«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

«Английский в фокусе» — для разных поколений учителей, или по следам одного авторского семинара

Понедельник 28 января 2019

В жизни авторов УМК семинары в регионах составляют особую ценность. Это дает им возможность наблюдать, как живет и развивается твоё дитя.
С одной стороны, это помощь учителям-практикам в освоении ресурса УМК. С другой – обратная связь, вопросы и запросы, определяющие подготовку новой редакции УМК, разработку новых компонентов.

 

настроение:

ключевые слова:

город: г. Москва

 

Разные бывают учительские аудитории. Большая часть – заинтересованные профессионалы, активные, неравнодушные. И не всегда определяющим здесь является возраст учителя. Бывает, что эмоциональное выгорание никак не касается опытных педагогов – их вопросы и суждения глубоки, основаны на анализе своей практики. С другой стороны, случается с тревогой наблюдать, что молодые учителя подчас не готовы принять вызов времени к организации и содержанию своего труда, к освоению новых подходов, необходимых для современной школы.

Неслучайно поэтому в череде авторских семинаров последних лет особое чувство профессионального удовлетворения вызвал семинар в Псковском государственном университете, организованный доцентом кафедры английского языка к.п.н. Ниной Кирилловной Никоновой. Аудитория – разные поколения и категории учителей: университетские преподаватели (не только обучающие методике), студенты – в большинстве своём старших курсов, прошедшие курс методики, уже имеющие за плечами педагогическую практику в школе, учителя английского языка из школ Пскова и Псковской области. Как бы ни организовалась сегодня в структурном плане система профессионального развития школьного учителя, десятки, сотни учителей связаны крепкими узами со своей alma mater, с родным факультетом. Их институтский преподаватель методики Н.К. Никонова, открывшая для них, еще студентов, дверь к тайнам учительского мастерства и методического творчества, и сегодня остается для них авторитетным наставником и советчиком. И организатором встреч на факультете, которые – она уверена – очень значимы для постоянного, неустанного развития учителя.

Поэтому вполне обычный семинар на факультете русской филологии и ИЯ Псковского государственного университета в декабре 2018 по теме «Реализация требований ФГОС ООО с современными УМК по английскому языку (на примере УМК «Английский в Фокусе 5-9»)» с 87 слушателями был особым. На одном языке, с одинаковыми акцентами, с уважением и интересом к вопросам и точкам зрения разных поколений учились учителя, студенты, вузовские преподаватели планированию и достижению всех групп образовательных результатов. Учились выстраивать приоритеты современного урока иностранного языка по современному, но уже проверенному опытом десятилетия УМК «Английский в фокусе».

Большинство школ Пскова и области работают по УМК «Английский в фокусе». И приходят в школу молодые учителя, выпускники ПГУ, готовые к этой работе. В разработанном Н.К. Никоновой пособию «Школьный практикум к курсу «Методика обучения и воспитания (иностранные языки)»* действующие УМК, в первую очередь, «Английский в фокусе» занимают важное место в работе по каждой теме.

280119_2Никонова Н.К. Школьный практикум к курсу «Методика обучения и воспитания (иностранные языки). Бакалавриат.

В помощь развитию умений, важных для эффективной образовательной деятельности, служит Дневник производственной практики**.

В нем уделяется особое внимание и отводится место анализу УМК и учебных пособий. Пособие содержит схему анализа УМК – она может быть полезна учителям-практикам и методистам.

280119_3Столь близкое знакомство студентов с действующими УМК, включенными в федеральный перечень, их искренний интерес к вопросам школьной методики преподавания ИЯ позволили провести в рамках семинара мероприятие силами студентов. В плане семинара оно было заявлено следующим образом: «Технология формирования опосредованной методической компетенции у студентов педагогического направления на практических занятиях по английскому языку с УМК «Английский в Фокусе» (автор и организатор мероприятия Никонова Н.К., к.п.н., доцент кафедры АЯ). На деле это были самостоятельно разработанные и представленные на сцене фрагменты уроков или скетчи, в том числе на основе анализа УМК «Английский в фокусе». В центре внимания студентов оказалась работа с идиомами, стихотворением, описанием картинки и др. Это была демонстрация педагогической самостоятельности, творчества, хороших презентационных умений, юмора – неизменного спутника успешного учителя. (рис.3: из разработок студентов, фото) Для всех участников семинара это было интересно, полезно – как все новое, как заявка на методическую компетентность и профессиональную увлеченность со стороны завтрашних учителей.

280119_4Мощным и красивым заключительным аккордом семинара стал открытый урок, проведенный учителем Галиной Геннадьевной Тэнгель в 9 классе Гуманитарного лицея по УМК «Английский в фокусе».

40 минут продуктивного, свободного, не побоюсь сказать — счастливого общения для 16 учеников математического профиля, вовсе не языкового класса. Тема – по программе, значимая сегодня для каждого: Computer Problems.  Учитель делится личным фото и проблемой, которую нужно решить… Sharing – это было стилем урока в атмосфере сотрудничества и взаимного доверия. Все ситуации, будь они из заданий учебника или привлеченного видеофрагмента, очевидно — из жизни. И весь урок – это не «про компьютеры», не «про грамматику», а про жизнь, современную, интересную, стремительную, богатую на challenges. Про развитие самостоятельности и уверенности в себе при разрешении проблем, про важность взаимопонимания и взаимопомощи – испытали это на практике, про повышение уровня самооценки – кому это необходимо, про выбор ценностей. Вопросы, особенно Why-questions, были отмечены как особо уважаемые на уроке. И всё это — на основе четкой, органичной структуры («по ФГОС») – с целеполаганием, рефлексией и т.д. Спасибо, уважаемая Галина Геннадьевна, за урок – урок сознательного и творческого отношения к делу, урок уважения к личности каждого ученика.

280119_5На уроке присутствовало 23 учителя АЯ Пскова и области, университетские преподаватели. Что важно — была произведена видеозапись урока для дальнейшего использования материалов в методической работе с учителями и студентами. Был проведен самоанализ урока, на котором использовалась памятка***.

Вот такой семинар. Как от камешка, брошенного в реку, расходятся круги по воде – всё дальше, всё шире, так и от того семинара в Пскове долго будут идти волны заразительной радости высокого профессионализма в учительском труде. Так закладывается и основа связи поколений в школьной педагогике.

От редакции. Н.К. Никонова – уважаемый автор нашего журнала. С ее статьями в рубрике «Молодому учителю» с интересом работают разные поколения учителей – см.

_______________________________________________

  1. Никонова Н.К. Школьный практикум к курсу «Методика обучения и воспитания (иностранные языки). Бакалавриат. Практикум получил диплом лауреата в международном конкурсе «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере-2016» в номинации «Педагогика; теория и методика обучения и воспитания».
  2. Никонова Н.К Дневник производственной практики студента III, IY,Y курса. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Пособие заняло 1 место в III международном конкурсе преподавателей вузов (в рамках требований ФГОС) «Формирование компетенций в профессиональном образовании-2018».
  3. Памятка по анализу урока.

Lesson Reflection

What worked really well at the lesson?

 

Tasks                     Lesson plan                        Activities

Time                      Students’ interaction          Assessment

Home work           Fessback                             Warming -up

 

Which students stood out/performed weak today? Why?

What didn’t work out or could have been more effective?

Other considerations (e.g.content delivery)

 

1 Comment »

Ольга Казакова:

Было бы очень любопытно почитать представленное пособие «Школьный практикум», если есть такая возможность, вышлите, пожалуйста, на электронку, спасибо!

28 января 2019 | 18:11
Оставить комментарий

Комментарий

..