«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

МОНИТОРИНГ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Понедельник 17 марта 2014

Контроль уровня владения иноязычными навыками и умениями является неотъемлемой частью процесса обучения иностранным языкам на уроке. От правильной организации контроля зависит качество урока в целом и уровень обученности учащихся. Поэтому представляется целесообразным применять на уроках не только внешний контроль деятельности учащихся (осуществляется преподавателем), но и взаимный (осуществляется учащимися между собой), а также самоконтроль (осуществляется самим учащимся).

настроение: кураторское

ключевые слова: проведение мониторинга, формы контроля, виды речевой деятельности, распределение внимания, этап рефлексии

город: Павлодар, Казахстан

Существует следующие формы контроля: индивидуальный, фронтальный, групповой и парный.

В зависимости от диагностируемых аспектов языка или видов речевой деятельности контроль может письменным или устным.

До последнего времени письменному контролю отводилось большое место в системе проверки. Однако письменный контроль не может быть использован для проверки всех умений, несмотря на многие его достоинства. Невозможно проверить в письменной форме навыки говорения и фонетические навыки учащихся. Учитель не может судить о том, насколько автоматизированно учащиеся пользуются речевыми единицами, как свободно они заполняют их соответствующей лексикой.

В практике преподавания в настоящее время всё чаще применяется устный мониторинг. Контроль должен проходить в том же плане, что и обучение, поэтому чтобы проверить умения и навыки устной речи, следует применять устные приёмы контроля. Это занимает меньше времени, чем письменная проверка. Устная форма контроля способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся.

В процессе выполнения учащимися различных заданий на уроке, особенно если они делают это самостоятельно, учителю следует наблюдать за тем, как они это делают и слушать, что они говорят. Задача такого
наблюдения — увидеть, поняли ли они указания, оценить, как они выполняют задание, и отметить слабые и сильные стороны владения изучаемым языком. В этом случае необходимость помогать или исправлять зависит от задания и его влияния на то, что учащиеся будут делать дальше.

Умение проводить мониторинг того, что делают учащиеся, так же важно, как и умение обучать. Давать ученикам соответствующие задания, знать, как и когда предлагать им работать самостоятельно, а также продумывать дальнейшую логически соответствующую предыдущему этапу работу — всё это требует ума, чутья и методической компетентности. Нервный, неопытный учитель, не уверенный в том, что задание выбрано обоснованно, а все последующие задания выстроены в соответствии с логикой методической науки, обычно стремится на уроке все контролировать сам, вмешиваясь и постоянно прерывая работу учащихся.

Такой важный аспект мониторинга, как дисциплина, часто необходим для учеников с низкой мотивацией учения, а иногда и в одноязычной группе, где существует искушение бросить задание и перейти на родной язык общения для обсуждения посторонних вопросов. В таких случаях иногда достаточно учителю просто наблюдать за работой учащихся, чтобы у них не исчезало чувство, что ими руководят и их направляют.

Мониторинг всей группы

Какую бы работу ни выполняла группа, будь то повторение модели хором или презентация языкового материала, часть внимания учителя должна быть направлена на мониторинг того, насколько хорошо группе в целом, а также отдельным ученикам, удается ли им выполнить то, что отрабатывается. Такой мониторинг покажет учителю, достаточно ли быстро или медленно вы делаете эту работу, не отвлеклись ли отдельные учащиеся, кому нужно больше времени на выполнение задания, кому требуется помочь. Мониторинг поможет вам принять решение по поводу того, нужна ли коррекция, когда переходить к следующему этапу урока, нужны ли дополнительные примеры и т. п. Поэтому старайтесь быть не слишком поглощенными реализацией своего плана, чтобы не создавать ситуацию, когда не осталось времени на то, чтобы наблюдать за своими подопечными и слушать их.

Мониторинг групповой работы

Цель организации парной и групповой работы — создать условия для непрерывного общения даже тогда, когда она ориентирована на конкретный языковой продукт, например, написание рассказа или истории.

