«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ОПЫТ ОБНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В ВЕДУЩИХ УНИВЕРСИТЕТАХ МИРА

Понедельник 23 декабря 2013

Экспериментальное образование — это процесс активного вовлечения обучающихся в эксперимент и/или исследования, которые будут иметь практическую значимость. Обучающиеся должны экспериментировать с собственными знаниями или знаниями своих товарищей, анализировать и экспериментировать с ними, а не искать уже полученные и изложенные знания[7].

настроение: позитивное

ключевые слова: экспериментальное и развивающее обучение, инновационное развитие в обучении, опыт американских университетов, познавательный подход, развитие креативности личности

город: Москва

Педагогический эксперимент — это эксперимент, задачей которого является выяснение сравнительной эффективности применяемых в учебно-воспитательной деятельности технологий, методов, приемов и нового содержания[5]. Обучение в условиях эксперимента через собственные исследования является инновационным методом в образовательной среде. Опыт стран, продвинувшихся в инновационном развитии (США, Германия, Япония), свидетельствует о важной роли инновационной инфраструктуры университетов в региональных инновационных системах.

Лидером в области инновационной деятельности являются США, что обусловлено длительным целенаправленным вниманием государства и университетов к развитию инновационных образовательных процессов и, как результат такого внимания, высокой эффективностью национальной инновационной системы страны в целом.

Если мы рассматриваем экспериментальное образование в целом, то можно выделить два основных компонента, такие как развивающееся образование и развивающее образование[4].

На основании терминов можно определить, что под развивающимся образованием понимается самообразование в целом, со своим поэтапным развитием в результате исторических, экономических, политических и социальных изменений. В свою очередь истоки психолого-педагогического подхода к развивающему образованию (обучению) следует искать в культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

Актуальность изучения экспериментального образования школ США состоит в том, что оно способствует формированию открытого педагогического мышления, при котором осваивается все целесообразное в мировом школьном воспитании и образовании. Процесс обучения строится так, чтобы оно способствовало раскрытию творческого потенциала обучающегося и развитию креативной составляющей его личности.

В этой статье мы рассмотрим и проанализируем несколько зарубежных статей, которые отражают суть развивающего образования как составляющей части экспериментального образования XXI века.

Гэйл Меллоу (Gail O. Mellow), президент городского университета Нью-Йорка, считает, что развивающее образование не имеет строгой и четко сформированной структуры и является сугубо индивидуальным процессом для каждого учебного заведения, творческо-педагогического коллектива и каждой группы обучающихся[2].

В этой статье развивающее обучение рассматривается на примере городского университета Нью-Йорка и его структурного подразделения ЛаГуардиа Комьюнити Колледж (LaGuardia Community College). Обучение ориентировано на развитие метакогнитивных навыков и умений, которые помогут выпускникам колледжа реализовать свой творческий потенциал в университете. Действующий проект под названием «Global Skills for College Completion» совместно с LaGuardia Community College и Knowledge in the Public Interest является экспериментальным и служит для реализации всестороннего познания, что обеспечивает многоуровневое и всестороннее развитие личности обучающихся. Идея данного эксперимента заключается в пропорциональном соотношении использования различных теорий и методов преподавания и обучения. Например:

  • когда учитель презентует определенный материал, а обучающийся задает вопросы для уточнения — это дидактическая форма преподавания и обучения;
  • когда обучающиеся обсуждают, аргументируют и опровергают — это общественный конструктивизм;
  • если обучающиеся путем догадок, совместного обсуждения, собственных исследований и экспериментов получают информацию и тем самым преуспевают в личностном росте, а затем получают отзыв и рекомендации преподавателя — это называется конструктивизмом.

Более предпочтительной формой обучения и преподавания в рамках упомянутого эксперимента является метод сотрудничества с поэтапными отзывами, рекомендациями и пожеланиями со стороны преподавателя. Помимо этого авторы утверждают, что необходимо использовать диалоговую форму сотрудничества, то есть преподаватель общается с обучающимся по тематике курса, предмета, проекта или исследования, а обучающийся в свою очередь передает свой опыт и рекомендации преподавателя своим однокурсникам, одноклассникам[2].

В следующей анализируемой нами статье «Познавательный подход в развивающем образовании», школа, рассматриваемая авторами[3], является структурным подразделением государственного американского университета в Нью-Йорке. Школа Хадсон Валей (Hudson Valley) была открыта в 1953 году. Идея школы заключается в формировании естественного познавательного интереса обучающихся для успешного поступления в университет и дальнейшей профессиональной деятельности. Развивающее образование в Хадсон Валей (Hudson Valley) понимается как комплекс безотметочных курсов по основным четырем предметным аспектам: бизнес-курс, курс инженерии, курс гуманитарных наук и искусства. Перечисленные курсы не входят в урочную деятельность школьников, а являются дополнительными элективными курсами, посещение которых необязательно и основывается на личном интересе и индивидуальной мотивации обучающихся. Иная особенность так называемых развивающих курсов заключается в их безотметочной системе (noncredit system). По мнению профессорско-педагогического состава школы и университета, данная система является естественным стимулятором, мотиватором студентов и обучающихся[4].

