«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

КАК ПОМОЧЬ АБИТУРИЕНТАМ УСПЕШНО ПОДГОТОВИТЬСЯ К СДАЧЕ УСТНОЙ ЧАСТИ ЭКЗАМЕНА ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Среда 27 Май 2015


Цель данной статьи — обратить внимание преподавателей на абитуриентов, планирующих сдачу устной части ЕГЭ по немецкому языку, на трудности при выполнении заданий и помочь им преодолеть их. Для выпускников школ это новая часть экзамена, поэтому абитуриенты столкнутся с определёнными трудностями при сдаче данного аспекта. Статья поможет учителям и абитуриентам снять определённые трудности при подготовке к экзамену по немецкому языку.

 

настроение: активное

ключевые слова: die Sonderangebote, die Ermäßigungen, die Stichpunkte, die Verpflegung, in zusammenhängenden Sätzen, vorziehen, zeigen

город: Вологда

e-mail: menshchikovaludmila@yandex.ru

 
Актуальность и новизна данной работы заключена в следующем: обучаемые должны правильно подготовиться к успешной сдаче устной части ЕГЭ по немецкому языку. Следует отметить, что овладение устной частью речи способствует существенной роли в коммуникации, что является наиболее сложным аспектом в изучении немецкого языка.

Впервые с 2009 года в содержание ЕГЭ вновь включена устная часть. Задачей устной части является проверка уровня сформированности умения использовать устную речь для развития у выпускников инициативы, самостоятельности при принятии решения, повышению активности и находчивости в ходе выполнения заданий.

Для проверки логичного и связного построения высказывания, адекватного использования средств логической связи в устную часть ЕГЭ включены 4 задания. Время на подготовку каждого задания — 1,5 минуты. Общее время ответа абитуриента, включая время на подготовку, составляет 15 минут.

Задание 1

Задание С1 устной части — чтение текста вслух научно-популярного или информативного характера, имеющего базовый уровень сложности. При оценке ответа учитывается выразительное чтение, умение делить фразу на синтагмы. В задании проверяется не столько техника чтения, сколько смысловое наполнение.
Максимальный балл 1.

Приведём пример оригинального текста.

Wind entsteht, wenn sich die Luft bewegt. Das kann man nicht immer sehen, aber oft spüren. Die Luft bewegt sich, wenn die verschiedenen Luftschichten unterschiedlich warm sind. Für diese Temperaturunterschiede ist die Sonne verantwortlich. Die Luft über dem Land erwärmt sich dabei stärker, als die über dem Meer. Dabei steigt warme Luft nach oben, weil sie nun leichter ist als die kalte Luft. Warme und kalte Luft haben unterschiedlich viel Druck. Den versucht die Luft auszugleichen. Darum strömt dann vom Meer kalte Luft nach. Abends ist das anders: Dann hat die Sonne das Meer soweit aufgeheizt, dass die Luft dort wärmer ist als über dem Land und die Luft vom Land zum Meer strömt. Als früher die Schiffe noch allein auf die Kraft des Windes angewiesen waren, sind sie immer erst am Abend ausgelaufen — der Wind trug sie dann aufs Meer hinaus.

Анализ ответов абитуриентов после проведения тренировочного теста показал, что за 1,5 минуты школьники в состоянии просмотреть только часть текста, акцентируя внимание на сложных и незнакомых словах.

Основные ошибки сводятся к неправильному прочтению сложных слов, неправильному ударению и неумению делить фразу на синтагмы, так как не успевают в отведённое время просмотреть весь текст. Поэтому проверить понимание текста экзаменуемыми довольно сложно, так как их внимание обращено на технику чтения. В связи с этим в оставшееся до экзамена время хотелось бы порекомендовать учителям поработать над техникой чтения аутентичных текстов небольшого объёма и общего понимания содержания текста.

Задание 2

Просмотрев рекламное объявление в виде картинки и краткой информации, экзаменуемым необходимо задать 5 вопросов, используя ключевые слова.
Максимальный балл 5.
Sie haben beschlossen, mit ihren Freunden diesen Sommer in einem Alpenbauernhaus zu verbringen. Sie rufen unter der angegebenen. Telefonnummer an, um einige Details zu klären. Überlegen Sie innerhalb von 1,5 Minuten fünf direkte Fragen zu den folgenden Stichpunkten:

  • Lage des Alpenbauernhauses
  • Reisedauer
  • Preis für 2 Monate
  • Sonderangebote
  • Ermäßigungen für Jugendliche

Stellen Sie nun Ihre Fragen. Sie haben für jede Frage je 20 Sekunden Zeit.

