«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Четверг 30 Июль 2015

Существует много факторов, формирующих мотивацию к учению: это и современные технологии ведения урока, и использование интерактивных методов обучения, и многое другое. Одним из способов формирования положительной учебной мотивации школьников является организация исследовательской деятельности учащихся.

There are a lot of factors which help to form motivation to learn: modern technologies of teaching, using interactive methods of educating and many other ways. One of methods of forming positive learning motivation of schoolchildren is the organization of research activity of students.

настроение: позитивное

ключевые слова: исследовательская работа, повышение мотивации, учебная мотивация, английский язык

город: Набережные Челны

e-mail: Aleonushka16@yandex.ru

 

Успешность школьника в каждом из учебных предметов определяется такими факторами, как наличие базового уровня знаний и умений, сформированность психических функций и процессов, необходимый уровень развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, полной реализации ее интеллектуального потенциала, соблюдения соответствующих условий протекания учебного процесса.

Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее роль в овладении системой знаний, умений и навыков обусловлена характером самой учебной деятельности, обновлением содержания образования, поощрением активности учащихся и их стремления к самосовершенствованию.

Английский язык занимает обособленную позицию в системе других учебных дисциплин. Иностранный язык является уникальным предметом в том смысле, что при его изучении учащиеся сталкиваются с абсолютно новым языковым и речевым материалом. Школьники вынуждены заучивать его, что сложно и не всегда интересно, поэтому при изучении английского языка именно высокий уровень педагогического мастерства учителя, его авторитет, личная заинтересованность в успехах детей обусловливают эффективность формирования мотивации к предмету.[4]

Существует много факторов, формирующих мотивацию к обучению: это и современные технологии ведения урока, и использование интерактивных методов обучения, и многое другое. Одним из способов формирования положительной учебной мотивации школьников является организация исследовательской деятельности учащихся.[3]

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку.[5]

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере. Это постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.[2]

В ходе исследовательской деятельности развиваются творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать, повышается мотивация, улучшается работоспособность. Эти качества важны для личностной самореализации индивида.[1]

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.

Организация и дальнейшее развитие научно-исследовательской работы школьников — одна из основных форм творческой работы с молодежью. Она требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных и другим источникам информации по теме исследования.

Руководство научно-исследовательской деятельностью школьников — одно из важнейших направлений в работе современного учителя. Это сложное и вместе с тем увлекательное дело. Учитель должен не только осуществлять общее руководство процессом, но и участвовать в нем, помогая учащимся преодолевать каждый этап работы над проектом.

От руководителя исследовательской работы во многом зависит успех исследования учащегося. Необходимо поддерживать и направлять юного исследователя на всех этапах работы, начиная с выбора темы и заканчивая этапом защиты.

Английский язык предлагает большой выбор направлений и тем для исследования; все зависит от того, в какую область знания ученик намеревается углубиться. Фразеология, лексикология, стилистика, грамматика — вот небольшой перечень дисциплин, связанных с английским языком, которые могут быть интересны школьникам. Учащиеся с увлечением  ищут необходимый материал, погружаясь в увлекательный и новый для них мир научного исследования. Исследовательская работа по английскому языку поможет углубить знания по грамматике; увеличить словарный запас ученика; узнать много нового из истории Великобритании в целом и Англии в частности; лучше понять культуру и литературу стран изучаемого языка. Во время исследования учащиеся тесно соприкасаются и с другими науками: историей, литературой, географией, лингвистикой, русским (родным) языком. Это вызывает интерес у учеников, так как в одной работе они могут соединить разные (как им казалось ранее, не связанные между собой) предметы. Все зависит от темы исследования.

