«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Понедельник 20 января 2014

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нацелены на повышение уровня образования за счет обеспечения его непрерывности посредством интеграции разных типов образования: общего, дополнительного и профессионального образования. Именно благодаря данному триединству возможно достижение планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы при соблюдении главного принципа ФГОС — принципа вариативности образования, предполагающего прохождение ребенком индивидуального образовательного маршрута на основе его личного выбора[5].

настроение: целеустремленное

ключевые слова: дистанционные конкурсы по английскому языку, дополнительное образование, творчество, портфолио достижений, ФГОС

город: Бугуруслан, Оренбургская oбл.

Вариативная часть основной образовательной программы чаще всего обеспечивается через внеурочную деятельность, организуемую в следующих формах: элективные курсы, факультативы, предметные кружки; проектно-исследовательская деятельность; фестивали, праздники, концерты, смотры, выставки, экскурсии и другие массовые мероприятия.

Однако, как отмечает д.пед.н. Золотарева А.В., массовый и некоординированный характер перехода к новым требованиям ФГОС неизбежно натыкается на ряд проблем:

  • нарушается принцип свободного выбора ребенком своей дополнительной образовательной траектории, которая позволила бы ему увидеть ступени собственного интеллектуально-творческого и личностного роста (например, при выборе темы проекта или исследования зачастую происходит навязывание ученику чуждых ему интересов);
  • не отработана координация занятости ребенка во внеурочное и каникулярное время, что неизбежно приводит к перегрузке детей;
  • реализация ФГОС замыкается в необорудованных классных кабинетах по причине бедной материально-технической базы школы;
  • не определены условия финансирования внеурочной деятельности;
  • нехватка специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей и сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.);
  • недоступность уникальных педагогических и информационных технологий развития творческих способностей и профильного образования (мобильный компьютерный класс, роботостроение, сетевые взаимодействия, тьюторское сопровождение и пр.);
  • финансовая ограниченность поддержки одаренных детей и других особых категорий детей[4].

По нашему убеждению, эффективным средством преодоления всех вышеперечисленных проблем на пути реализации ФГОС второго поколения становятся дистанционные образовательные проекты (ДОП). ДОП — это форма организации занятий, предполагающая интеллектуально-творческую деятельность участников, нацеленную на получение конкретной продукции в рамках ограниченного промежутка времени.

По мнению менеджера конкурсов и проектов Центра дистанционного образования «Эйдос» Жандармовой И.В., ДОП обладают следующими преимуществами:

  • ДОП помогают создать условия для системы непрерывного общего образования учеников, которое выходит за рамки кирпичных стен школы и становится открытым.
  • Участие в ДОП дарит их участникам яркие эмоциональные потрясения, стимулируют к саморазвитию, достижению новых результатов. Как следствие участник повышает свою самооценку, самоутверждается, растет в глазах учителей и родителей, которые сопровождали этот процесс.
  • С помощью ДОП образовательные учреждения предоставляют своим ученикам дополнительные образовательные услуги. Ученик изучает не только тему проекта, но и осваивает технологию дистанционного обучения и современные средства телекоммуникаций (использованием чата, форума и др.).
  • ДОП создают прекрасную возможность для индивидуального подхода в обучении: педагог может засчитать ученику участие в дистанционном проекте в качестве изучения раздела своего предмета[3].

Педагоги-кураторы участников дистанционных проектов Ващенко Л.В. и Челак А.А. дополняют данный список преимуществ:

  • ДОП особенно перспективны для сельских жителей и детей с ограниченными физическими возможностями, поскольку позволяют выявить среди них наиболее одаренных учащихся с целью их дальнейшей педагогической поддержки и продвижения.
  • ДОП развивают интерес к изучаемым предметам, повышают эрудицию и интеллект, стимулируют активность, инициативность, самостоятельность, творчество учащихся, побуждают к сотрудничеству с педагогом и друг с другом.
  • ДОП содействуют взрослению и социализации, помогают профессиональному самоопределению старшеклассников.
  • Дистанционные технологии являются мощным инструментом познания окружающего мира, расширяют кругозор, способствуют формированию идеологии глобального мышления.
  • ДОП дают великолепную возможность сформировать личное портфолио как ученика, так и педагога, поскольку после подведения итогов участники получают грамоты, дипломы, свидетельства, которые могут стать отличным дополнением к аттестату при окончании школы и переходе на дальнейшую ступень образования. Таким образом, ДОП являются эффективным механизмом безотметочного оценивания учебных достижений учащихся независимо от школы и школьного учителя[2].
  • Самым главным, на наш взгляд, преимуществом участия в ДОП является самореализация ученика в личностно-значимой для него области.

