«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Второе дыхание/Second wind

Понедельник 10 сентября 2018

izuchenie-anglijskogo-samostojatelno
Современный учитель должен идти в ногу со временем. Участие в проекте «Московское долголетие» — новый опыт для большинства из нас. Эта статья для тех, кто будет учить старшее поколение и для тех, кто собирается изучать английский язык в серебряном возрасте.

Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи.

Тарасова
ключевые слова: Московское долголетие, английский для старшего поколения, начинать никогда не поздно
настроение: творческое
автор: Тарасова Наталья Юрьевна

«Когда начинать изучать иностранный язык?» — часто спрашивают родители у учителей. А если нет этого возраста? Никогда не поздно! Начните!
Я хочу поделиться своим опытом работы с людьми, начавшими изучать английский язык уже на пенсии. В рамках проекта «Московское долголетие» в феврале 2018 года начал работу наш «Английский клуб».

Раньше я не имела опыта работы с людьми старшего возраста, так как по образованию являюсь учителем английского языка в начальной школе. Волнительно и даже страшно было мне, когда я представляла наше первое занятие, хотя стаж моей работы в школе составляет 21 год. Для начала надо было узнать мотивацию моих учеников: «Чего вы ждёте от нашего курса?» Ответы были разные: вспомнить давно забытое, научиться читать на английском языке, уметь понимать чужую речь на слух, тренировать память, общаться в поездках, просто выйти из дома. Как же угодить всем? Как сделать так, чтобы пожилые люди шли на занятия с желанием и получали то, что надо именно им? Ведь когда мы даём знания ребёнку, мы вписываем их своим красивым учительским почерком в детскую «книгу жизни» на чистый лист. А в «серебряном» возрасте «книга жизни» каждого почти написана, можно лишь вставить что – то между строк…

И вот я решила строить свои занятия так, чтобы в них каждый смог найти нужное для себя. Сначала я написала рабочую программу с почасовым планированием. Весь курс я разделила на два полугодия с летним перерывом. В первом полугодии уделялось внимание страноведению, изучению алфавита, правилам чтения. Сколько радости было в глазах моих учеников, когда они вспоминали знакомые слова и выражения, смогли перевести и понять суть простых текстов! В этой работе обязательно надо учитывать, что изначальный уровень владения языком у всех моих учеников был разный. Постепенно я стала вводить лексику по темам: «Животные», «Цвета», «Моя семья», «Еда», «Профессии» и т. д.
В нашей школе преподавание английского языка ведётся по учебникам «Starlight» (издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru), из которых я брала тексты, упражнения, записи для аудирования и другой нужный для обучения материал. Очень живо слушатели курса реагировали на занимательные задания, песни, стихотворения и диалоги из учебников для 4 – 6 классов.

Примеры заданий:
1
В конце первого полугодия ученики были способны выполнять задания, сочетающие в себе знания по достаточно большому количеству лексических и грамматических тем: «Глагол to be», «Множественное число», «Артикли», Глагол have got», «Числительные» и др.

Примеры заданий:
1. Нарисовать 10 пустых квадратов, пронумеровать их. Закрасить квадрат, соответствующий порядковому номеру, предлагаемым цветом. (The first square is red. The tenth square is green. etc )
2. Прослушать рассказ Монстра. Нарисовать его, опираясь на рассказ. (I have got a big head and a fat body. I have got 3 eyes, 1 nose, 1 mouth and 2 ears. My hair is green. I have got 4 short arms, 5 long legs and big feet. etc )
Особый интерес вызывали задания на «живое» общение: «Покупаем сувенир», «Заказываем еду в кафе», «Знакомство» и т. д., которые обучающиеся разыгрывали в парах. Каждый диалог можно было переделать на своё усмотрение.

Примеры заданий:
2
Каждое занятие я решила начинать с рефлексии, с ответа на вопросы: «Что нового и интересного вы узнали на прошлом уроке?», «Что было непонятно, трудно для вас?». Учитывая ответы, я продолжала строить свою работу дальше. Постепенно выделились этапы каждого занятия:
1. Организационный момент.
2. Рефлексия.
3. Проверка домашнего задания.
4. Повторение изученного с вычленением нового.
5. Объяснение нового материала.
6. Закрепление изученного, выполнение упражнений.
7. Подведение итогов, объяснение домашнего задания.

Перед летним перерывом два наших занятия были посвящены составлению списка литературы на лето. Мы обсуждали произведения англоязычных авторов, прочитанные на русском языке, биографию этих авторов, эпоху их жизни. Каждый из нас взял на заметку что – то интересное и желание познакомиться с этими произведениями поближе (на русском или английском языках в зависимости от уровня).

Во втором полугодии учащимся предстоит познакомиться с простыми временами, а также они продолжат пополнять свой словарный запас, будут развивать навыки чтения, аудирования, говорения и письма.

Вот так, постепенно, у пожилых людей открывалось «второе дыхание» для изучения иностранного языка и восприятия новой информации. Но самое интересное, что оно открылось и у меня! Оказалось, что новый опыт был необходим и мне! Этот опыт обогатил меня, заставил взглянуть на мою работу с другой точки зрения. Наше сотрудничество оказалось взаимовыгодным. Не бойтесь начать учиться и учить! «Обучение – это напоминание другим, что они знают всё так же хорошо, как и ты». (Ричард Бах, «Иллюзии»).

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.