Так, выполняя работу, посвященную изучению и анализу сложносоставных слов английского языка в рамках произведения современного писателя («Анализ сложносоставных слов английского языка на примере романа А. Хейли “Отель”»), ученица узнала много нового о способах словообразования, что помогло ей при сдаче экзаменов, а также познакомилась с жизнью и работой отеля с точки зрения служащих. Увлекательный мир английского языка открылся ей с новой стороны.[8]

При выполнении работы, посвященной изучению происхождения английских фамилий на основе рассказов о Шерлоке Холмсе («Анализ происхождения английских фамилий на примере произведения А. К. Дойля “Приключения Шерлока Холмса”»), учащаяся не только познакомилась с историей происхождения фамилий, но и узнала много нового об истории Англии и Великобритании, открыла для себя произведения А. К. Дойля, о которых до этого знала только по фильмам.[9]

Работа, посвященная изучению структурно-грамматических особенностей фразеологических единиц английского языка с компонентом цветонаименования, показала, что любое предложение, любое словосочетание могут быть изучены с точки зрения их структуры и грамматических особенностей. При изучении ФЕ с компонентом цветонаименования ученица познакомилась не только с самими фразеологизмами, но и узнала об их происхождении, первоначальном употреблении и о совпадении некоторых ФЕ английского и русского языков.[10]

Отдельно хочется отметить работы по сравнительному языкознанию, когда учащийся сравнивает элементы двух или более языков. Исследования нескольких языков позволяют увидеть сходства и различия в строении сравниваемых языков, их фонетическом строе, лексическом запасе, помогают лучше узнать и, соответственно, сравнить культуру, историю исследуемых языков. Так, работа, посвященная изучению ФЕ с компонентом-глаголом «ходить» в русском, английском и татарском языках, позволила увидеть сходства и различия не только в языках, но и культурах этих народов.[7]

Посредством организации исследовательской деятельности учащихся  повышается учебная мотивация у школьников, развивается интерес к познанию и повышаются их культурный и языковой уровни. Защищая свои работы на школьных, городских и региональных конференциях, учащиеся не только показывают результаты своего исследования, но и узнают новое, привлекают других учеников — зрителей и слушателей — повышая их познавательную активность и учебную мотивацию.

[links&resources]

[1] Запрудский Н. И. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация [Электронный ресурс] // Школьная физика — 2009. — № 4. — Режим доступа: http://www.alsak.ru/item/1349-4.html
[2]Леонтович А. В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей) [Электронный ресурс]. М.: МГДД(Ю)Т, 2003 г. Режим доступа: http://www.researcher.ru/methodics/teor/f_1abucy/a_1abujp.html
[3]Пикалова Е. П. Исследовательская деятельность учащихся — один из способов повышения учебной мотивации [Электронный ресурс] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — Режим доступа:  http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/102/5425/
[4]Рябова А. Ю. «Использование системы приемов повышения учебной мотивации при планировании уроков английского языка на основании методического конструктора урока А. Гина» [Электронный ресурс] // Электр. версия журнала «Педагогическая мастерская» — 2011 — №1 (6). — Режим доступа: http://edu.rybadm.ru/info/teacheryear/2011/2011/Ryabova.htm
[5]Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://raketa166.at.ua/publ/savenkov_a_i_malenkij_issledovatel/1-1-0-11
[6]Федотова Н. Ф., Фесянова Н. Л., Яковлева М. Г. Учебная и исследовательская работа студента-журналиста: учеб. пособие / под. общ. ред. Н. Ф. Федотовой. Набережные Челны: фил. Казанского гос. университета, 2009. — 130 с.
[7]Насипова И. И. Научно-исследовательская работа «Глагольные фразеологические единицы с компонентом — глаголом «ходить» в английском, русском и татарском языках» // науч. рук-ль Сычугова Е. В., Набережные Челны, 2011 г.
[8]Лаврова А. А. Научно-исследовательская работа «Структурно-грамматические особенности ФЕ английского языка с компонентом цветонаименования» // науч. рук-ль Сычугова Е. В., Набережные Челны, 2013 г.
[9]Салимова М. К. Научно-исследовательская работа «Анализ сложносоставных слов английского языка на примере романа А. Хейли «Отель» // науч. рук-ль Сычугова Е. В., Набережные Челны, 2012 г.
[10]Миронова Е. А. Научно-исследовательская работа «Анализ происхождения английских фамилий на примере произведения А. К. Дойля «Приключения Шерлока Холмса» // науч. рук-ль Сычугова Е. В., Набережные Челны, 2013 г.

2 Comments »

Елена:

Очень важная и полезная статья для учителей английского языка.
Большое спасибо автору!

30 Июль 2015 | 11:48
Ирина:

Спасибо за информацию, полезно

9 Январь 2017 | 16:45
Оставить комментарий

Комментарий

..