«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЕ РЕЧИ
В АСПЕКТЕ ТРЕБОВАНИЙ ГИА В ЛИНИИ УМК “ENGLISH” (авторы Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др.)

Понедельник 17 февраля 2014

Примерная Программа по иностранным языкам для основной школы предъявляет высокие требования к уровню владения иностранным языкам. Одной из целей обучения является развитие личности школьника, способной участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке. Чтобы участвовать в непосредственном или опосредованном общении с представителями стран, где говорят на изучаемом языке, школьник должен овладеть всеми видами иноязычной речевой деятельности.

настроение: творческое

ключевые слова: подготовка к выполнению задания в монологической речи в ГИА, стратегия обучения монологической форме речи, речевые упражнения для обучения монологическому высказыванию, качества монологического высказывания, опоры при обучении монологическому высказыванию

город: Липецк

Обучение общению в УМК “English” идет на всех этапах усвоения материала, так как процесс обучения строится как модель процесса общения. На уроках моделируются основные, сущностные параметры общения, к которым относятся личностный характер коммуникативной деятельности учащихся, взаимоотношения учителя и учеников как речевых партнеров, содержание общения, функциональный характер усвоения и использования речевых средств, новизна общения и т.д.

Обучению говорению как средству общения (в монологической и диалогической формах) отводится особая роль в УМК “English” для основной школы.

В данной статье мы рассмотрим основные вопросы обучения монологической форме речи в учебниках для 5–9 классов и подготовке учащихся к выполнению задания в монологической форме на ГИА.

В соответствии с требованиями Примерной программы по английскому языку в основной школе, необходимо совершенствовать и развивать умения учащихся строить монологические высказывания (МВ) с использованием основных коммуникативных типов речи: описание, сообщение, рассказ (включающий эмоционально-оценочное суждение), рассуждение (характеристика) с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст или заданную коммуникативную ситуацию, умение передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей, кратко излагать результаты проектной деятельности.

Стратегия обучения МВ в УМК “English” для основной школы является частной по отношению к общей стратегии обучения общению, поэтому она на различных этапах работы над речевым материалом в структуре цикла уроков играет неодинаковую роль. На уроках формирования лексических, грамматических навыков, совершенствования речевых навыков, на уроках развития умения читать, аудировать обучение монологической форме речи выступает как сопутствующая задача. На этапе развития речевого умения обучение монологической форме речи выступает как основная методическая задача (см. табл. 1).

Таблица 1

В Книге для учителя в целях урока указывается, какое место обучение МВ занимает на конкретном уроке, например:

Lesson 1. Britain is more than London (8 класс, цикл 1)
Предметные результаты (учебный аспект) — формирование лексических навыков говорения;
сопутствующие задачи: совершенствование произносительных и грамматических навыков, развитие речевого умения (монологическая форма речи: сообщение).
Lesson 5. How to learn a language effectively? (9 класс, цикл 6)
Предметные результаты (учебный аспект) — развитие речевого умения (монологическая форма речи: сообщение).
Урок 6. What is a progressive school like? (7 класс, цикл 1)
Предметные результаты (учебный аспект) — развитие речевого умения (монологическая речь: делать сообщение по прочитанному/услышанному тексту);

Любое МВ характеризуется целым рядом качеств: оно всегда целенаправленно, продуктивно, выразительно, структурно, логично, целостно. Следовательно, задачами в обучении МВ являются:

  • научить высказываться целенаправленно;
  • научить высказываться логично и связно;
  • научить выражать законченную мысль, имеющую коммуникативную направленность;
  • научить высказываться продуктивно, то есть строить новое высказывание, не имевшее места в прежнем речевом опыте обучаемого;
  • научить высказываться самостоятельно, то есть без опоры на записи и иллюстрации;
  • научить высказываться выразительно, используя правильную интонацию и логическое ударение, жесты, мимику;
  • научить высказываться с достаточной скоростью.

Для решения этих задач используются речевые упражнения, которые в первую очередь обеспечивают мотивированную инициативность учащегося на решение определенной речемыслительной задачи. При выполнении речевых упражнений учащимся предлагаются различные опоры, помогающие порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с их жизненным и речевым опытом.

Ниже покажем упражнения на развитие умения высказываться и кратко остановимся на некоторых опорах, используемых на разных этапах овладения речевым материалом.

На этапе формирования речевых навыков главное внимание уделяется лексико-грамматическому оформлению МВ. В упражнениях для построения высказывания учащимся в качестве опор предлагаются речевой образец, лексико-грамматическая таблица, вопросы/план, ключевые слова, то есть такие опоры, с помощью которых происходит управляемое овладение определенными лексическими единицами и грамматическими структурами.