Еще в 1999 г., стоя на пороге нового тысячелетия, д.п.н. Андрей Викторович Хуторской — директор Центра дистанционного образования «Эйдос» — смело прогнозировал, что «дистанционные формы творчества займут в системах школьного образования одно из центральных мест»[6]. На дворе 2013 год, и сделанный тогда прогноз действительно оправдался сейчас. На данный момент существует такое огромное множество различных центров, сообществ, проектов, организаций, занимающихся проведением предметных и творческих дистанционных конкурсов, олимпиад, турниров и пр., что иногда тяжело сориентироваться в этом богатом многообразии. В целях облегчения поиска и планирования участия учащихся в предлагаемых ДОП мы исследовали интернет-пространство на предмет всевозможных сайтов, публикующих информацию о ДОП по английскому языку. Итак, был составлен внушительный, однако, мы уверены, не исчерпывающий список образовательных сайтов. Надеемся, что представленная ниже таблица поможет желающим участвовать в дистанционном творчестве по английскому языку и проложить свой путь к успеху.

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Эмблема Уровень конкурса Организация/Учредитель Адрес сайта
МНОГОПРОФИЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ
Участие только через педагога
Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников «Эрудит России» Автономная Некоммерческая Организация Центр Дистанционного Образования Развития Детского Творчества и Спорта «Баньян» http://www.gasu.ru/erudit/
Международное on-line соревнование по решению задач «Интернет-карусель» ГБОУ Центр дополнительного образования детей «Дистантное обучение» http://desc.ru/show.html?id=10
Общероссийские предметные олимпиады ООО «Олимпус» http://www.olimpus.org.ru/
Всероссийские олимпиады и конкурсы по основным школьным «Молодежное движение» http://www.mldv.ru/
Всероссийский дистанционный конкурс по учебным дисциплинам Индивидуальный предприниматель Вдовин А.А. http://www.mirzn.com
Всероссийские предметные олимпиады, викторины и конкурсы Лаборатория дистанционных конкурсов и олимпиад «Ладико» http://ladiko.ru/home/
Международные творческие проекты и предметные олимпиады Центр дистанционного развития креативности http://teachers.kz/
Всероссийские дистанционные предметные олимпиады и конкурсы Центр дистанционного творчества «Индиго» http://indigo-mir.ru/o-centre
Возможно самостоятельное участие
Всероссийские конкурсы проектных и исследовательских работ учащихся Общероссийская организация «Малая академия наук «Интеллект будущего» http://future4you.ru/
Всероссийский открытый заочный конкурс-олимпиада «ПОЗНАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО»
Всероссийский открытый заочный конкурс-олимпиада «Интеллект-экспресс»
Международный конкурс IQ-ЧЕМПИОН http://iq-champion.ru
Международные предметные конкурсы и олимпиады Центр «Снейл» http://www.nic-snail.ru
Всероссийские дистанционные предметные и творческие конкурсы для учащихся Научно-образовательный центр «Эрудит» http://www.erudyt.ru
Всероссийские дистанционные викторины и конкурсы Проект «Эрудит» http://eruditez.ru/
Международные дистанционные олимпиады, конкурсы, конференции для школьников Некоммерческое негосударственное образовательное учреждение Центр дистанционного образования «Эйдос» http://www.eidos.ru
Всероссийские интеллектуальные мероприятия для школьников ЦДМ «Фактор Роста» http://www.farosta.ru
Всероссийские дистанционные творческие конкурсы для всех возрастов Авторская научная программа поддержки отечественной культуры «Золотая крона» С.В. Саратовского http://www.zolotaya-krona.ru/
Всероссийские дистанционные олимпиады и конкурсы Центр развития мышления и интеллекта http://vot-zadachka.ru
Всероссийские дистанционные интеллектуальные и творческие конкурсы Центр интеллектуальных и творческих состязаний «Уникум» http://www.unikru.ru/
Всероссийские дистанционные конкурсные мероприятия МБОУ дополнительного образования детей Центра интеллектуального развития Ювента http://uventa.my1.ru/
Всероссийские дистанционные мероприятия Портал Всероссийских дистанционных мероприятий «Dolphin». http://www.dolphin-school.ru
Всероссийские предметные и творческие дистанционных соревнования Центр дистанционного образования «Plus Ultra» http://www.runfo.ru/centre-plus-ultra.ru
Всероссийские дистанционные интеллектуальные и творческие состязания Центр интеллектуальных и творческих состязаний «Мир конкурсов» http://www.mir-konkursov.ru/
Всероссийские дистанционные олимпиады Дистанционный образовательный портал «Продленка» http://www.prodlenka.org
Всероссийские дистанционные предметные, межпредметные олимпиады и творческие конкурсы Образовательный портал «45 минут» http://www.edu.uray.ru/post/2173
Всероссийские предметные олимпиады, творческие конкурсы, викторины, конференции для учащихся Всероссийский дистанционный проект МИНОБР.ОРГ http://minobr.org/
Всероссийские творческие конкурсы Всероссийский портал «Творческие конкурсы» http://творческиеконкурсы.рф/
ЯЗЫКОВЫЕ КОНКУРСЫ
Всероссийский конкурс «Россия спортивная» Издательство «Просвещение» совместно с Управлением по образованию и науке администрации г. Сочи http://inyaz.prosv.ru/
Международные олимпиады и конкурсы по английскому языку Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка» http://www.tea4er.ru/tests
Международные дистанционные проекты по английскому языку Международный портал дистанционных проектов по английскому языку http://english-edu.org/
Международный конкурс «Английский в школе» ООО «Бюро информационных проектов» http://английскийвшколе.рф
Международный интернет (online) конкурс по английскому языку для учащихся Открытый международный проект «AMBER STAR» http://www.amberstar.lt/index.php?action=page&page_id=1
Международные конкурсы Образовательная компания «РЕЛОД» http://www.relod.ru
/metodicheskaya_podderzhka/
konkursy/konkursy_20132014/
Всероссийские конкурсы и олимпиады по английскому языку Сообщество изучающих и преподающих английский язык http://anglyaz.ru/component/
content/article/31-general/
499-planprospekt.html

