 класса легко перевоплощается в героя сказки или рассказа. Учащиеся этого возраста охотно копируют интонацию и любят участвовать в хоровой работе. Процесс языковой коммуникации увлекает их. На занятиях кружка учащиеся не должны встречать непреодолимых трудностей, их старания и успехи должны быть замечены учителем, их должен устраивать партнер. Основными формами работы на занятиях кружка должны быть управляемый диалог, беседа, описание картинок.

Совершенствование умений и навыков устной речи на занятиях кружка имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в планировании и организации занятий:

  1. Желательно, чтобы речь учащегося сопровождалась соответствующими действиями: передвижением по комнате, жестикуляцией, мимикой. Учащиеся на занятиях кружка должны снять физическую усталость после уроков.
  2. Учащиеся не должны бояться допустить ошибку. Слишком большое количество поправок, критических замечаний учителя тормозит их речевую активность, снижает интерес к работе, и наоборот — чувство уверенности в своих силах, осознание своих возможностей побуждают к выполнению заданий, превосходящих по уровню трудности те, с которыми они встречаются на уроке.
  3. Необходимо добиваться творческого воспроизведения языкового материала в новых ситуациях общения. На занятиях кружка учащиеся должны использовать знания и умения, полученные в ходе изучения нескольких тем. Иностранная речь учащихся на занятиях кружка должна быть близка к естественной разговорной речи. Члены кружка учащихся должны учиться свободно переходить от одной темы к другой.
  4. Содержанием устной речи учащихся должны являться знания, полученные на уроках по другим предметам — прежде всего литературы, истории, географии. В устной речи учащихся должны найти свое отражение и их внеучебные интересы.

Главная задача учителя — заинтересовать учащихся предстоящей работой, создать такую ситуацию, которая бы стимулировала потребность школьника высказаться по теме и принять участие в обсуждении. Например:
— Я хорошо провел свой свободный день. Задайте мне вопросы и уточните детали проведенного мною дня.

Особое значение в организации работы кружка следует уделять коллективным видам речевой деятельности, органически сочетающим личностную и общественную значимость. Например: выпуск устного журнала о событиях в жизни школы. В качестве эффективного приема управлением деятельностью учащихся на занятиях кружка рекомендуется назначать на роль консультантов хорошо успевающих по предмету учеников. Учащиеся младших классов воспринимают такое назначение как игру, они охотно включаются в эту игру. Для учащихся 9 класса это поощрение доверием.

Особое значение в работе кружка имеют ролевые игры. Ролевая игра дает возможность ученику проявить себя как личность в воспроизведении материала, на базе которого происходит общение. Естественной основой для ролевой игры является способность человека к перевоплощению, к подражанию. В ходе ролевой игры ее участники приобретают умения быстро и правильно реагировать на слова и интонацию собеседника, приспосабливаются к поведению собеседника, к его манере выражать свои мысли, учитывать настроение собеседника. Ролевая игра на занятиях кружка побуждает детей учиться друг у друга перенимать некоторые понравившиеся способы выражения чувств, состояний.

В силу специфики внеклассной работы ролевая игра на занятиях кружка должна проводиться в соответствии с ситуацией, стимулирующей естественное речевое общение, иметь познавательную ценность для ее участников, доставлять удовольствие, как своим увлекательным сюжетом, так и для самовыражения. В ролевой игре, проводимой на занятиях кружка, фантазия ребенка не ограничена временем. Если ролевая игра является частью внеклассного мероприятия, духовный мир школьника значительно обогащается.

Каждой ролевой игре могут предшествовать языковые и условно-коммуникативные игры, целью которых является подготовка учащихся к использованию лексики и речевых структур. Занятие кружка на всех его этапах должно обеспечиваться раздаточным материалом. Это могут быть тематические подстановочные таблицы, картины, карточки, открытки с изображением достопримечательностей городов, тематические фотоматериалы, иллюстрации из газет и журналов.

Резюмируя все вышеизложенное, мы можем сделать вывод, что развитие навыков аудирования и говорения на занятиях кружка при коммуникативной активности учащихся может значительно улучшить практическое владение учащимися иностранным языком.

[links&resources]

[1] Михеева И.В. Игры во внеклассной работе по иностранному языку. — М., 1986.
[2] Колкер Я.М., Устинова Е.С. Обучение восприятию на слух английской речи. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.