В программу развивающих курсов школы Хадсон Валей включены следующие аспекты, которые помогают развить умственно-интеллектуальный, внутренний и культурно-эстетический мир ученика и преподавателя:

  • постоянная модернизация учебных программ, а именно использование современных психологических, педагогических и экономических тем для обсуждения, проектных, индивидуальных, групповых, коллективных творческих работ (например изучение такого термина как «тайм менеджмент»);
  • межшкольное сотрудничество, которое рассматривается в форме взаимовыручки, взаимоконтроля, взаимной поддержки как со стороны преподавателей по отношению к обучающимся, так и наоборот. Примечательный факт заключается в том, что развивающие курсы подразумевают дуэты, трио и квартеты учителей на одном уроке, так как это считается отличной возможностью дифференцировать и индивидуализировать процесс познания;
  • развитие креативных способностей и креативного мышления обучающихся, которое заключается в обеспечении информативными электронными и богатыми литературными ресурсами. Важную роль играет метод генерации идей путем коллективного обсуждения проблем при полной свободе выдвижения вариантов решения, что является основополагающим в процессе развития познавательных навыков обучающихся;
  • помощь наставника (студента) является новшеством рассматриваемой нами школы Нью-Йорка и заключается в оказании поддержки, помощи учителю в течение урока, а также предоставляет возможность обучающемуся найти себе помощника для выполнения совместных творческих работ.

Подводя итог, необходимо сказать, что школа Хадсон Валей создала всесторонний и познавательный процесс овладения учебной программой развивающих курсов, формирование и совершенствование необходимых обучающимся знаний, умений и навыков. Для достижения поставленной цели были созданы разные виды и формы поддержки, которые можно иллюстративно отобразить в следующей схеме:

Следующая анализируемая нами статья называется «Изменение школьного экспериментального образования»[6]. В ней авторы обращают свое внимание на историю экспериментального образования, а также приводят в пример школу в Рабун Гэп (Rabun Gap), Джорджия, где школьники исследовали культуру и историю гор Аппалачи путем интервьюирования жителей окрестностей, собственной фотосъемкой, экскурсиями, и результатом стал опубликованный журнал с работами школьников. Подобные исследования проходят два раза в году в школе Рабун Гэп (Rabun Gap).

Интересно обратить внимание и на опыт школы нового поколения New Country School, Хендерсон, штат Миннесота, США. Процесс обучения здесь в корне отличается от традиционного. Данная школа начала рассматривать процесс школьного образования на основе равноправия. Их концепция заключается в том, что директор школы, учителя и школьники находятся на одном социальном уровне и выступают в роли напарников и советчиков. В школе нет учителей, но есть консультанты. Внимание привлекают рабочие места обучающихся: они сидят за оборудованными офисными столами и работают за индивидуальными компьютерами, которые «закреплены» за ними на протяжении всего срока обучения. Данная деятельность является подтверждением словам профессора Томаса Митра (State University of Massachusetts), который считает, что группы детей, которые получают в свои руки компьютер, способны к самоорганизации. Деловая атмосфера способствует спокойному усвоению материала путем проектной методики с выходом на собственный опыт обучающихся. Все вышеупомянутое помогает избежать шумных, беспокойных и недисциплинированных перемен и времени обеда. Весь процесс обучения строится на межпредметных проектных исследованиях, на которые выделяется 300 академических и неакадемических часов с последующей 30-минутной защитой проекта. Единственный предмет, который соответствует всем правилам традиционного образования, — это математика. Обучающиеся осваивают материал в индивидуальном темпе, то есть возможна следующая ситуация, когда внутри одной группы обучающиеся находятся на разных уровнях владения материалом. Школа обосновывает это тем, что у школьников разные способности в целом, а касаемо точных математических наук этот факт наиболее выражен [9].

Данный подход в обучении кажется увлекательным, нестандартным и экспериментальным, но, на мой взгляд, данная концепция актуальна и ориентирована на мотивированных и осознающих ценность образования обучающихся.

Проанализировав многие отечественные и зарубежные источники, считаю очевидным, что экспериментальное обучение имеет непосредственное отношение к гуманной педагогике, предложенной Ш.А. Амонашвили. Идея заключается в формировании всех личностных качеств и ценностей, которые были заложены в ребенке еще при его рождении. Получение знаний происходит путем собственных исследований и наблюдений за окружающим миром[1].

Делая вывод, можно сказать, что экспериментальное и развивающееся образование как социальный институт обеспечивает устойчивость государства, реализует интеллектуальный потенциал народа и аккумулируется как золотой фонд для подрастающего поколения. Проанализировав и рассмотрев опыт преуспевающей страны (США) можно заметить, что процесс экспериментального образования реализуется и служит фундаментом для всестороннего развития личности обучающихся, формирования креативного мышления и творческого потенциала обучающихся, что является непосредственной целью обучения.

[links&resources]

[1] Амонашвили Ш.А. Баллада о воспитании. Истинное воспитание Ребенка — в воспитании самих себя. Донецк, 2008, — 34 с.
[2] Gail O. Mellow, Diana D. Wools, Diana Laurilland. In Search of New Developmental Education Pedagogy // International Journal of Innovation Science. — 2011. — № 5. — С. 50–59.
[3] Kathleen E., Quirk. A comprehensive approach to developmental education // New direction for community colleges. — 2005. c. 83–92.
[4] Nathalie Duval-Couetil1, Michael Dyrenfurth. Teaching Students to be Innovators: Examining Competencies and Approaches Across Disciplines // International Journal of Innovation Science. — 2012. — № 4(3). — С. 143.
[5] Pearls Frederic, Hefferlin P., Goodman P. Gestalt Therapy. Excitement and Growth in the Human Personality. New York.: Julian Press. — 1951. — 229c.
[6] Stevens, Peggy-Walker; Richards, Anthony. Changing Schools through Experiential Education. — ERIC Digest. Washington DC., 1992.
[7] Steven C. Beering, Kathryn D. Sullivan.Enhancing Support of Transformative Research at the National Science Foundation // National Science Board. — 2007. — № 5. — С. 8–11.
8. www.globalskillscc.org
[9] www.newcountryschool.com

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.