«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Среда 28 августа 2013

Приобщение молодых людей к мировой культуре прежде всего означает владение иностранными языками, что значительно расширяет возможности современного человека. В стремлении к повышению эффективности многие учителя занимаются поиском новых приемов обучения иностранным языкам и всячески стараются мотивировать учащихся к более глубокому изучению этого учебного предмета.

настроение: практическое

ключевые слова: отсутствие языковой сред, мотивация, технологии мультимедиа, интегрированные уроки, контакты со сверстниками в англоязычных странах, интернет-проект

город: Ставрополь

Безусловно, существует ряд объективных причин, из-за которых обучение не всегда проходит эффективно. Прежде всего — это отсутствие языковой среды, когда обучение иноязычной речевой деятельности осуществляется в искусственных условиях и учебные речевые ситуации создаются преподавателем. Из-за сложности предмета уже на третьем-четвертом годах обучения у большинства учащихся заметно падает интерес к изучению иностранного языка. И лишь отдельные учащиеся, как правило, сильные по знаниям, занимаются изучением иностранных языков с повышенным интересом, понимая его значимость. Свою дальнейшую учебу они связывают с вузом, рассчитывая по его окончании найти престижную работу, где потребуются и знания иностранного языка.

Всё большее место в обучении завоевывает компьютер. Современные дети привыкли получать большую часть информации в электронном виде, и трудно привлечь их внимание без использования ИКТ. Проанализировав свою практическую работу и изучив работы психологов и педагогов, я стараюсь постоянно повышать интерес детей к английскому языку. В работе с мотивацией мне помогает и Интернет. В нашей школе и ранее проводились предметные уроки с использованием технологий мультимедиа: интегрированные уроки географии, истории, биологии и английского языка на основе информационных ресурсов глобальной компьютерной сети. Однако только с подключением к сети Интернет у учащихся школы появилась возможность установления контактов со сверстниками в англоязычных странах. Это позволяет почувствовать важность изучения английского языка, дает возможность проверить в практике общения свои языковые навыки и речевые умения, повышает интерес к изучению иностранных языков. В наши дни ребенок может иметь друзей по компьютерной переписке и устному общению во всех частях света.

Мы организовали с ребятами кружок «Всемирная паутина», где учащиеся и даже некоторые учителя переписываются и общаются с учителями и учениками из разных англоговорящих стран. Теперь, когда переписка (и в последние годы живое общение через Skype) длится уже несколько лет, можно с уверенностью сказать, что это очень эффективное средство для повышения мотивации к изучению иностранного языка. Выполнять задание «Напиши письмо воображаемому иностранному другу» детям было просто скучно, а ведь такое задание встречается в учебниках разных классов, оно составляет основу в задании по письму на итоговой аттестации (часть С1 ЕГЭ). Поэтому в нашей школе и начали переписку по-настоящему. Мы получаем электронные и обычные письма, посылки и подарки из Великобритании, США, Канады и даже из Австралии и Новой Зеландии. То, что дети могут напрямую узнать о жизни своих сверстников за рубежом, посмотреть сайты их школы, пообщаться в режиме on-line, безусловно, значительно повышает интерес наших учеников к иностранному языку. Такое общение помогает в изучении культуры и быта народов различных стран, способствует сближению и взаимопониманию.

Очень большой интерес вызывают совместные интернет-проекты. В США такой вид творческой работы применяется очень широко, и мы неоднократно принимали участие в проектах, посвящённых нашей стране, образованию в наших странах и досугу школьников. Например, на сайте http://www.epals.com/ ребятам было очень интересно поработать с учащимися из штата Огайо по теме «Праздники». У города Ставрополя есть город-побратим в США — Де Мойн (штат Айова). В этом городе у нашей школы есть школа-побратим Hubbell Elementary School. Наши младшие школьники переписываются с ребятами из этой школы, иногда мы проводим интернет-мосты. Последний мост был посвящён вопросам охраны окружающей среды. Учащиеся обеих стран подготовили свои рисунки, творческие работы, посвящённые этой теме, и рассказали друг другу о том, как они помогают охранять природу (подробнее о сотрудничестве на сайте нашей школы http://sch7.stavedu.ru). Такие проекты помогают школьникам научиться рассказывать о России и о своём родном городе в рамках реального уже сегодня диалога культур.

