«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ «ШКОЛЫ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Пятница 25 октября 2013

В настоящее время в столичных образовательных учреждениях воспитывается и обучается около 60 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе свыше 20 тысяч детей-инвалидов. Это подтверждает цель московского образования — оказание помощи каждому такому ребенку в возможности реализовать право на образование и найти своё место в жизни, создание условий для полноценного включения в образовательное пространство детей с ОВЗ и их успешной социализации.

настроение: заботливое, внимательное

ключевые слова: школа надомного обучения, дети с ограниченными возможностями здоровья, формы обучения, вторичная языковая личность, развитие общеучебных умений, индивидуализация обучения, интерактивная презентация, пространство intewiki, коммуникативные способности

город: Москва

Одной из форм работы с детьми с ОВЗ являются школы надомного обучения, но, к сожалению, количество таких школ на Москву на сегодняшний день очень невелико. В основном дети продолжают обучаться в обычных школах инклюзивно, некоторая часть из них — в домашних условиях. Проработав в школе надомного обучения (СОШНО № 265) пять лет, что является небольшим сроком, я чувствую себя вправе говорить о некотором накопленном положительном опыте, определенных успехах. Вместе с тем проявились и некоторые проблемы, решить которые удаётся при помощи применения ИКТ-ресурсов.

В ШНО обучаются дети с такими заболеваниями как вегето-сосудистая дистония (ВСД); детский церебральный паралич (ДЦП); эпилепсия; миодистрофия Дюшена (атрофия мышц); онкологические заболевания; врожденный порок сердца; синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ); минимальная мозговая дисфункция (ММД) и др. Большинство детей с такими серьезными проблемами здоровья могли бы обучаться на дому, в изоляции от окружающего мира, лишенные непосредственного общения со сверстниками, но исходя из специфики учебного заведения ШНО обучающиеся с удовольствием посещают школу. Каждому ученику, исходя из его заболевания, медико-психолого-педагогическая комиссия рекомендует одну из форм обучения: классно-урочная; групповая; индивидуальная; надомная.

Трудности при работе с обучающимися с ОВЗ связаны не только с серьезными заболеваниями и частыми пропусками уроков из-за болезни, что, безусловно, влияет на процесс обучения и усвоения ими материала, но и с противоречиями между повышением требований к качеству образования и медицинскими ограничениями в обучении, связанными с уменьшением нормативной учебной нагрузки. При двух часах английского языка в неделю очень сложно развить языковую компетенцию обучающихся, умения аудирования, говорения, чтения, совершенствовать письменную речь, а также воспитать творческую, социально-активную вторичную языковую личность.

В этих сложных условиях основной задачей является выработка оптимального учебного плана, методического и дидактического сопровождения процесса обучения английскому языку.

Мотивация детей с ОВЗ к учению, безусловно, снижена из-за состояния здоровья. Не всегда учитель получает ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения. Но от этого работа учителя в ШНО, каждодневная, кропотливая, порой незаметная для окружающих, не становится менее значимой, чем работа учителя, который работает со здоровыми, мотивированными учениками. Давно известно, что использование компьютера в учебном процессе способствует развитию познавательных интересов школьников, активизирует их речемыслительную деятельность и позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать задачи урока. Одним из главных аргументов в пользу применения ИКТ в каждой школе является реальная возможность индивидуализация обучения, что позволяет каждому ученику развиваться в соответствии с его способностями и особенностями. А в случае обучения детей с ОВЗ иногда это единственный способ подачи учебного материала в ситуации, когда компьютер для них — это связующее звено между учащимся, учителем и внешним миром. В этом и заключается актуальность применения ИКТ-ресурсов при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в школе.

В центре внимания обучения с использованием информационных технологий стоит ребенок. Появление компьютера на уроке вдохновляет всех принять участие в учебном процессе. Дети находят практическое применение знанию иностранного языка в разных его аспектах, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка.

Пользуясь своим личным опытом, хочу отметить, что именно такая организация учебной деятельности в школах надомного обучения дает возможность каждому ребенку не только проявить себя, показать свои умения, знания и навыки, но и наверстать не пройденный вовремя материал, исправить свои ошибки и получить положительную оценку. Таким образом создается ситуация успеха для каждого обучающегося.

Учителю важно уметь создавать интерактивные презентации, страницы в интернет-пространстве, а также создавать собственные сайты. Все это помогает грамотно систематизировать учебный материал, а главное, делает его доступным каждому ученику, независимо, где он обучается непосредственно: в школе или на дому.