При подготовке к выполнению второго задания следует объяснить экзаменующимся, что означают direkte Fragen“ и „Stichpunkte“. Напомним, что термин «прямые вопросы» — это вопросы с вопросительным словом или без него, например: Was kosten die Übernachtung und die Verpflegung pro Nacht?“ „Ist die Übernachtung mit oder ohne Frühstück?

Готовясь к выполнению задания, экзаменуемые могут не знать ключевые слова в самом плане, например: die Verpflegung“, „Sonderangeboteи, как следствие, не смогут составить вопросы с этими словами.

Задание 3

В задании предлагается выбрать одну из 3 фотографий и описать её с опорой на план, включающий 5 подробных вопросов. Экзаменуемым необходимо описывать только то, что изображено на выбранной картинке. Следует обратить внимание абитуриентов на обязательное употребление логических средств, например: „und, dann, aber, erstens, zweitens usw“.
Максимальный балл 7.

Stellen Sie sich vor, dass Sie während Ihrer Sommerferien einige Fotos gemacht haben. Wählen Sie ein Foto, um es Ihrem Freund/Ihrer Freundin zu zeigen und das zu beschreiben.
Halten Sie sich, wenn Sie über das gewählte Foto erzählen, an folgende Stichpunkte:

  • wann haben Sie das Foto gemacht
  • was oder wen zeigt das Foto
  • was passiert da gerade
  • warum haben Sie das Foto gemacht
  • warum haben Sie beschlossen, das Foto zu zeigen.

Sie haben 1,5 Minuten Zeit zur Vorbereitung und danach höchstens 2 Minuten Zeit zum Sprechen. Sprechen Sie in zusammenhängenden Sätzen. Fangen Sie mit einem der folgenden Sätze an:

,,Ich habe das Foto № …gewählt.’’ „Auf dem Foto sehe ich…(wird …gezeigt, ist/sind …dargestellt).“ Das Foto zeigt…“

По моему мнению, целесообразно использовать также структуры: Im Vordergrund“, „im Hintergrund“, „vorneusw. В конце высказывания предлагается дать совет: Ich rate/empfehle dirund warum“.

Предполагается, что объём монологического высказывания должен cодержать не менее 12–15 фраз. Возникает вопрос: что понимать под словом «фраза» в данном контексте. Описывая картинку, выпускники не ограничиваются односложными предложениями, а используют сложноподчиненные предложения, ответив на все вопросы плана. Таким образом, их полное высказывание содержит не более 7–8 фраз. И в связи с этим эксперты вынуждены снижать оценку до двух баллов, хотя выполненное задание соответствует всем критериям за исключением объёма.

Задание 4

Для выполнения задания предлагается сравнить две фотографии, подчеркнув сходство и различие в содержании. Фотографии должны быть близкими по сюжету, соответствовать программным требованиям и интересам выпускников. Как и в предыдущем задании, необходимо обратить внимание экзаменуемых на применение логических структур и умение выразить своё мнение, а также не забыть о вступлении и заключении. Объём высказывания — также не менее 12–15 фраз.
Максимальный балл 7.

Sehen Sie sich zwei Fotos an. Sie sollen die zwei Fotos vergleichen und anschließend darüber berichten, was beide Fotos unterscheidet und verbindet. Halten Sie sich dabei an folgenden Plan:

  • beschreiben Sie kurz beide Fotos
  • sagen Sie, was beide Fotos Gemeinsames haben
  • sprechen Sie darüber, was beide Fotos unterscheidet
  • sagen Sie, welche Sportart sie vorziehen
  • erklären Sie, warum.

Sie haben 1,5 Minuten Zeit zur Vorbereitung und danach höchstens 2 Minuten Zeit zum Sprechen. Sprechen Sie in zusammenhängenden Sätzen.

В заключение хотела бы посоветовать учителям немецкого языка организовать краткосрочные курсы для экзаменуемых, используя демонстрационные варианты, предлагаемые ФИПИ. В этом случае выпускники смогут научиться ставить вопросы, выражать свое мнение, используя сложноподчиненные предложения с союзами „weil, da“и речевые клише, например: „Ich meine.“ „Meiner Meinung nach…“ „Ich bin sicher usw.“

Примечание:

Чтобы не искажать содержание заданий, в статье использовано описание, данное в демоверсии устной части экзамена по немецкому языку. Практический материал подобран автором статьи. Анализ заданий, проведенный после проведенного тестирования, позволил мне предложить некоторые рекомендации.

Viel Spaß und Erfolg!

 

1 Comment »

Ольга Лисовская:

большое спасибо за материал. ещё ни разу мои дети не сдавали ЕГЭ по немецкому. Надеюсь,что мне помогут ваши советы)))

26 Ноябрь 2015 | 20:58
Оставить комментарий

Комментарий

..