«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ВАЖНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ.
ЭТАПЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ

Пятница 26 июня 2015

Для коммуникативных целей лексика более важна для учащихся, чем грамматика, особенно на ранней стадии изучения языка, когда высока мотивация к изучению слов. Поскольку лексическая система — это открытая система, в ней всегда найдется, что изучать.

настроение: оптимистичное

ключевые слова: словарный запас, форма, значение, использование, овладение лексикой, презентация слов, лексическая единица

город: Павлодар

Учащиеся более продвинутых уровней хотят увеличить свой словарный запас, понять нюансы значения, стать более умелыми в выборе слов и выражений.

Рецептивный словарь учащихся по объёму больше, чем продуктивный, то есть ученик способен понять гораздо большее количество слов по сравнению с тем количеством, которое он может применить в речи. Кроме того, у каждого учащегося есть свой собственный запас слов, как бы своя «лексическая диета». В течение учебного процесса учащиеся все больше осознают свои нужды в изучении лексики.

Изучение лексики и овладение ей

Овладение лексикой происходит во время прослушивания и чтения аутентичного материала. Если текст в целом понятен, читающий может догадаться о значении некоторых слов из контекста. Если языковая единица часто встречается во время прослушивания или чтения, скорее всего, полное её значение будет понято и ученик его запомнит.

Существуют определённые пути, при помощи которых учащиеся сознательно овладевают лексикой. Слова легче запоминать, если их значение понятно учащимся. Поэтому учителю так важно провести понятную презентацию новых слов. Чтобы облегчить запоминание лексического материала, можно использовать следующие средства:

  • визуальные средства (картинки, диаграммы и т. д.). Лучше, если эти средства наглядности будут цветными;
  • звучание и ритм слова (практика повторения);
  • включение единицы в предложение, содержание которого должно быть запоминающимся или личностно ориентированным;
  • перевод единицы на родной язык учащихся.

Очень важно связывать значение изучаемой единицы с другими единицами.

Примеры:

  1. Слова, которые связаны с одной и той же темой, такой как, например, «Одежда» или «Еда».
  2. Слова, имеющие одинаковый префикс или суффикс, например, unhappy, unlucky, unfriendly.
  3. Синонимы или слова, приблизительно похожие по значению, например, unhappy sad.

От каких факторов зависит, легкой или трудной является лексическая единица? Это такие факторы, как:

  • сходство лексической единицы со словом родного языка. Если новая лексическая единица английского языка похожа на слово родного языка учащегося, это, скорее, введет его в заблуждение, чем поможет;
  • сходство с ранее изученными английскими словами. Например, если ученик уже знает слово friendly, ему легче будет запомнить слово unfriendly;
  • коннотация — сопутствующее значение слова;
  • учащиеся часто путают правописание, произношение и значение слов;
  • границы сочетаемости лексических единиц;
  • употребление слова.

Когда учитель готовится вводить лексическую единицу, ему следует учитывать следующие аспекты:

1. Форма

  • какой частью речи является слово;
  • правильная форма этой единицы или нет. Например: глагол want — правильный; go — неправильный;
  • принадлежит ли слово к семье слов, например: electricity, electrical, electrician;
  • произношение слова или комбинации слов и ударение в нем;
  • как слово сочетается с окружающими его словами и не является ли оно частью фразеологической единицы.

2. Значение

  • у многих слов есть несколько значений. Необходимо решить, в каком значении и в каком контексте вы хотите представить новую единицу;
  • какие дополнительные значения слова вы хотите представить учащимся;
  • возможна ли такая ситуация, когда одно слово по-разному понимается разными учениками.

3. Использование

  • как используется слово;
  • принадлежность слова к определенному стилю речи.

Как решить, какой лексике учить

Во-первых, необходимо определить, какой лексике и каким стратегиям понимания и запоминания лексики вы должны научить. Существует разница между уроком лексики, целью которого является изучение и применение на практике учащимися определённого количества лексических единиц и уроком, на котором с лексикой имеют дело как с частью какой-то другой деятельности, например, при чтении аутентичного текста. Поэтому форма презентации новых слов будет меняться в зависимости от типа урока.