Речевой образец — опора, представляющая собой микротекст с различной степенью наполненности лексическими единицами и/или грамматическими структурами, помогающая строить высказывания по аналогии.

Например, в упражнении 5.2) из учебника для 6 класса предлагаются полные речевые образцы. Учащиеся заменяют выделенные курсивом слова на другие слова, подходящие для описания внешности одноклассников и их родителей и строят МВ-описание.

5. Who does your classmate look like?
1) Pair work. Interview each other about the appearance of your parents.
2) Make a report about who your classmate looks like.

I think Ann looks like her father and her mother.
I think Dima doesn’t look like his father.
His father’s hair is a bit darker than Dima’s.

В упражнении 5 из учебника для 7 класса предлагается неполный речевой образец, в котором показана логика высказывания. Учащиеся строят МВ-сообщение, используя предложенные структуры и подставляют лексические единицы в соответствии со своим жизненным опытом и контекстом деятельности:

5. What were your hobbies at different ages? Why did you them?
When I was …
I took up … because…
At the age of …
I gave up … because…
Then I …
And now …
I think…

Лексико-грамматическая таблица (ЛГТ) опора, в которой представлены определенные грамматические структуры и их возможное лексическое наполнение, расположенные в логической последовательности, помогающие строить высказывания по заданной теме, проблеме.

В упражнении 4.2) из учебника для 7 класса учащиеся, выбирая подходящие им слова и выражения из ЛГТ (упр.4.1)), строят МВ-сообщение по заданной теме.

В упражнении из учебника для 9 класса, используя информацию из Fact File (ключевые слова) и вопросы в качестве опоры, учащиеся строят МВ (рассуждение) по заданной теме.

Кроме правильного использования лексических единиц и грамматических структур, на данном этапе решаются и другие задачи обучения МВ, а именно научить учащихся высказываться обращенно к конкретному лицу, высказываться выразительно, с достаточной скоростью, увеличение объема высказывания.

На следующем этапе работы над речевым материалом, включающем урок совершенствования речевых навыков, на основе репродукции, комбинирования и трансформации речевого материала происходит дальнейшее обучение подготовленному высказыванию. Главными задачами здесь являются: научить учащихся выражать законченную мысль, имеющую коммуникативную направленность, высказываться логично и связно, выражать и аргументировать свою точку зрения. На данном этапе в упражнениях в качестве основных опор используются разговорный текст (РТ) и логико-синтаксическая схема (ЛСС).

Разговорный текст призван выполнять несколько функций. Во-первых, быть образцом высказывания, по аналогии с которым учащиеся строят свои высказывания; во-вторых, быть содержательной базой, то есть содержать мысли, представляющие интерес для учащихся и побуждающие к высказыванию их мнения по затронутым проблемам.

Ниже приводятся разговорные тексты, в которых британские и русские школьники выражают разное отношение к учёбе в школе (учебник для 6 класса).

Ann: For some pupils learning at school is hard work. First of all, they always do their homework. Then, they prepare interesting reports and projects and it takes a lot of time! More than that, they take an active part in after-school activities. For some other pupils, school is not work at all. They don’t do anything. They even don’t always do their homework. They just have fun.

Mike: School is work! It’s hard work like any other work. I’m sure of it! We have to do a lot of different things. We must do our homework every day. We have to go to school five or six days a week. We are often tired after the lessons. We have to work more than eight hours a day! Besides, we have to get up early in the morning and that’s not easy.

Jane: Who says that school is work? It’s not work at all! We don’t have to do what our parents have to do in their work. We have to learn and that is all. Our parents produce something or do important things for other people. What do we produce? Nothing. When people work, they get money for their work and we don’t. Some pupils get money for good marks from their parents. But they are few. So…Who is right? Mike or me?

При выполнении упражнений с данными текстами учащиеся учатся выделять основную мысль, логику построения высказывания, его смысловые связи, выражать отношение к отраженной в тексте проблеме.

Логико-синтаксическая схема (ЛСС) особая опора, управляющая использованием тех или иных речевых единиц, структур в высказывании и обеспечивающая его целостность, логичность и синтаксическую связность. Данная опора стимулирует учащихся выражать свое отношение к проблеме, давать характеристику героям, оценивать их поступки и мысли, а также использовать материал разговорного текста применительно к себе и своим близким.

