«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Среда 17 августа 2016

sagaidakova_main

С целью реализации дифференцированного подхода в обучении немецкому языку используется технология дифференцированного (разноуровневого) обучения с последующим разноуровневым контролем усвоения учебного материала.

настроение: познавательное

ключевые слова: разноуровневое обучение, разноуровневый / дифференцированный контроль знаний, способности учащихся к языку, дифференцированный подход, личностно-ориентированное обучение

город: Курская область, г. Суджа

e-mail: Sagaidakova.nata@yandex.ru

Проблема дифференцированного контроля знаний, на мой взгляд, является одной из наиболее сложных, и прежде всего связана с объективной оценкой знаний учащихся.

Важно, чтобы такая оценка строго соответствовала уровню знаний и отражала реальный прогресс каждого ребенка. И очень важно, чтобы оценка была «справедливой» в глазах ребенка.

Дифференцированное обучение предполагает разный уровень усвоения учебного материала, при котором глубина и сложность одного и того же учебного материала различна: от владения базовым уровнем знаний в соответствии с требованиями ФГОС до углубленного, расширенного усвоения данного учебного материала.

В настоящее время дифференцированный подход понимается несколько шире: это не только дифференцирование знаний по степени сложности, но и дифференцирование условий выполнений этих заданий (различная помощь учителя сильным и слабым учащимся, различное время для выполнения задания, для обдумывания ответа), а также форм контроля за его выполнением. Контроль уровня владения иноязычными новинками является неотъемлемой частью процесса обучения иностранным языкам. От правильной организации контроля зависит качество урока в целом. Контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и носит обучающий характер: он позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы обучения более эффективными, создавать более благоприятные условия для коррекции и улучшения практического владения языком, для воспитания учащихся средствами иностранного языка.

С целью реализации дифференцированного подхода в обучении немецкому языку используется технология дифференцированного обучения (т. е. разноуровневого обучения) с последующим разноуровневым контролем усвоения учебного материала.

Зачастую дифференциация в обучении иностранному  языку основывается не на индивидуальных особенностях личности учащихся, а на индивидуальных проблемах в его знаниях: одним язык дается легко, другим — с большим трудом. Следует отметить тот факт, что учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться учащимися одного и того же класса по-разному: один легче усваивает лексику в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они легче справляются с заданиями по аудированию.  Кроме того, у всех учащихся разный склад мышления. Следовательно, дифференцированный подход в обучении немецкому языку — это организация учебного процесса, при котором индивидуальные особенности каждого школьника учитываются во время организации учебной деятельности на уроке в конкретном классе, т. е. учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы “A”, “B”, “C” по следующим индивидуальным признакам:

в группу “А” отбираются высокомотивированные учащиеся, одаренные дети, легко справляющиеся с заданиями, отвечающими ФГОС (высокий уровень обученности);

в группу “В” отбираются мотивированные учащиеся, хорошо успевающие по предмету, но у которых все-таки иногда возникают трудности в выполнении того или иного задания контрольной работы, отвечающих ФГОС (повышенный уровень обученности);

в группу “С” отбираются «слабомотивированные» учащиеся, которые нередко либо плохо успевают по предмету, либо вообще не успевают.

Критериями отбора будут служить результаты тестирования, основанного на материале, заданиях и требованиях базового уровня владения немецким  языком на каждой ступени обучения. Учет желания учащихся обязателен, если он хочет, например, из группы “С” (по распределению учителя, основанного на результатах теста) перейти в группу “В”, но не наоборот.

Необходимо предоставлять нашим ученикам возможность взять на себя ответственность за самостоятельный выбор уровня усвоения и сложности учебного материала в зависимости от индивидуальных потребностей учащихся, т. к. это позитивно сказывается на мотивации к изучению немецкого языка, но ни в коем случае нельзя допускать преднамеренного занижения своих способностей.

Не следует забывать, что стандарт образования обязывает всех учителей немецкого языка дать своим подопечным среднее образование, т. е. усвоение базового уровня, при этом количество часов, отводимое на изучение той или иной темы, остается без изменений для всех учащихся данного класса.

