«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Сделать урок интересным / Make the lesson interesting

Понедельник 21 января 2019

Обложка

В статье показано использование творческого подхода, поиска путей совершенствования учебной деятельности, оптимального изучение различных форм работы учеников согласно их способностям, интересов и склонностей. Создание оптимальных условий для сотрудничества для достижения наилучших результатов.

The article shows the use of creative approach, the search for ways to improve learning activities, the optimal study of various forms of the student’s work of according to their abilities, interests and inclinations. Creation of optimal conditions for cooperation in order to achieve the best results.

Жирова Елена Александровна

ключевые слова: интересный урок, индивидуальные особенности, инициатива, совершенствование, интерактивные технологии, interesting lesson, individual features, initiative, improvement, interactive technologies.

настроение: позитивное, творческое

автор: Жирова Елена Александровна

В статье показано использование творческого подхода, поиска путей совершенствования учебной деятельности, оптимального изучение различных форм работы учеников согласно их способностям, интересов и склонностей. Создание оптимальных условий для сотрудничества для достижения наилучших результатов.
Опыт приходит не сразу, его приобретают с годами. В деятельности учителя он имеет весомое значение, ведь от того, как учитель может использовать в своей работе приобретенные методы и приемы, зависит эффективность учебного процесса.
Тот, кто взял на себя ответственность обучать детей, понимает, что эта колоссальная работа требует сил, терпения и творческой энергии в работе с чужими детьми, которые волей обстоятельств стали на определенное время своими. Их деятельность на уроке, радости и тревоги, проблемы, поражения и победы тесно переплетены с деятельностью учителя-наставника. А длинный шлейф мыслей и чувств тянется даже за порогом школы. Такая уж судьба учителя-проживать столько жизней, сколько учеников учит.
К каждому школьному предмету ученики относятся по-разному: восторженно к литературе, с глубоким уважением к математике или физике… К обучению иностранным языкам на начальной ступени относятся с большим интересом, а в старших классах? Вот и наступает необходимость организации учебного процесса на уровне современных требований, чтобы сделать урок наиболее эффективным.
Учителя английского языка ставят перед собой цель – научить всех учеников владеть свободно и легко на английском языке. И проблема в том, что мы обучаем детей с разными умственными способностями.
Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС ООО предусматривает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Итак, для совершенствования процесса учебной деятельности, я выбрала для себя путь изучения различных форм работы учащихся на уроке с учетом их индивидуальных особенностей. Создать условия для того, чтобы все ученики имели желание работать согласно своим способностям, интересов и склонностей.
Как учитель, конечно, инициативу беру на себя. Общеизвестно, что успех в обучении и воспитании в значительной мере обеспечивается творческим подходом к их реализации. Как увлеченный своим делом учитель, стараюсь увлечь за собой своих учеников, научить их творчески мыслить, проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий. Надо помнить, что мое отношение к делу передается детям. Для этого создаю «площадку» для строительства взаимоотношений между учителем и учениками.
Сотрудничество между моими учениками и мной обеспечивается созданием благоприятной атмосферы на занятиях, которая предоставляет определенную свободу. С одной стороны, исчезает боязнь и создается готовность высказать свою точку зрения, с другой — вступить в непринужденную беседу.
Ученики занимают места в классе таким образом, чтобы все члены группы могли видеть друг друга, без чего невозможно совершенствовать речь, умение слушать товарищей и развивать другие качества, которые входят в понятие культуры общения. Обучение культуре общения возможно тогда, когда ученику разрешено не «подпрыгивать» при ответе, не выходить к доске в роли того, кто отвечает, что уничтожает достоинство ученика и мешает сотрудничеству. Ученик может отвечать у доски, если у него есть потребность в этом, например, для того, чтобы использовать доску, или провести какую-нибудь групповую игру. Поэтому я позволяю своим ученикам отвечать «с места».
Для общения на уроке важно, даже то, сидит учитель, стоит ли в тот или иной момент урока. Понимаю, что сидеть во время тренировочной работы учеников – значит снизить ее темп почти вдвое.
Все это и многое другое, от техники жеста до исправления ошибок, от вступительной беседы до подведения итогов урока, призвано стимулировать учащихся не просто к получению информации, а и к познанию самих себя, своих способностей и возможностей.
Задача преподавателя заключается еще и в том, чтобы найти новый способ и сделать структуру урока наглядной и доступной для учащихся в каждый отдельный момент занятия, чтобы урок складывался в логическое единство, подчиненное поставленной цели.
В своей повседневности практической деятельности стараюсь быть очень внимательной к каждому ребенку, его особенностям, способностям. В условиях общеобразовательной школы ученики с повышенной мотивацией к обучению учатся в одинаковых условиях со своими сверстниками. По обычаю, один или несколько учеников в классе разделяются по тем или иным критериям среди своих одноклассников. Потому способным детям даю возможность выступать на уроке в роли моего консультанта, помощника. Для таких учеников стараюсь правильно организовать отбор и систематизацию учебного материала. В дополнение к задачам, которые содержатся в учебнике и, которые предлагаются ученикам всего класса, способным ученикам предлагаю задания для самостоятельной работы, такие как, например, чтение художественной литературы, статей газет и журналов, пользование Интернет ресурсами. Для работы на уроке всегда подбираю дополнительный материал для сильных учащихся.