Во-вторых, следует продумать, будет ли лексика изучаться с продуктивной или с рецептивной целью. Достаточно ли будет того, чтобы учащиеся смогли узнать лексическую единицу, или учитель предполагает учить этой лексике для употребления её в устной и письменной речи? И если учащиеся должны будут употребить эту лексику, какие виды упражнений учителю следует подобрать в таком случае?

Как правило, при использовании УМК отбор лексических единиц для изучения уже сделан. Но следует помнить и о том, какая лексика нужна учащимся. Иногда учитель считает нужным не брать какие-то слова для изучения или, напротив, включить какие-то лексические единицы по своему усмотрению. Отбирая лексику, следует помнить:

  • сначала учат «легким» словам, а уже затем приступают к «трудным»;
  • конкретным именам существительным учат в первую очередь,
    а затем — абстрактным;
  • в первую очередь изучается высокочастотная лексика;
  • сначала изучаются слова с многоцелевым значением, а уже затем их производные. Например, сначала учим слову chair, затем — словам armchair или highchair.

Презентация и практика применения новой и организация повторения уже изученной лексики

Презентация лексики через визуальный и устный контекст эффективна также для введения структур, особенно на начальных этапах обучения предмету. Наиболее успешно этот приём работает, когда нужно продемонстрировать значение конкретных существительных. Дедуктивный подход (с небольшими изменениями), описанный для введения структур, подходит для презентации лексики.

Пример:

  1. Проиллюстрируйте значение, используя визуальные средства. Это картинки, рисунки и, если возможно, реальные предметы.
  2. Произнесите слова, включая грамматические слова, если необходимо. Например: предлог of в словосочетании а bottle of mineral water. На этом этапе можно написать слова на доске, а можно оставить презентацию графической формы слова на один из последующих этапов.
  3. Проверьте, поняли ли учащиеся значение новых слов.
  4. Учащиеся тренируются в произнесении слов. Главный акцент делается на особенностях произношения: специфических звуках, ударении, на проблемных произносительных моментах сочетаний нового слова с некоторыми другими словами.
  5. Если вы ещё не написали слова на доске, напишите. Отметьте ударение, запишите, какой частью речи является изучаемое слово, обратите внимание на проблемы произношения, если таковые имеются, сокращённые формы, написание с заглавной буквы и т. д.
  6. Дайте ученикам время записать информацию, если это необходимо, в свои словари под заголовками, классифицирующими слова по темам. Следует напоминать учащимся включать в словари любые удобные для них знаки, помогающие им вспомнить значение слова: картинку, чертеж, перевод, информацию о произнесении слова. Рекомендуйте использовать цвет для выделения разных частей речи и других особенностей.
  7. Любая дальнейшая практика, которую вы организуете, будет зависеть от самих лексических единиц и от того, с рецептивной или продуктивной целью изучается лексика.

Если вы предполагаете продуктивное употребление, можно запланировать интегрированную работу с этой лексикой с ориентацией на развитие умений. Например, после того как вы представили лексику по теме Food, организуйте ролевую игру, действие которой происходит в кафе, где учащиеся читают меню, выбирают и заказывают еду.

Если вы решили задать новые слова в качестве домашнего задания, организуйте короткий тест на следующем уроке. Можно также предложить учащимся выбрать, скажем, десять слов, которые изучались на этом уроке, для самостоятельного изучения дома. На следующем уроке объедините детей в пары, чтобы они научили друг друга этим новым словам.

Ученики часто выбирают и записывают лексические единицы по своему усмотрению. Это происходит потому, что ученик с большим желанием изучает слова, которые его заинтересовали или отвечают его нуждам. Учителю следует поощрять такие действия учеников, предоставляя учащимся выбор с самого начала обучения и позитивно влияя на мотивацию изучения иностранного языка.