Интерактивная презентация в PowerPoint позволяет красочно и наглядно представить все учебные темы, даже те, которые на первый взгляд кажутся обучающимся скучными для изучения. А также развить и проконтролировать навыки аудирования, чтения с различными стратегиями, отработать, закрепить и совершенствовать лексико-грамматический материал, проверить себя самостоятельно и исправить ошибки, что является немаловажным для детей с ДЦП, которые пишут медленно и неразборчиво. Обучающиеся, в свою очередь, могут проверить свой результат сразу же: ключ находится или на следующей за тестом страничке, или на гиперссылке. Презентация PowerPoint в сочетании с раздаточным материалом, выполненным с помощью Microsoft Office Word и Microsoft Office Excel, — это удобно и обучающемуся, и учителю.

Страница в интернет-пространстве дает возможность не только собрать необходимый учебный материал для обучающихся и проконтролировать лексику и грамматику в виде тестов, но и сделать необходимые ссылки на другие интернет-ресурсы. Появилась возможность для каждого обучающегося, находясь на странице intewiki http://wiki.iteach.ru/index.php/Участник:Мария_Дьякова, быстро выходить на другие полезные сайты, где представлен очень интересный, а главное, полезный для изучения материал. Для снятия усталости, например, во время и после урока и для восстановления работоспособности вниманию учащихся представлены музыка и песни, которые содержат богатый аутентичный материал. Исполнение песен под фонограмму или “караоке” способствует развитию аудитивных, произносительных и грамматических навыков, пополнению словарного запаса, отработки речевых навыков, а также ознакомлению учеников с элементами культуры страны изучаемого языка, эмоционально окрашивает занятие.

Быстрый доступ к информационным ресурсам ведущих зарубежных электронных газет, журналов, энциклопедий, просмотр и чтение англоязычных сайтов помогает совершенствовать навыки чтения и учит детей ориентироваться в информационном потоке.

Интернет — важное и интересное для ребенка место учебных игр и виртуальных путешествий. Можно погулять по Великобритании, Шотландии, Озерному краю, Лондону, США, Вашингтону, Нью-Йорку (никаким рассказом нельзя заменить эти впечатления).

Собственный сайт http://leaenglish.weebly.com — это уникальная возможность для учителя построить процесс обучения грамотно и соответственно программе. Сюда можно выгрузить абсолютно любой материал на сопровождение и закрепление любой изучаемой темы, с учетом возраста обучающихся, уровня их языковой подготовки, развития общеучебных умений, специфики заболевания ребенка. Этот материал всегда доступен не только в классе, но и дома у каждого ученика. В любое время, удобное для себя, ученик может обратиться к нему.

Необходимо следить, чтобы у учеников не было перегрузки, планировать время для отдыха во время учебного процесса. Строить урок, исходя из возможностей ребенка: кому-то нужно больше работать устно, развивая речь, кому-то необходимо писать, разрабатывая моторику руки, а кому-то надо все потрогать. После работы на компьютере необходимо проводить гимнастику для снятия напряжения с мышц спины, рук и глаз. В этом случае логично использовать доступ к музыкальной страничке с видеорядом и без. После такой разгрузки любой ученик с удовольствием продолжит работу на уроке.

Конечно, ученики с ОВЗ хотят проявлять себя в различных конкурсах, олимпиадах. Каждому необходимо показывать результаты своего труда, почувствовать свою успешность. Третий год подряд мои ученики участвуют в межшкольной Всероссийской интернет-игре «Хочу все знать!» http://um-ka367.narod.ru. Это детям с ОВЗ по силам, так как внутри школы или на дому ребенку оказывается техническая помощь или, с учётом его особенностей, задания разбиваются на несколько этапов или увеличивается время работы.

Понятно, что компьютер на занятиях — это не самоцель, а средство для развития учащихся, инструмент, позволяющий решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка. Создавая благоприятный психологический климат, грамотно подбирая посильные задания, сочетая различные формы работы, потихоньку, шаг за шагом мы идем к основной цели: научить ребенка учиться, добывать самостоятельно знания, поверить в свои силы и как итог — получить качественное образование. Даже если дальнейшая жизнь ученика c ОВЗ не связана с иностранным языком, пользование Интернетом и компьютером становится необходимым условием для дальнейшего его обучения. Все это поможет создать условия для самореализации школьников с ОВЗ и в свете новых образовательных стандартов готовить нынешних и будущих выпускников к творческой, продуктивной жизни в нашем постоянно меняющемся мире.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.