«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ ПИСЬМУ

Понедельник 26 Август 2013


Поиски новых методов обучения иностранным языкам очень актуальны. Важно не просто учить ребёнка языку, а развивать его как личность. Эти вопросы интересуют меня как будущего учителя.

 

настроение: увлечённое

ключевые слова: креативность, творчество, творческое письмо

город: Рязань

e-mail: svetlanabaranova_rsu@mail.ru

 

Я студентка 4-го курса института иностранных языков Рязанского Государственного университета имени С.А. Есенина. Если и были тени сомнения, на правильном ли я пути, верный ли выбор сделала в жизни, то они исчезли, когда я познакомилась с замечательным, талантливым преподавателем Натальей Владимировной Ковтун. Как говорит Н.В. Ковтун: «Never be dreary«. Она научила меня креативно подходить к обучению детей английскому языку и развивать в моих учениках творческие способности вместе с языковыми навыками. Сейчас как никогда важно иметь яркую индивидуальность, не быть скучным внешне и внутренне. От этого зависит успех человека в жизни.

Меня заинтересовал один из популярных на западе методов — обучение английскому языку посредством творческого письма, Creative Writing. Что же такое креативность? И что подразумевает творческое письмо?

Скотт Бэрри Кауфман, профессор Кембриджского университета, говорит: «Долгое время навыкам письма в изучении языка не уделяли должного внимания, рассматривали их как неприкаянного собрата чтения». Творческое письмо Скотт Кауфман определяет так: «Это разносторонняя деятельность, включающая в себя личность самого автора, его взгляды, убеждения и привычки»[1]. Меня интересовал вопрос: а можно ли научить ребёнка писать творчески? И какая связь между заданиями такого типа и теми, что представлены на ЕГЭ? Ответ на первый вопрос хотелось быть дать сразу — несомненно, можно! И далее мы продемонстрируем, как это сделать.

Что же касается письменной части ЕГЭ, здесь дело обстоит сложнее. Задания письменной части ЕГЭ имеют ряд преимуществ, но в ЕГЭ задания построены таким образом, что для успешного выполнения ученик должен следовать определённым строгим правилам, в результате чего нет свободы мышления и творческие способности не развиваются. Письменные задания во многих современных учебниках не соответствуют тем, что предлагаются на экзамене, и в то же время не развивают творческих способностей учащихся. Так, в учебнике О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой «Английский язык» в разделе «Чтение для обсуждения» предлагается текст про Норвегию и ряд следующих заданий к нему:
Read the text and say how the family traveled on the fourth day of their journey; match the given phrases with their equivalents; express the same in English.

Название подраздела означает, что задания должны быть дискуссионными и коммуникативными. Я предлагаю несколько дополнительных заданий к этому тексту, которые повышают эффективность работы по развитию у учащихся навыков выражения собственного мнения, что важно как на ЕГЭ, так и для развития творческих способностей:

Make two teams. One team is to give arguments for and the other is to give arguments against. The topic for discussion is — whether to travel to Norway in winter or in summer.

Do you know that Norway is taken as a background for some scenes in `Harry Potter`? What are the reasons for this choice of the director? What do you think about it?

Would you prefer to live in a quiet country like Norway or in a busy one such as the USA? Make two groups of opponents and give your arguments.

Пусть не реальная коммуникация, но псевдокоммуникация здесь имеет место. Также развивается логическое мышление и сообразительность, компенсаторная компетенция и речевая реакция — именно это и требуется от ученика на ЕГЭ.

В Америке и Европе много внимания уделяют именно развитию креативности. Кто сравнится с американской певицей Леди Гага и её фееричными выступлениями в экстраординарных платьях из мяса и металла? Это, конечно, шутка. Везде должна быть золотая середина. И мы, учителя, тоже должны этому учить. В широком смысле, креативность — это отношение к жизни. Креативные люди не боятся рисковать, с лёгкостью преодолевают препятствия, встречающиеся им на пути, и находят неординарные, исключительные решения всем проблемам. Обучение детей творческому письму способствует появлению у них именно такого подхода к жизни. А ко всему прочему развивает основные и функциональные языковые навыки, воображение и умение мыслить логически.

Скотт Кауфман считает креативность врождённым качеством. И от нас как учителей зависит, будет ли это качество у детей развиваться. Изучив достаточное количество литературы (Dennis E. Paul `The Fun Book of Creative Writing`, Andrew Write `Creating Stories with Children`, Scott Barry Kaufman `The Psychology of Creative Writing`, Ron Shaw `1001 Brilliant Writing Ideas`, Hilary Jenkins `Creative Ways`, Louis Menand `Should Creative Writing be Taught?`, Pearl Luke `Be a Better Teacher`, etc.), я решила попробовать организовать процесс обучения творческому письму на практике. Возраст моих учеников варьировался от 7 до 12 лет. Со всеми из них я применяла следующие типы заданий, подбирая содержание под уровень знаний детей:

  1. Вам дано первое предложение. Продолжите историю по цепочке.
  2. Посмотрите видеоролик. Предположите, как могла бы закончиться история.
  3. Отсутствует начало рассказа. Ваша задача — придумать логичное начало.
  4. Отсутствует концовка. Придумайте хеппи-энд этой истории.
  5. Закройте глаза и послушайте мелодию. Затем опишите тот пейзаж, который вы представили. Пусть это будет место действия вашей истории.
  6. Перед вами список не связанных друг с другом слов. Ваша задача — составить из них рассказ.
  7. Каждый выходит к доске и рисует картинку. Затем класс делится на две команды и сочиняет истории по картинкам.

Это всего лишь типы возможных заданий. Преподносить их, конечно же, нужно в более доступной для детей форме, учитывая их возрастные особенности. Самое главное — чтобы детям было интересно. Это вопрос мотивации. Что касается представленных типов заданий, то кроме развития языковых навыков, воображения и логики, дети также учатся работать в команде.

Тем не менее, начав работать с учениками в этом русле, я столкнулась с проблемой. Лексического запаса детей младшего школьного возраста часто не хватает для того, чтобы придумать историю. И я нашла следующее решение: использовать грамматически не связанные слова в качестве опоры. Например: Big… Dog… Little … Cat… Run… Tree. Такой метод тоже сработал. Как показала практика, детям интересно выполнять задания такого рода, давать волю фантазии и воображению. Они учатся выражать собственное мнение, что важно уметь и при сдаче экзаменов, и вообще по жизни. Но есть одно большое «но», и оно касается времени, которое отводится английскому языку в школе. Зачастую этого времени недостаточно даже для прохождения основной программы. Обучать детей творческому письму можно дополнительно, во внеурочное время, разработав, к примеру, элективный курс.

Я убеждена, что в современных школах учителя должны больше внимания уделять творческой стороне деятельности детей. Тогда это будут не просто успешные ученики, а креативные, творческие личности. Осуществление этой задачи является неотъемлемой составляющей новой роли учителя в новой школе.

[links&resources]

[1] Scott Barry Kaufman. The Psychology of Creative Writing. — Cambridge University Press, 2009.

 

 

Оставить комментарий

Комментарий

..