Ниже показаны упражнения с использованием ЛCC из учебников для 6 и 8 классов. Учащиеся выбирают ЛСС, соответствующую их точке зрения, и строят монологическое высказывание с элементами рассуждения.

2. What do you think about learning at school? What are your arguments?

School IS work.xxxSchool is not work at all.xxxSchool is work but not for everyone.

First of all …                    First, …..                     On the one hand, …
Next …                            Second, …                   On the other hand, …
More than that …              Third, …                      Besides, …

2. All people have different opinions about the problem of doing sport and watching it on TV.
What is better: to play sport or to watch it?

Doing sport is … xxxxxSport is very useful but … xxx   I don’t think doing sport is …
Besides, …                           On the one hand, …                          Sport …
More than that, …                On the other hand, …                         However, …
I think …                              I think …                                           I think …


На этапе развития речевого умения в специальном уроке развития монологической речи основное внимание направлено на развитие неподготовленной речи. На уроке используются речевые упражнения, в которых ставятся разнообразные коммуникативные задачи в сменяющихся ситуациях, что способствует развитию умения проводить стратегическую линию высказывания, обеспечивает вербальное и структурное разнообразие высказывания, его новизну. В упражнениях происходит развитие важнейших качеств монологического высказывания, а именно целенаправленности, продуктивности и самостоятельности. Упражнения могут сопровождаться различными опорами, при этом обучение направлено на постепенное свертывание опор и последнее задание предъявляется без опор, что позволяет учащимся самостоятельно не только лексически и грамматически оформлять высказывание, но и выбирать стратегию высказывания.

Проследите, как вышесказанное нашло отражение в уроке How to learn a language effectively?(9 класс).

1. Language teachers offer many tips to help students to learn a new language effectively.
1) Which tips do you follow? Which tips do you think are not very helpful? (дается текст с советами)
2) How can these tips help to learn English more effectively?

If you speak English as often as possible, you will speak more fluently.

3. Each person has his/her own learning style.
1) How do you learn English? How can you improve your English?

xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxuse a dictionary
At the lessons I try to… xxxxxpractise writing
At home…xxxxxxxxxxxxxxxxxxlearn vocabularyxxxxxxxxas often as possible
xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxcheck for mistakesxxxxxxcarefully
To improve my English I should…xspeakxxxxxxxxxxxxxxxxxxregularly
Besides, it will be useful to…xxxxxdo exercisesxxxxxxxxxxxxfluently
It’s also important to…xxxxxxtake testsxxxxxxxxxxxxxxeffectively
xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxlisten to the teacherxxxxxbetter
xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxdo my homework            seriously

2) What can you advise your classmates to do in order to improve their English?

You would do tests better if you took lessons seriously.

5. Would you like to study another foreign language? Which one and for what purpose?
What tips would you follow to learn it effectively?

На последних уроках цикла, уроках презентации и защиты проектов, учащиеся демонстрируют умение высказываться в монологической форме, излагая результаты проектной деятельности: они объясняют выбор темы проекта, раскрывают его содержание, высказывают свое мнение, приводят аргументы для подтверждения своих мыслей и т.д. При этом они могут использовать следующую опору (учебник для 8 класса):

The title of my project is…..
I’ve chosen this project because….

I am interested in…
I’m keen on…
The topic … is very interesting.
I know a lot about…
I want to …
I like …

I want to start with…
I’d like to tell you about…
I want to draw your attention to…
The problem of …is…

As you know…
When speaking about…
In connection with what has been said, I’d like to…
Some more facts/ideas about…
What I mean is…
I’d like to give you some more details about…

To finish up …
In the end…
To sum up…
To sum everything up, …
In conclusion, I’d like to say…
So, in short…
So, …
All in all…

Для развития умения строить монологическое высказывание и умения работать с различного рода опорами в помощь учащимся в учебниках для 5–9 классов разработаны памятки, например: «Как провести опрос и подготовить сообщение», целью которой является научить выполнять задания типа “Make a report”, «Как представить проект» (6 класс); «Как работать с лексической таблицей», «Как построить речевое высказывание», «Как научиться рассказывать о прочитанном или услышанном» (7 класс). В 8–9 классах учащиеся также знакомятся с памятками и учатся иллюстрировать речь примерами, сопоставлять и противопоставлять факты, передавать очерёдность произошедших событий, использовать речевые средства для аргументации своей точки зрения, оценивать проекты.

Вот пример одной из памяток:

Как построить речевое высказывание.