Считаю, что работа в парах – это один из рациональных способов организации общения на уроках английского языка. Обращаю внимание, на то, чтобы способные ученики общались не только с сильными одноклассниками, но и со слабыми. Сильные ученики помогают по своему желанию другим ученикам в усвоении материала. Я стараюсь не мешать такой активности. Но и подобная помощь не должна носить постоянный характер. Во-первых, только учитель учит методически правильно и следит за правильностью в речевом отношении и отсутствием ошибок. Во-вторых, слабый ученик привыкает к помощи и начинает надеяться только на нее.
Приведу пример упражнения «Волшебная коробка». В классе можно поставить яркую коробку. Закончив проверку командных результатов и исправив все ошибки, можно попросить детей подумать – какое слово (слова) остается для них трудным или просто не нравится (трудное произношение, плохо запоминается). Однако вслух это слово не произносится. Ребенок получает возможность нелюбимое для него слово, но «секретное» для всех других учащихся написать на листке бумаги и положить в коробку. Если слово доставляет много неприятностей (трудно запоминается), лист бумаги можно и скомкать. В течение нескольких уроков проработать необходимо новую лексику, выполнить тренировочные упражнения, читать текст, не открывая коробки. Входя в класс и видя яркую коробку (она стоит на видном месте), внутри которой лежит его «секретное слово», он начинает думать о нем. Не может не думать, так как это – его ребячий секрет, что привлекает внимание. Опосредованно внимание учащегося сконцентрировано на трудном для него слове, что помогает запомнить показавшееся в начале таким сложным слово или несколько слов. Через несколько дней на перемене перед уроком можно открыть коробку и выбрать слово- чемпион, т.е. такое слово, которое больше всего не понравилось учащимся и было написано большее количество раз. Но к этому моменту все нелюбимые слова уже кажутся легкими. Все недавние трудности преодолены и можно проводить контрольную работу.
Работаю по принципу «Языку нельзя научить, языку можно только научиться», поэтому использую такие задания, которые стимулируют творческое мышление детей. К таким задачам относятся ребусы, головоломки, чайнворды, кроссворды.
Моя самообразовательная тема «Формирование мотивации на уроках английского языка путем внедрения интерактивных технологий обучения».
Чтобы поддержать положительную мотивацию на уроках использую такие задания и упражнения, которые для учеников являются новыми, с которыми они не сталкивались ранее. Стараюсь, чтобы деятельность учащихся была интересной и соответствовала развивающем уровню потребностей учащихся. Ведь дети любят участвовать в дискуссиях, в ролевых играх, инсценировках; им нравится разгадывать интеллектуальные задачи.
Также позитивную мотивацию можно поднять с помощью соревнования. Постоянно придумываю различные конкурсы и викторины на основе изучаемой темы. Поддерживается мотивация путем включения детей в парную и групповую работу.
Выполняя условия интерактивного обучения, стараюсь учебный процесс организовать таким образом, чтобы практически все участвовали в процессе познания. Создаются условия для предоставления возможности взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Прежде всего это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Предпочтение отдается коммуникативным и творческим упражнениям, ролевым играм, диалогам на современные темы между учениками, учителем и учениками.
И, к сожалению, встречаются и такие ученики, которые, не смотря на все мои старания, не стремятся ни к каким достижениям. Тогда начинаю общаться с ними, воспринимая их в положительном свете, тем самым прогнозируя их интерес к восприятию материала. Нужно напоминать о приятных моментах, например, тогда, когда предугадываешь или предчувствуешь успех.
Чтобы почувствовать себя таким, кто может достичь успеха, надо приложить усилия. Если задание простое и не требует серьезных усилий, тогда у учеников не возникает ощущения, что они добились особого успеха. Надо поднять «учебную планку». И, наоборот, для тех, кто терпел неудачи в прошлом, надо снизить «учебную планку», чтобы защитить от новой душевной травмы, и подготовить к завоеванию новых высот. Из этого получается, что все ученики должны переживать чувство преодоления трудностей, радоваться успеху.
Для того, чтобы заинтересовать учащихся в исследовании нового, на каждом уроке использую такой прием как рефлексия, креативное начало урока – с помощью музыкального фрагмента или игровой формы. На уроке комбинирую виды деятельности. Чтобы избежать утомляемости нужно научиться умело оперировать различными видами деятельности. Из урока в урок оттачиваю это умение. Когда усталость уже начинает мешать концентрации внимания, играем, поем рэп или танцуем под музыку, выполняя определенные простые движения. Это дает заряд хорошего настроения. Тогда урок заканчивается на доброй ноте.
Получаю чувство удовлетворения от того, когда на мои слова «Запишите домашнее задание» ученики реагируют удивленно «Неужели это все?» Если время проходит незаметно, это свидетельствует о том, что работа была продуктивной и результативной.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.