«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И УМК НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ: ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ»

Среда 12 февраля 2014

Основное назначение образовательной дисциплины «Иностранный язык» состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. В этом свете представляется целесообразным использование технологии «Дебаты» на уроках иностранного языка.

настроение: практическое

ключевые слова: игровая технология, коммуникативная ситуация, Карл Поппер, Spotlight, формирование навыков ведения дискуссии, экспресс-дебаты, ЕГЭ

город: Новосибирск

Можно довольно долго пополнять свой словарный запас, изучать правила употребления артиклей, знакомиться с системой времен английского языка, запоминать десятки повседневных фраз — однако все это будет бесполезной тратой времени, если вы, в конце концов, не начнете применять полученные знания на практике. Скорее всего, каждый согласится с тем, что одним из самых важных этапов обучения являются именно практические занятия, поскольку именно в ходе общения выясняется, насколько успешными были те или иные действия в изучения английского языка.

Для формирования основных навыков публичного выступления на иностранном языке целесообразно использовать на старшей ступени обучения педагогическую технологию «Дебаты», или формализованное обсуждение, построенное на основе выступлений представителей двух противостоящих, соперничающих команд. Помимо развития непосредственно языковых умений, технология дебатов способствует формированию критического мышления — умения критически оценивать информацию с точки зрения достоверности, убедительности, достаточности и логичности, развитие учебно-социальных навыков, то есть работа в команде = распределение сфер ответственности, определение последовательности работы, общие выводы. Следует отметить, что дебаты — это актуальный и эффективный подход как к организации процесса изучения иностранного языка на старшей ступени обучения в целом, так и к подготовке обучающихся к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку в частности. Кроме того, данная педагогическая технология и ее элементы способны мотивировать учеников к самостоятельному изучению иностранного языка и ответственному решению задач в коммуникативных ситуациях.

Дебаты — игровая технология, предполагающая определённый уровень состязательности. Важно, что побеждает тот, кто смог выстроить наиболее логичную линию доказательств, так как в дебатах не может быть безоговорочной правоты одной их сторон. Это, на первый взгляд, противоречит дидактическим принципам, но роднит дебаты с жизнью: у каждой проблемы есть две стороны, у каждого решения есть сторонники и противники. Формат дебатов предусматривает участие двух команд, состоящих из нескольких человек (Speakers). Одна из команд (Proposers) утверждает тезис (темы дебатов), другая (Opposers) — опровергает его. За соблюдением регламента игры следит Time-Keeper. Дебаты судит судейская коллегия (Jury).

Подготовка начинается с формулирования темы. Тема должна звучать как утверждение. Далее следуют 3 этапа технологического цикла:

  • активизация знаний участников, поиск информации, систематизация полученного материала, составление системы аргументов, подготовка раунда вопросов, подбор доказательств (цитаты, факты, статистические данные);
  • ход игры;
  • разбор результатов игры: выполнение каждым спикером своей роли, слаженность работы команды, эффективность выбранных аргументов и контраргументов, проведение раунда перекрёстных вопросов.

Дебаты могут использоваться как в целях обобщения, систематизации и закрепления учебного материала, так и выступать в качестве контрольного говорения. Однако необходимо учитывать, что не каждая тема может быть предметом дискуссии, она должна быть грамотно сформулирована, как правило, учителем. В методическом процессе обучения иностранному языку возможно использовать дебаты как форму урока или элемент технологии «дебаты». Классической формой дебатов, принятых для использования в школах, являются дебаты Карла Поппера. Продуктивны на уроках иностранного языка и другие форматы дебатов: экспресс-дебаты, дебаты как форма работы с письменным или устным текстом, «скоростные» дебаты.