Очень важно осознавать, что всё происходящее в нашей стране, волнует и зарубежных друзей. Например, было очень трогательно получить отклики друзей по переписке на страшную трагедию в Беслане. Слова были такими добрыми и проникновенными, что ребята сделали специальный стенд для того, чтобы остальные учащиеся могли прочитать эти письма. Переводили их все вместе и с большим интересом. Прошло уже много лет, а мы до сих пор читаем эти письма для новых учеников, когда проводим митинг 3 сентября каждого года. Подобная реакция была на лесные пожары, прокатившиеся по России, на наводнение в Крымске и, конечно, на падение метеорита в Челябинске. Оказалось, что в разных странах очень интересуются и политической обстановкой в нашей стране. Ребят из США поразило и глубоко тронуло то, как празднуется День Победы в России. А ведь они даже толком не знают, на чьей стороне воевал СССР во время второй мировой войны, тем более не осведомлены о тех жертвах, которые понёс наш народ во имя Победы.

Мы обсуждали и другие важные события, включая даже выборы президента России. В нашей школе был избирательный участок, и мы посылали зарубежным друзьям снимки, сделанные через Интернет во время выборов. Они были очень удивлены, что мы могли наблюдать выборы в режиме on-line. Во многих странах этот факт упоминался в СМИ лишь вскользь или попросту не упоминался.

Многие отрывки из электронных писем можно напрямую использовать при изучении различных тем: образование, праздники, питание, социальное обеспечение и т.д. Вот, например, один мальчик из США описывает дом престарелых, где живёт его прабабушка:

She lives in a «protected home» with six other ladies. They each have their own room which part sitting room and part bedroom. Granny also has a small bathroom. The home once was a big private house but has now been divided off into seven smaller apartments. There are also two further sitting rooms, one large with windows overlooking the gardens, which the residence share together and another which is reserved for residents to take their guests should they wish. There is also a very pleasant dining room which resembles a very expensive restaurant, having a chandelier and several large mirrors. My parents are always joking with Granny that we will book ourselves in one day. There is always three or four staff on duty so all her needs are met.

Изучая тему «Нью-Йорк», мы можем при помощи веб-камер Интернета посмотреть в режиме on-line, что происходит в этом городе. Детям это особенно интересно.

Иногда ребята консультируются у своих друзей по переписке, как правильно использовать те или иные английские слова или какой вспомогательный глагол правильно употребить в предложении. Например, они спрашивали у англичан об употреблении глаголов shall и will. Был получен ответ: Nobody says «I shall» any more although it is still correct and many foreign students learn this. Everybody says «I will» because it is easier so you can choose which you prefer. Both are ok.

Большинству учащихся ещё трудно разговаривать с иностранцами, но постепенно мы учимся преодолевать страх сделать ошибку. Всё чаще ребята общаются с носителями языка через Интернет. Для того чтобы учащиеся лучше понимали английское произношение, мы просим американцев, изучающих русский язык (таких мало, но мы нашли двоих), произносить фразы по-русски. Это помогает уловить «мелодию» иностранного языка.

Можно с твердостью сказать, что современное обучение иностранному языку практически невозможно без использования интернет-технологий. Необходимо создавать языковую среду при помощи сети Интернет и различных программ типа Skype, Google Talk и др., где можно пообщаться в режиме on-line. Для того чтобы уроки были интереснее, нужно использовать безграничные возможности Интернета, где можно найти и on-line тесты, и презентации по различным темам и множество видео- и аудиоматериалов.

[links&resources]

1. Сысоев П.В., Евстигнеев М.К. Внедрение новых учебных интернет-материалов в обучение иностранному языку // Интернет-журнал «Эйдос». — http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm
2. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ. — 2001. — № 2, 3.
3. Мильруд Р.П. Сотрудничество на уроке иностранного языка // ИЯШ. — 1991. — № 6.
4. Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку // ИЯШ. — 2005. — № 8.
5. http://www.epals.com

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.