Как видно из таблицы, принять участие в дистанционных конкурсах учащиеся могут как непосредственно, так и через педагога-куратора. Некоторые конкурсы возможны для ученика только через педагога.

Темы образовательных проектов, их цели, сроки и формы проведения могут быть различными. Основная же цель любого образовательного проекта направлена на создание его участниками собственного интеллектуально-творческого продукта.

Хочется завершить статью словами профессора кафедры управления персоналом Московского института открытого образования (МИОО) Любови Мироновны Асмоловой: «… школа успешна, если всем ученикам создаются условия, порождающие мотивацию к образованию (учёбе и совместной социально направленной деятельности); если всем ученикам предоставлена возможность развивать свою самостоятельность в предметной и социально направленной деятельности; если всем ученикам обеспечено право развития и реализации рефлексивной самооценки результатов достигнутого»[1]. Представляется, что системное и целенаправленное участие в рассмотренных ДОП во многом является гарантом успеха ученика, а следовательно и школы.

[links&resources]

[1] Асмолова Л.М. Изменение смысловых ориентиров: от успешной школы — к успехам ребёнка. // Интернет-издание «Просвещение».— URL: http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10684
[2] Ващенко Л.В., Челак А.А.. Образовательные конкурсы и олимпиады. // Педагогическое обозрение No 4. — 2011 (112). — С. 2-4.— URL: http://gcro2.nios.ru/DswMedia/po_112.pdf
[3] Жандармова И.В. Каковы преимущества дистанционных конкурсов и проектов? // Интернет-журнал «Эйдос». — 2008. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2008/0712-5.htm
[4] Золотарева А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования // Внешкольник, 2011. — N 3. — С. 15–18.
[5] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. — М-во образования и науки РФ, 2010 — URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408
[6] Хуторской А.В. Дистанционные проекты и олимпиады Центра «Эйдос». // «Компьютер в школе». — 1999. — №1. — URL: http://old.osp.ru/school/1999/01/13031808/

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.