Экспресс-дебаты — это дебаты, подготовка к которым сведена к минимуму. Они проводятся на основе материала учебника либо раздаточного материала и тесно пересекаются с дебатами как формой работы с текстом. Примером может служить обсуждение тем Sport damages our health (Спорт вредит здоровью), There is too much violence on television today (Сегодня на телевидении слишком много насилия), Childhood is definitely the happiest period in one’s life (Детство — самое счастливое время жизни) после прочтения тематического текста из УМК «Английский в фокусе» издательства Просвещение.

При проведении «скоростных», или мини-дебатов «один на один» каждый из участников имеет право задать два вопроса своему оппоненту. Темой урока является какая-то общая проблема, которая делится на составляющие.

Хотелось бы отметить, что причиной большого количества ошибок в разделе «Говорение» является не столько отсутствие у учащихся глубоких знаний английского языка, сколько слабое развитие общеучебных навыков ведения дискуссии и аргументации своей позиции. Следует подчеркнуть, что изложение собственных мыслей, особенно на иностранном языке, — достаточно сложный процесс как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Довольно часто во время выступления люди не могут структурировать речь, четко сформулировать идеи, спонтанно подобрать необходимые языковые средства; они испытывают скованность, чувство неуверенности и сильно волнуются, что сказывается на их физическом состоянии. Дебаты же учат эффективным речевым приемам и тактикам, что в будущем позволит ученикам успешно пройти устную часть ЕГЭ и более ответственно относиться к повседневной системной работе по формированию предметных и метапредметных умений и навыков как основы для личностных достижений.

В заключение предлагаем фрагмент урока, проведенного по технологии «Дебаты» в 11 классе (УМК «Английский язык. 11 класс». Авторы: О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс)[1], Модуль 6 “Communication”)

Тема урока: “English — the Language of the World”

Цели урока

Учебные:

  • познакомить обучающихся с особой формой дискуссии — дебатами;
  • расширить знания обучающихся о языках;

Развивающие:

  • развивать умения диалогической речи;
  • развивать способность к сравнению, умозаключению, обобщению, анализу, логичности;
  • развивать умения выражать своё отношение к обсуждаемому вопросу, выяснить и обсудить мнение и отношение собеседника к обсуждаемому вопросу.

Воспитывающие:

  • способствовать развитию толерантности и уважительного отношения к различным взглядам;
  • воспитывать умения партнерского общения, ответственности и умения работать в группе.

Ход урока

  1. Warm-up Discussion Teacher: Dear boys and girls! Our lesson today is devoted as usually to the English language but we’ll not only speak English, we’ll speak about English. The subject is English — the Language of the World. Some people say it’s true, but other people disagree with this statement. Today we’ll have a debate-lesson. I welcome you here this morning to discuss this interesting theme. How about you? Do you agree with this statement?
  2. Main part. Debate Procedure. Time-Keeper: So let me open the debate. The motion is English — the Language of the World. It is proposed by the first team. So, the floor is given to P1. Time: 4 minutes.

    1. Proposer 1
    Good afternoon, Honorable Jury, Time-Keeper. Good morning, dear colleagues. Let me introduce myself and my team. I am P1, the first speaker. The second speaker in our team is P2. And the third speaker is P3. English is really a language that came from nowhere to conquer the world. It’s the language of the planet, the first truly global language. 750 million people all over the world use English. This shows that English is the Language of the World. Our team presents the points for the motion of the debate. We’d like to begin with the world map. Some parts of it are painted in the same colours. These countries are the UK, the USA, Canada, Australia and New Zealand. They once were British colonies and the English brought their language and culture there. Now English is the mother tongue or a first language and the official language in these countries. But we see that English is also spoken in many other countries as well. Once they also were British colonies and nowadays they are members of the British Commonwealth. These are such countries as India, Afghanistan, Pakistan, some countries in Africa and South America.

    Our first argument for the motion is that we can call English a mother tongue or a first language and an official language. Our second argument is that English is an international language too. It is used as a mean to solve different world problems and is the official language of many international organizations such as The United Nations. It is the language of sports: the official language of the Olympics. English is also used at music festivals or some other international meetings. Our third point is that English is a widespread language. To use English as an international language people have to learn it in many countries, in Russia, China, Japan and a lot of others. They learn it at schools, colleges, universities or language courses. They also learn it for their future career, for traveling and for other reasons.

