«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РЕСУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Воскресенье 1 июня 2014

Поводом к написанию данной статьи послужил один неожиданный, но очень интересный эпизод из моей практики работы в качестве тьютора дополнительной профессиональной образовательной программы «Лингвистика: теория и методика преподавания иностранных языков и культур в период перехода на ФГОС в общеобразовательной школе». После вводной лекции на тему «Современные тенденции развития школьного иноязычного образования в свете ФГОС» слушателям курсов было предложено высказаться относительно услышанного и задать вопросы лектору. Последовало следующее утверждение: «Оказывается, ФГОС не так уж и страшен, как нам рассказывали учителя, побывавшие на курсах по новым стандартам начального образования, которые первыми в городе начали работать по ФГОС. Оказывается, авторы отечественных УМК по иностранным языкам давно работают на ФГОС».

настроение: педагогичное

ключевые слова: концептуальные идеи УМК, рекомендации авторского коллектива УМК, терминологический бум в методической литературе, поиск новых решений проблем, новая парадигма поликультурного образования, ответственность за результаты своей деятельности

город: Новосибирск

Первая проблема. Да, действительно, учителям иностранных языков повезло, как никому другому. Однако в реальности не все так просто: не всегда учитель может ответить на, казалось бы, простой вопрос о концептуальных идеях УМК, по которому он работает, о технологиях, которые призван использовать. А ведь всё это прописано на первых страницах книги для учителя. Часто учитель затрудняется четко представить систему действий, необходимых для выполнения учеником того или иного упражнения в четырех основных видах речевой деятельности! Не понимая до конца целостную составляющую УМК, компоненты его информационно-образовательной среды, учитель нередко начинает «творить» по своему разумению: добавляет новый языковой и речевой материал, выходящий за пределы программы; использует усложненный учительский язык при объяснении материала и т. д. И, как это ни парадоксально, начинает удивляться: «Почему этот учебник учащиеся не могут освоить? Почему достигнутые результаты ниже запланированных? Да и вообще: этот УМК — не для моих учащихся!».

Исходя из этого мы предлагаем учителю разумный подход к освоению современных учебников: четко следовать хотя бы на первых порах рекомендациям авторского коллектива учебно-методического комплекса. В этом направлении, вне всякого сомнения, плодотворно работают авторские коллективы УМК «Spotlight» и «Starlight» и «Английский язык» (авторский коллектив под рук. В.П. Кузовлева), что с уверенностью подтверждает многочисленный учительский корпус Сибирского региона. Учителя очень ценят встречи с авторами УМК: готовят важные для практического воплощения вопросы, с удовольствием работают на авторских семинарах в обстановке творческого сотрудничества. А авторы привозят новые разработки, делятся http://www.tilt.tcи материалами, а самое главное, вносят свежую струю в такой трудный и благородный труд учителя.

Вторая проблема, с которой сталкивается учитель, — это терминологический бум в педагогической и методической литературе. «Наша новая школа», «школа 2010, 2012, 2014» «нетрадиционный урок», «личностно развивающее образование», «развивающее обучение», «компетенции», «дидактическая готовность», «развивающие задания», «развивающие уроки», УУД, системно-деятельностный подход и многие другие понятия у отечественного учительства на слуху. Сколько новых языковых реалий, за которыми целые массивы гуманитарного педагогического знания, огромное количество текстов, циркуляров, приказов, инструкций. И все это встречает сейчас каждый педагог школы (средней и высшей) в литературе, посвященной ФГОС! Как в этих понятиях разобраться? Каким образом это все освоить и продуктивно реализовать на практике? Как учителю соответствовать этим моментам? Как не опоздать?

Решение видим в необходимости и потребности заговорить на одном языке — языке диалога, взаимопонимания и взаимной помощи, поддержки учителя и ученика. При этом надо оставить учителю простор для размышлений и предоставить возможность самостоятельно мыслить («учитель должен быть независим в своих суждениях»), иначе как его стимулировать к саморазвитию и самосовершенствованию? Но для всего этого учителю необходимо время!

Третья проблема. Как «заставить» теорию, которой учитель системно овладевает, работать на практику творчески ориентированного педагога? Что необходимо для того, чтобы не отпугнуть учителя от практико-ориентированного овладения языком ФГОС и научно-педагогического знания? Как не «задушить» ростки нетрадиционного, творческого понимания нового в педагогической науке и «мотивировать» практика работать с теоретиком?

Для этого желательно в первую очередь нейтрализовать конфликт старого с новым. Это означает, что в той или иной степени придется нарушить традиции и привлечь неклассические подходы и приемы в работе с учащимися на уроке и вне уроков. В этом могут помочь учителю-практику глубокое понимание сути изложенных концептуальных положений ФГОС и рекомендации авторских коллективов современных отечественных УМК. Такое сотрудничество должно найти отражение в профессиональном сознании педагога, в его индивидуальном языке и в созвучном современности практическом воплощении теоретических положений.