Лексика в текстах

Один из эффективных путей презентации лексики — это прослушивание и чтение текстов, когда контекст обеспечивает понимание специфического значения новых слов. Часто на уроках интегрированного обучения умениям учитель решает презентовать новые слова и организовать практику их применения.

Пример:

Уровень: Intermediate

Тема: Holiday Resorts

После презентации некоторого количества слов и выражений по теме учащиеся при помощи короткого текста из рекламного буклета планируют рассказ о доме отдыха в своей стране и пишут короткую заметку в рекламный буклет или путеводитель.

Этапы урока:

  1. Представьте тему учащимся, показав им настоящий рекламный буклет и назовите его (“holiday brochure”). Спросите учащихся, какую информацию может содержать рекламный буклет.
  2. Раздайте учащимся копию короткого отрывка, который описывает определённый дом отдыха. Задайте несколько общих вопросов, чтобы проверить общее понимание прочитанного, например:
    • a. Is it a good place for a holiday?
    • b. Is it a place for people interested in culture or just relaxation?
    • c. Would you like to go there?
  3. Выберите из текста лексику и представьте ее в комбинации с другими словами. Например, в тексте может быть выражение beautiful coastal scenery, учитель же может представить такое сочетание, как mountain scenery, desert scenery, etc.

Подход «Контроль — обучение — контроль»

Иногда подход «контроль — обучение — контроль» применяется при работе с учащимися уровня Advanced. Этот подход успешно применяется для организации повторения лексики.

Пример:

  1. Проведите работу, которая поможет выяснить, понимают ли учащиеся и умеют ли использовать ту лексику, которая понадобится для выполнения последующих заданий. Это может быть творческая деятельность, например, дискуссия на тему “Banning smoking in public places”. Также можно попросить учащихся написать письмо другу и в нём рассказать о своей новой работе.
  2. Проведите мониторинг и оцените деятельность учащихся для того, чтобы увидеть, насколько точно и аккуратно они используют лексику. Важно обратить внимание на то, не избегают ли учащиеся использования новых слов и выражений.
  3. Если у учащихся нет проблем с использованием новых языковых единиц, можно переходить к следующим видам деятельности. Если обнаружены проблемы использования или учащиеся избегают использовать новую лексику, учитель организовывает практику, обращая внимание на форму, значение и использование данных слов и выражений.
  4. Далее следует практическая деятельность, которая направлена на использование слов. Если данный подход уже применялся в этот день для повторения структур, не следует снова применять его для повторения лексики.

Учащимся легче узнавать слова, чем включать их в активное использование. По этой причине полезно планировать такую работу, которая связана с включением лексики в целый цикл уроков: чтение текстов, составленных на этой лексике, устные и письменные задания, которые требуют применения данных лексических единиц. В начале таких уроков полезно организовывать короткие упражнения в виде игр для повторения лексического материала, которому обучали на предыдущем уроке.

Некоторые виды таких 5–10-минутных упражнений приводятся ниже:

  1. Divide students into groups of four or five. Ask them to recall as many words and expressions as they can from the last lesson on the topic of “…”. The group, which can remember the most words, is the winner.
  2. Remind the students of the topic and ask them all to stand up, in a circle if possible. Clap out a beat and say: “One, two, three,” followed by a word on the topic. After the next three beats the next student in the circle gives a word related to the topic, and so it continues. Anyone who can’t think of a word or repeats a word already given has to sit down and it’s the turn of the next person. The winner is the last to remain standing.
  3. To revise occupations write the words doctor, hairdresser, truck driver, etc. on cards and tell the students to mime the job. The person, who guesses correctly, does the next mime. This can be done in front of the whole class or in smaller groups.
  4. This revises occupations with higher level students. Attach a label with an occupation written on it, to the back of each student: lawyer, politician, engineer, etc. Ask them to mingle and ask each other questions until they guess the word on their back, for example: “Do I work with people? Do I wear a uniform? Is it a well-paid job? Would you like to do this job?”, etc. (It also revises the Present Simple).
Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.