Вот, к примеру, учащимся предлагается текст по аудированию, в котором есть незнакомые лексические единицы, без знания которых затруднено понимание текста. Опыт показывает, что значительная трудность для некоторых учащихся при выполнении задания по аудированию представляет и понимание содержания текста, и умение показать учителю, что оно понятно (т. е. раскрытие содержания). Поэтому сильным учащимся можно предложить пересказать этот текст. Один учащийся начинает рассказывать, другой продолжает рассказ. Проконтролировать знание текста слабыми школьниками можно с помощью вопросов. Самый главный вопрос, который стоит перед учителем в данной ситуации: способны ли сильные и слабые обучающиеся понять содержание текста в равной мере? Очевидно, нет. Поэтому можно предложить сильным учащимся раскрыть содержание текста после первого предъявления, ответив на некоторые ключевые вопросы. После второго предъявления менее способные ученики пересказывают текст, слабые отвечают на вопросы. Так удается формировать навыки аудирования у всех учащихся.

Таким образом, используя дифференцированный подход к контролю усвоения учебного материала по немецкому языку, мы гибко подошли к личностно-ориентированному обучению, при котором максимально раскрываются индивидуальные способности каждого ученика, имеющего возможность самостоятельно выбрать его доступный уровень и получить оценку по выбранному именно им уровню, а также реально помогающее ему добиваться новых, более высоких результатов.

Следовательно, дифференцированный подход в обучении немецкому языку — это необходимость нашего времени, времени информационно-компьютерных технологий и инновационных методов обучения в образовательной среде.

А теперь я хочу привести вариант дифференцированного контроля аудирования для шестого класса общеобразовательных школ по немецкому языку (3 часа в неделю), после изучения темы “Unsere Hobbys”.

Цель: проверить уровень сформированности навыков аудирования у всех групп учащихся («A», «B», «C»).

Спецификой такого вида аудирования является двукратное прослушивание текста.
Так, на этапе слушания учащимся с начальным уровнем сформированности умений аудирования было предложено задание на нахождение эквивалентов.
Hört dem Text zu und findet die Äquivalente!

1) ins Grüne fahren 1.     in der Sonne liegen
2) das Hobby 1.     spazieren gehen
3) sich sonnen 1.     Fischfang treiben
4) wandern 1.     aufs Land fahren
5) angeln 1.     sich sportlich betätigen
6) Sport treiben 1.     die Lieblingsbeschäftigung

Учащиеся среднего уровня должны были заполнить пропуски:
Füllt die Lücken aus!

  1. Ein _____ ist eine Beschäftigung, welcher der Mensch regelmässig und gerne seine Zeit verbringt.
  2. Einige Menschen _____ bestimmte Bücher, Zeitschriften, Ansichtskarten, Briefmarken, Münzen.
  3. Die anderen ______ verschiedene Sachen, ______ und ________schöne Kleidungsstücke.
  4. Am Wochenende gehen viele Menschen gerne ______, fahren ins Grüne, organisieren Picknicks, ______, sonnen sich oder _____ Schlittschuh, Schi.
  5. Und alle diese ________ sind Hobbys.

А ученики с продвинутым уровнем получили задание самостоятельно дописать предложения на основе прослушанного текста.
Ergänzt die Sätze!

  1. Ein Hobby ist …
  2. Einige Menschen …
  3. Am Wochenende …
  4. Jeder Mensch …

На послетекстовом этапе учащиеся с начальным уровнем обученности аудированию должны были подобрать/нарисовать иллюстрации к прослушанному тексту, ученики со средним уровнем — выполнить задание на определение верных/неверных высказываний, ученики с продвинутым уровнем — составить план прослушанного текста.
Richtig oder falsch?

  1. Ein Hobby ist eine Beschäftigung, welcher der Mensch seine Zeit widmet.
  2. Das Hobby hat keine große Bedeutung für Menschen.
  3. Ein Hobby bedeutet, dass man unbedingt mit materiellen Gegenständen zu tun hat.

Критерии оценки при дифференцированном контроле навыков аудирования:

Уровень « A»:

без ошибок — отлично (5)

1–2 ошибки — хорошо (4)

3–4 ошибки — удовлетворительно (3)

5 и более 5 ошибок — неудовлетворительно (2)

Уровень « B»:

без ошибок — отлично (5)

1–2 ошибки — хорошо (4)

3–4 ошибки — удовлетворительно (3)

5 и более 5 ошибок — неудовлетворительно (2)

Уровень « C»:

без ошибок — отлично (5)

1 ошибка — хорошо (4)

2 ошибки — удовлетворительно (3)

3 и более 3 ошибок — неудовлетворительно (2)

Список литературы

1.​ Есипович С. В. Дифференцированный подход в обучении иностранному языку. — Иностранные языки в школе. — 1989 год, №4.

2.​ Тамбовкина Ю. В. Обучение личностно-ориентированному общению на основе текста. Иностранные языки в школе. — 2003 год, №5.

3.​ Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранному языку. — Иностранные языки в школе. — 2001 год, №4.

Оставить комментарий

Комментарий

..