Четвертая проблема. Долголетний опыт профессионально значимого общения с учителями иностранного языка показывает, что педагогам не хочется работать по-старому. Постоянный и системный поиск новых решений проблем в той или иной педагогической ситуации в совместной деятельности — учитель, ученики, их родители — эта наши сегодняшние реалии. Мир не стоит на месте, а потому наша новая школа, если она в полной мере осознает всю ответственность за результаты своей деятельности в системе обновленных координат образования, старается идти вперед, стремится работать на перспективу, на завтрашний день, а не только на сегодняшний момент.

За что же педагогу (мастеру, личности, индивидуальности — это характеристики его субъективной реальности) приходится нести ответственность? За многое! Почему? Потому что личность учителя, представляя собой самоорганизующийся механизм человека, постоянно находящегося в полифоничном пространстве диалога с миром и реализующего себя в поступке (по М.М. Бахтину), проявляется в ее «способности занимать определенную позицию», быть «носителем сознания» (по С.Л.Рубинштейну), выступать субъектом собственной жизни и со-бытийности с другими личностями (по В.И. Слободчикову), реализовываться через «надситуативную активность» (по В.А. Петровскому).

За что же учителю приходится нести ответственность в первую очередь?

Чтобы обеспечить единообразие и проверяемость, ученые предлагают обратить особое внимание на следующие педагогические умения, которые, надеемся, помогут ответственному учителю-практику при подготовке и проведении урока качественно продвинутого типа. Это определенные способы выполнения различных видов и элементов педагогической деятельности при проектировании современного урока. К этим критериальным способам относятся умения:

  • изучать своих учеников;
  • определять цели обучения (общепедагогические и применительно к своему предмету);
  • предвидеть трудности усвоения материала;
  • пользоваться различными источниками материала при подготовке к уроку;
  • структурировать уроки в систему;
  • «переводить» содержание материала в деятельность учащихся;
  • иметь представление о том, что как минимум должны проделать учащиеся для овладения материалом по изучаемой теме;
  • разрабатывать и реализовывать учебные проекты, обеспечивающие формирование ключевых компетенций;
  • поддерживать атмосферу успеха и личных достижений на уроке;
  • развивать у учащихся интеллектуальные способности;
  • организовывать процесс воспитания;
  • создавать ситуации развития личности в образовательном процессе;
  • оценивать эффективность своей педагогической деятельности.

Пятая проблема. Если образовательный процесс — это продукт творческой деятельности всех его участников, то не меньшую значимость в нем приобретает высокопрофессиональная помощь тех, кто готовит нам, практикам, информационно-образовательную среду достойного учебника и всех его необходимых компонентов. Сущность педагогических средств, как известно, определяется их назначением — способствовать достижению педагогической цели в условиях современного этапа развития системы отечественного образования, характеризующегося переходом на новую парадигму поликультурного образования — личностно ориентированную и личностно развивающую, основанную на компетентностном, когнитивно-коммуникативном и деятельностном подходах. Все обозначенные подходы находят реальное воплощение в разумном отборе языкового, речевого и текстуального материала, в системе упражнений и развивающих заданий к тщательно отобранным текстам УМК издательства «Просвещение». Авторские коллективы, несомненно, провели и продолжают огромную работу в плане проектирования и обоснования педагогических целей и средств достижения запланированных результатов по иностранным языкам. Задача учителя состоит в адекватной интерпретации презентаций, подготовленных авторами-профессионалами, которые не один год работают над совершенствованием основного нашего помощника — УМК нового поколения.

Вот почему от учителя требуется инновационное профессиональное поведение, характеризующееся ответственным и систематическим осмыслением собственного творчества в педагогической деятельности, о чем мы уже говорили. Инновационное поведение учителя иностранного языка одновременно предполагает максимальное развитие личностного потенциала непосредственных участников образовательного процесса, способных общаться. В этом, несомненно, могут помочь разработки издательства «Просвещение» — содержательные и фундаментальные, с точки зрения современных концептуальных положений теории и методики формирования иноязычной речевой деятельности и коммуникативной культуры языковой личности.

Уважаемые читатели! Сейчас многие из вас стоят перед проблемой перехода на новые УМК. Обращайтесь к публикациям авторов УМК в нашем журнале! Присылайте вопросы и проблемы для обсуждения. Вы найдёте ответы на самые острые вопросы практики! Попробуйте и убедитесь в этом сами!

Успехов Вам, коллеги!

Надежда БУЛАНКИНА, д.филос.н., к.пед., профессор,
заведующая кафедрой гуманитарного
образования НИПКиПРО, декан факультета
иностранных языков МПГУ (филиал в Новосибирске),
член редакционного совета журнала

 

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.