    Time-Keeper: Your time is over. Thank you. Now the floor is given to the second team. Would you like to take time-out to discuss questions to the speaker?

    Opposer 3:
    Yes, I’d like to take time-out for 2 minutes.

    Time-Keeper: Time is over. I welcome O3. Your questions, please. Time: 1,5 min.

    2. Opposer 3.
    The speaker stated in his speech that English is the mother tongue or a first language, the official, an international and a widespread language. But would the speaker answer some questions? Can you name figures that show the number of world population speaking English? Do you know how many people speak Chinese? What can you say about the fact that Chinese is the native tongue of more people than any other language on earth?

    Proposer 1:
    Thank you for your questions. I try to answer them (Proposer 1 answers).

    Time-Keeper: Time is over. Thank you. The motion is opposed by the second team. The floor is given to O1. Time: 4 minutes.

    3. Opposer 1
    Good morning, Honourable Jury, Time-Keeper and dear colleagues! I’d like to introduce myself and our team. I’m O1, the first speaker. This is O2, the second speaker and O3 is our third speaker. We agree with the statements given by the speaker P1. But we can’t agree with the motion of the debate. Firstly, as my honourable friend P1 has said “We can call English a mother tongue or a first language and an official language”. But how about the other languages of the world? We also can call them the native tongues for some people, the first languages or the official languages for some other people. There are only twenty-two countries in the world where English is the official language but there are so many countries where people do not use English. We know that Chinese is the native tongue of more people than any other language on earth. It is spoken by most of the approximately 1.2 billion peoples of China. The second argument doesn’t seem to be convincing either. The speaker has said that”English is used as a mean to solve different world problems and it is the official language of many international festivals and meetings”. But how about the fact that the language of diplomatic documents is French (passports, driving licensees) and the language of music (opera) is Italian? The third argument is not quite true. We know that English is one of the most widespread languages on earth, but second after Chinese. People of many countries such as Russia, China, Japan and a lot of others learn German, French, Spain, Italian and also Chinese together with English at schools, colleges, universities or language courses. These languages are as popular as English and we can also call them the international languages.

    Time-Keeper: Time is over. Thank you. The floor is given to the proposers. Would you like to take time out? If yes, you can use 2 minutes to consult each other. Your time out is over. Welcome with questions, please. Time: 1,5 minute.

    4. Proposer 3
    The speaker tried to change our minds saying …But I’d like to hear the answers to the following questions. (Proposer 3 asks questions).

    Opposer 1 answers.

    Далее дебаты продолжались в соответствии с форматом. Нужно отметить, что обучающиеся хорошо знают правила, роли и умеют выдерживать заданный регламент. Дебатам предшествовала большая самостоятельная работа учащихся по сбору, обработке и анализу информации, полученной из различных источников. Учащиеся делали выписки, продумывали возможные линии столкновения аргументов и позиций.

  3. Conclusion.
    После проведения дебатов были подведены итоги урока.

[links&resources]

[1] «Английский язык. 11 класс». Авторы: О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2009.
2. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии. — М., 2013.
3. Буланкина Н. Е. Проблема эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве: монография. — М.: Изд-во АПКиПРО, 2002.
4. Буланкина Н.Е. Гуманитарная самоорганизация личности. Философские размышления: монография. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013.
5. Буланкина Н.Е. Концепт «привилегия ответственности». Что это такое? Философские размышления. / Сибирский учитель, №1(86), 2013. — С. 66–70.
6. Буланкина Н. Е., Елизова Е. А. Культуротворческая миссия образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. 2010. — № 1.— С. 4–7.
7. Лурия А. Р. Язык и сознание / под ред. Е. Д. Хомской. — Ростов н/Д, 1998.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.