Правила для учителя при проведении мониторинга:

  1. Когда учащиеся начали работать в группе, дайте им время понять, что необходимо делать в задании. После этого смотрите, какая группа как работает. Затем решите, кому оказывать помощь. Нестрашно, если с самого начала группа неуверенно выполняет работу, — учащимся нужно время, чтобы «вработаться» в задание.
  2. Ходите от группы к группе, недолго слушайте каждую группу, чтобы убедиться, что задание выполняется правильно. Если какой-то группе непонятно, что делать, приостановите их работу и дайте указания снова. Если вы видите, что большая часть учеников в замешательстве, остановите работу, привлеките внимание всей группы и дайте инструкции снова.
  3. Не останавливайте работу группы:
    • до тех пор, пока учащиеся не выполнят поставленную задачу;
    • если какая-то группа закончила работу быстрее других, дайте им задание, которое предполагается выполнять дальше;
    • до тех пор, пока не увидите, что группа намного отстает от других. В таком случае обозначьте, что нужно выполнить обязательно, а что можно опустить;
    • до тех пор, пока учащиеся не попросят вас о помощи сами. Возможно, им будет нужен ваш совет, или какая-то информация. Однако сделайте так, чтобы их работа не зависела от вас.
  4. Распределяйте ваше внимание равномерно. Если вы поработаете с одной группой дольше, вы начнете их стеснять своим присутствием и, кроме того, не получите ясного представления о том, насколько хорошо работала остальная часть класса. Вы можете не увидеть, что отдельные студенты отвлеклись и не выполняют задание.
  5. Все группы должны чувствовать, что вы относитесь к ним одинаково и руководите ими в равной степени.
  6. Если потребуется дать группе идею, лучше тихо поговорить с одним из учеников из этой группы, а не перебивать ход работы всей группы.
  7. Вселяйте энтузиазм: часто, начиная работу, учитель должен внушить группам оптимизм, чтобы они начали работу энергично и не утратили к работе интереса. Всегда настраивайтесь позитивно и настраивайте позитивно ваших учеников. Энтузиазм учителя мотивирует учащихся и внушает им уверенность в их силах.
  8. Корректируйте и собирайте данные для этапа рефлексии. Делать ли учителю исправления во время работы зависит от того, какую деятельность учащиеся выполняют. Например, учителю следует делать исправления, если тип упражнения относится к контролируемой практике и ученики делают ошибки в том новом материале, которым должны овладеть на этом уроке. Или же вы можете делать исправления, если ученик или ученики сами попросили вас об этом. Иногда учащиеся просят учителя сказать правильно ту фразу, которую не могут сконструировать сами. Однако не следует делать это слишком часто, так как ученики в этом случае теряют уверенность в своих силах и начинают бояться ошибок. Если вам все же необходимо исправлять, делайте это деликатно.

Учитель, осуществляя мониторинг групповой работы, показывает учащимся, что ему интересно, как они выполняют задание, тем самым оценивая выполнение задания как группой, так и отдельными учениками, чтобы:

  • решить, что следует делать дальше (перейти ли к следующему этапу, обеспечить условия для контролируемой практики и т. п.);
  • планировать будущие уроки;
  • провести этап рефлексии.

Мониторинг парной работы

Мониторинг парной работы проводится так же, как и мониторинг групповой. Помните, что контролируемая практика требует немедленной коррекции в процессе ее проведения в парах. Проводя мониторинг парной и групповой работы, вы заметите такую разницу: когда вы приблизитесь к паре работающих учеников, они чаще всего прекращают работать, группа же продолжает работу.

Мониторинг индивидуальной работы

Учащиеся, как правило, отличаются друг от друга разным уровнем развития способностей, разным темпом и стилем работы, поэтому некоторые виды заданий, конечно, должны быть индивидуальными. За такой работой обязательно должен следовать этап рефлексии, включающий в себя поощрение, предложение идей или исправления, который тоже проводится индивидуально, поэтому:

  • убедитесь, что у всех учеников достаточный объем заданий, прежде чем вы пойдете по группе, чтобы работать с отдельными учащимися;
  • будьте деликатны, говорите с учеником вполголоса;
  • старайтесь внушать ученикам уверенность в их силах;
  • старайтесь уделить внимание каждому ученику. Если все учащиеся выполняют одно и то же задание, можно проследить, сколько времени им требуется реально и нужно ли продумывать дополнительные задания.

Подводя итог, необходимо отметить, что при проведении мониторинга следует руководствоваться следующими правилами:

  1. Контроль должен носить регулярный характер.
  2. Контроль должен охватывать максимальное количество учащихся за единицу времени, поэтому в каждом отдельном случае он не должен занимать много времени.
  3. Объём контролируемого материала должен быть небольшим, но достаточно репрезентативным, чтобы по степени его усвоения / неусвоения, владения / невладения им учащимися можно было судить, приобрели ли они необходимые навыки и умения.
  4. Так как обучение и контроль органично взаимосвязаны, при проведении мониторинга следует отталкиваться от конкретных задач урока. Контроль на занятиях иностранного языка может преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и носит обучающий характер. Он позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы обучения более эффективными, создавать более благоприятные условия для коррекции и улучшения практического владения языком.
Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.