Для того чтобы правильно построить речевое высказывание, тебе необходимо:
1)   понять цель высказывания;
2)   познакомиться (прочитать) с речевым образцом и понять логику высказывания;
3)   выбрать в тексте упражнения слова и словосочетания, подходящие для заполнения речевого образца:

  • их можно взять в готовом виде из текста, если они согласуются с твоими мыслями и чувствами;
  • изменить те из них, которые не подходят по мысли, но согласуются с содержанием речевого образца;
  • добавить то, что согласуется с твоими мыслями и содержанием образца;

4) подставить выбранные слова и словосочетания в речевой образец и, при необходимости, записать полученное высказывание;
5) прочитать полученное высказывание и подумать, подходит ли оно для ответа на поставленный вопрос задания.

К сожалению, объем статьи не позволяет показать все многообразие упражнений для обучения МВ, используемых в различных ситуациях общения. В качестве примера, ниже приводится содержание монологических высказываний, которыми учащиеся овладевают в основной школе по теме «Школьное образование» (пример взят из Рабочей программы).

Предметное содержание речи Монологическая форма речи
Школьное образование

Типы школ в Британии, США и России, сходства и различия в системах образования. Школьные предметы. Внеклассные мероприятия. Международные школьные проекты и международный обмен.

Описание:
– школы, в которой хотел/а бы учиться;
– системы образования в Англии, России и США.

Сообщение:
– о своей школе;
– об организации учебного года в школе;
– о распорядке дня в школе;
– о школьных предметах;
– о школьном расписании;
– о любимых предметах;
– о правилах в своей школе;
– о школьных мероприятиях;
– об уроках физкультуры в школе;
– о своих успехах в школе и успехах одноклассников;
– о своих планах в учёбе;
– об улучшении системы образования в России;
– о планах на будущее.

Рассказ:
– о проведении дня открытых дверей в школе

Рассуждение:
– об учёбе в школе;
– о школьных мероприятиях;
– о школьных правилах;
– о том, зачем нужны интернациональные школы;
– об учёбе в различных типах учебных заведений.

Сообщение на основе прочитанного/услышанного:
– о правилах поведения в школе;
– о прогрессивной школе (Summerhill) в Англии;
– о системе образования вАнглии и США.

Такова общая стратегия обучения монологической форме речи в УМК “English” для основной школы, которая направлена на развитие умения высказываться с присущими ему важнейшими качествами. С этой точки зрения, можно говорить, что следуя данной стратегии, учащиеся будут подготовлены к выполнению задания высказаться в монологической форме при прохождении государственной итоговой аттестации. Однако остается еще и психологический аспект подготовки к экзамену. Для решения этой задачи при выполнении упражнений в монологической речи учащимся предоставляется возможность познакомиться с формой предъявления задания, используемой в ГИА. Вот, например, задания из учебника для 9 класса:

6. Talk about the job you are interested in.

Remember to say:

  • why you are interested in this job;
  • if you have skills and qualities that are required for this job;
  • what skills and qualities you want to develop.

3. What would you tell your foreign friend about your school?

Remember to say:

  • about extracurricular activities and clubs at your school;
  • about annual events and competitions;
  • about excursions or school trips;
  • about if you have a student TV and radio at your school and what programmes they offer.

Кроме того, при контроле умения строить монологическое высказывание, который осуществляется на уроках Test yourself (5–8классы), Preparation for testing (9 класс) и в контрольных заданиях пособия по подготовке к итоговой аттестации (Exam Preparation. Assessment tasks.), задания в рубрике “Speaking” также представлены в тестовом формате ГИА. Например:

1. Your foreign friend wants to spend his/her holidays somewhere in Russia. Invite your foreign friend to spend his/her holidays in your hometown.

Remember to say:

  • what is special about your hometown;
  • describe the tourist attractions in your hometown;
  • tell him/her about the holiday activities your foreign friend will be able to take part in;
  • explain why your hometown could be the best place for your friend to visit.

You have to talk for 1.5 – 2 minutes. The teacher will listen until you have finished. Then she/he will ask you some questions.

Give a talk about your English lessons.

Remember to say:

  • how long you’ve been learning English;
  • why you’ve chosen English to study;
  • what your marks in English are;
  • if you like your English lessons and why.

You have to talk for 1.5–2 minutes. The teacher will listen until you have finished. Then he/she will ask you some questions.

Итак, стратегия обучения МВ, используемая в УМК “English”, позволяет в процессе обучения иноязычному общению на только развивать качества, присущие монологическому высказыванию, но и готовить учащихся к итоговой государственной

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.