«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НОВОЙ ФОРМЕ

Понедельник 8 Июнь 2015


В 2003 году в нашей стране произошел переход к новой форме экзамена по английскому языку — ЕГЭ. Одним из компонентов этого экзамена является задание на говорение. С 2009 года это задание было исключено из экзамена, но сегодня говорение вновь возвращается в новой форме. Перед нами встал вопрос: как подготовить учеников к этому заданию? Возникла необходимость разработать типовые задания по говорению в новом формате.

 
настроение: творческое

ключевые слова: подготовка к выполнению задания по говорению, стратегия выполнения заданий, разговорные фразы, техника чтения, диалог, монолог

город: г. Кирово-Чепецк, Кировская обл.

e-mail: ekaterinamusikhina@mail.ru

 

Характеристика раздела «Устная часть»

В разделе «Устная часть» в качестве объекта контроля выделяется знание языковых единиц, а также навыки их употребления в коммуникативно-значимом контексте. Раздел представлен 4 заданиями, за выполнение которых ученик может набрать до 20 баллов.

  1. Задание С3 базового уровня сложности — чтение фрагмента информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста;
  2. Задание С4 базового уровня сложности — диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию;
  3. Задание С5 базового уровня сложности — тематическое монологическое высказывание с опорой на предложенный план и фотографию;
  4. Задание С6 высокого уровня сложности — создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения, с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий).

Давайте проанализируем, какие умения и навыки контролирует каждое задание. В задании С3 проверяются навыки техники чтения, умение понимать содержание текста и правильное оформление фонетической стороны речи: интонация, произношение, ударение, беглость речи. На первый взгляд, это простое задание, но анализ международных экзаменов показывает, что подобные задания присутствуют в них. Подробнее с этим анализом можно ознакомиться в статье Е. Н. Солововой и А.И. Родоманченко[2].

В задании С4 проверяются умения задавать вопросы, обращаться за разъяснениями, употреблять средства диалогической речи, то есть правильно вести диалог.

В заданиях С5 и С6 контролируются умения монологической речи, построения высказывания в заданном объеме в соответствии с поставленной коммуникативной задачей в различных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и социально-трудовой сфер общения. Проверяются умения логично строить высказывания, использовать стратегии описания, сообщения, рассуждения, правильно употреблять языковые средства монолога.

Согласно школьным стандартам, выпускники должны достичь порогового уровня В1 иноязычной коммуникативной компетенции (терминология Совета Европы) при обучении на базовом уровне и превысить его при обучении на профильном уровне.

Новая модель устной части экзамена была разработана на основе следующих требований:

  1. Соответствовать настоящему Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов по иностранному языку от 2004 года и кодификатору ЕГЭ по иностранным языкам;
  2. Строиться на деятельностном, коммуникативно-когнитивном и системном подходах, в основе которых лежат принципы научности, посильности, доступности, дифференциации, интеграции и др.;
  3. Представлять задания разных уровней сложности;
  4. Проверять наиболее существенные коммуникативные умения;
  5. Проверять метапредметные умения: умение планировать свою речь, выделять нужную информацию, сопоставлять факты, высказывать свою точку зрения и т.д.;
  6. Использовать вербальные и визуальные опоры;
  7. Исключить участие собеседников, что вызывает определенные трудности;
  8. Осуществлять переход к компьютеризированной форме экзамена, что позволит проконтролировать наибольшее количество участников.

Стратегии выполнения задания «Говорение»

  1. Чтение текста

    Получив задание, ученик должен внимательно прочитать текст про себя. Затем ему необходимо выделить основные по смыслу фразы, труднопроизносимые слова. После этого он должен разметить интонацию предложений. И, наконец, необходимо прочесть текст сначала шепотом, а потом вслух, обращая внимание на слитность и беглость речи.

  2. Диалогическое высказывание (вопросы)

    Сначала необходимо прочитать текст задания. Ученик должен обратить внимание на условия предлагаемой ситуации, план и объем диалога (время). Ему необходимо задавать только нужные вопросы. В ответе приветствуется использование разговорных клише. Ученик не должен забывать использовать лексику и грамматику, соответствующую данной ситуации.

  3. Высказывание по картинке

    Ученику всегда необходимо внимательно читать текст задания. Прочитав его, нужно выделить основные элементы плана, ключевые слова. При подготовке ответа необходимо в нужном объеме раскрыть содержание каждого пункта плана, логично построить высказывание, продумать лексику и грамматику каждого предложения. Когда ученик начинает отвечать, он сначала должен представить тему. Ученик должен уметь аргументированно обосновать свой ответ на вопрос «почему». Он должен помнить, что не нужно давать избыточную информацию, не предусмотренную заданием.

4. Сравнение картинок

Ученику предлагается две фотографии, объединенные общей темой. По четвертому пункту плана всегда можно точно понять, что именно изображено на данных фотографиях.

Необходимо кратко описать обе фотографии, найти сходства и различия, сформулировать свои предпочтения и объяснить их. На подготовку дается 1,5 минуты, затем еще 2 минуты — на запись высказывания. В плане обычно пять пунктов. Предполагается, что в среднем ученик должен сказать по три предложения на каждый из пяти пунктов в течение двух минут. Также важно продумать вступительные и заключительные фразы высказывания.

Необходимо избегать длинных пауз и говорить связно.

Критерии оценки каждого задания

Задание 1 чтение текста вслух Речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение, интонационные контуры, произношение слов без нарушений нормы: допускается не более пяти фонетических ошибок, в том числе одна-две ошибки, искажающие смысл. 1 балл
Задание 2 вопросы Вопрос по содержанию отвечает поставленной задаче; имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса; интонация соответствует типу задаваемого прямого вопроса; возможные фонетические и лексические погрешности не затрудняют восприятия. 5 баллов
Задание 3,4 Описание картинки 1. Задача выполнена полностью: содержание полно, точно и развернуто отражает все
аспекты, указанные в задании (в среднем не менее 3 предложений по каждому пункту).

2. Высказывание логично и имеет завершенный характер; имеются вступительная и заключительная фразы, соответствующие теме. Средства логической связи используются правильно.

3. Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют
поставленной задаче (допускается не более двух не грубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более двух не грубых фонетических ошибок).

3 балла

 

 

 

2 балла

 

 

 

2 балла

    Общее количество баллов 20 баллов

[links&resources]

1. Открытый банк заданий ЕГЭ. КИМ ЕГЭ 2015 (Английский язык). URL: http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/2015/09.pdf
[2] Федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования. — М.: Астрель, 2009.
3. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В. Английский язык. Учебник «Старлайт» для 8-го класса общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением английского языка. — М.: Просвещение, 2014. — 216 с.
4. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В. Английский язык. «Starlight», 10 класс. Пособие для общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением английского языка. — М.: Просвещение, 2011. — 200 с.
5. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В. Английский язык. «Starlight», 11 класс. Пособие для общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением английского языка. — М.: Просвещение, 2011.— 200 с.
6. Дули Д., Эванс В. Английский язык. Учебник «Mission 1» для подготовки к экзамену Кембриджский Первый Сертификат. — Express Publishing, 2001. — 216 с.
7. Мишин А. В. Эффективные приемы подготовки учащихся 11 классов к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку на примере нового пособия «Английский язык. Единый государственный экзамен. Устная часть». — М.: Просвещение, 2015.

 

1 Comment »

Rashida:

Thank you!

26 Июнь 2015 | 20:26
Оставить комментарий

Комментарий

..