«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Инновационные методики развития в учениках навыков и компетенций XXI века на уроках немецкого языка

Понедельник 4 февраля 2019

облож

В связи с переходом школы на федеральные государственные стандарты нового поколения, раскрытие личностного потенциала детей, воспитание в них интереса к учёбе и знаниям, их подготовка к профессиональной деятельности стали приоритетными задачами образования [1].

Артемова Ольга Александровна[6]

автор: Артемова Ольга Александровна

В сложившейся ситуации преобразование нынешних методик обучения в прогрессивные становятся необходимостью. Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые технологии в учебный процесс.

1

В наш век информационных технологий и бесконечного потока новой информации учитель неизбежно задает себе вопросы: Получают ли обучающиеся необходимые знания в школе? Развиваются ли необходимые навыки? Готовы ли обучающиеся к будущему? Как может помочь учитель подготовиться к будущему? Как развить так необходимые в наше время качества, такие как: коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность?[3]

Работая по УМК «Горизонты», совместного проекта издательства «Просвещение» и издательства Cornelsen (г. Берлин) [2], увидела большие перспективы для изучения немецкого как второго иностранного языка и то, как гармонично вписывается данный учебник в современную образовательную среду. УМК ориентирован на системно-деятельностный подход и дает прекрасные возможности использовать такие современные образовательные технологии как проектные, игровые, обучение в сотрудничестве.

Поэтому одним из путей решения современных задач образования для меня стало применение обучающих структур сингапурского метода обучения в учебном процессе, позволяющие разнообразить формы и средства обучения, повысить уровень мотивации обучающихся и развить в учениках жизненно необходимые в наше время качества, которые отражены в планируемых результатах обучения и воспитания [4].

облож

Постепенно я приходила к пониманию того, как должен меняться урок, как роль учителя должна трансформироваться от «передатчика» знаний к грамотному фасилитатору образовательного процесса.

Большое внимание уделяю таким вопросам, как создание безопасной и комфортной среды для работы мозга, как мотивирование учеников, как сделать самые часто используемые моменты на уроке наиболее продуктивными. Применение обучающих структур (приемов) дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, в основе которых лежит групповая и парная формы работы [4]. Данные виды работы не новы для процесса образования, но сингапурская методика делает эту форму работы более структурированной, более четкой по времени, распределению ролей, ответственности внутри командной работы, контролю за процессом и результатом образовательной деятельности. Одним из важных метапредметных (регулятивных) результатов обучения является умение самооценки. Положительным моментом является то, что как минимум половина обучающихся на каждом этапе урока одновременно учатся говорить, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая и закрепляя свои знания. Естественно, ученику приходится оценивать себя и других. Часто дети не могут правильно обосновать свою оценку, этому надо учить. И делать это надо только в комфортной, доброжелательной атмосфере. Тогда дети спокойно воспринимают критику и замечания «учителя». Это отражается и в ответах детей в конце урока на этапе рефлексии. Видно, что дети адекватно оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая как это делает сосед. Работая в парах или группах, общаясь с партнером, проговаривая ему учебный материал, имея возможность научить своего одноклассника тому, что знаешь сам, ученики формируют позитивное отношение к предмету. Процесс обучения становится более интересным и успешным для обучающихся, качество знаний повышается. Таким образом, использование приемов проблемно-ориентированного обучения, проектных методик и групповых форм работы дает возможность реализовать инновационные подходы в обучении.

2

Данная модель как нельзя лучше отвечает тенденциям в современном образовании. Переход от исключительно академических стандартов к навыкам критического мышления обеспечивает личностно-ориентированное обучение. Самостоятельное обучение или самообразование – это, несомненно, ядро образования в будущем. Интерес детей к необычным проектам дает возможность максимально приблизить обучения к жизни, что позволит ученикам работать над изменениями в себе и совершать преобразования в обществе, начиная с ближайшего окружения. А это ли не личностный рост, не достижение личностных результатов, закрепленных во ФГОС ООО [1]?

Сингапурская методика обучения – это то же обучение в сотрудничестве, только с большим разнообразием обучающих структур. Но прежде чем приступить непосредственно к урокам по данной методике, необходимо провести подготовительную работу, а именно заинтересовать учащихся новой формой работы на уроке, провести необходимые диагностические исследования по формированию групп, подготовить учебное пространство (определенная расстановка столов в учебном кабинете), приучить учеников к определенным условиям работы и взаимодействию друг с другом.

Безусловным положительным моментом в применении данных обучающих структур является то, что они могут быть применены на любом этапе урока. Учитель не подстраивает свою методику под новые приемы, а новые приемы органично вписывает в свой урок. Само занятие больше напоминает увлекательную и содержательную игру. Создается такая рабочая обстановка, выйти из которой невозможно, она заставляет мыслить и действовать. На каждом этапе применения обучающих структур между учениками возникает позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, равное участие и одновременное взаимодействие, что является основными принципами сингапурской методики [3].

Последним этапом любого урока является рефлексия. Она проводится разными способами: устное обсуждения, подведение итогов урока, выводы, письменные ответы на вопросы, например, Билетик на выход, Парковка. Вопросы, на которые отвечают обучающиеся практически всегда разные или сформулированы по-другому, чтобы дети прежде чем ответить вспомнили урок еще раз. Некоторые вопросы затрагивали также эмоциональную сферу детей. Так, например, в первый день после каникул детям было предложено проанализировать свое настроение до прихода в школу, до урока немецкого языка и в конце урока.

Раньше на уроке контроля монологической или диалогической речи уходило достаточно много времени, чтобы услышать и оценить ответ каждого ребенка. Иногда это занимало целый урок. В это время остальных детей нужно было занять, иначе такой урок нельзя назвать плодотворным. Приходилась продумывать индивидуальные задания и на это уходило больше времени на этапе подготовки к уроку. При применении приемов Микс-пэа-шэа, Таймд-пэа-шэа [3] такая проблема исчезла, так как в одно и то же время минимум половина класса говорит и во время их рассказа удается услышать каждого ученика. Теперь это занимает 10-15 минут.

Эффективность применения обучающих структур сингапурской методики можно продемонстрировать ответами обучающихся на завершающих уроках учебного года.
Лиза Д.: «Да, мне понравилась работа в парах и группах. Особенно понравилось, когда мы ходили по классу а потом останавливались и общались. Мне кажется, я довольно много узнала о немецком языке. На уроках хватало всего!»
Майя Б.: «Понравилось все, потому что лучше узнаешь человека, задавая вопросы. Больше всего мне понравилось работать командами. Это очень интересно».
Дима М.: «Мне осень понравилось сидеть в группе, разминки и работать с соседом по плечу. За этот год я приобрел достаточно знаний, чтобы поехать в Германию и рассказать или спросить что-то»

Библиография
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; приказ Министерства образования и науки России от 17.12.2010 N 1897.
2. Аверин М.М. Немецкий язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ [М.М. Аверин., Ф. Джин, Л. Рорман, М. Збранкова].- М.: Просвещение: Cornelsen, 2013. — 104с.
3. Знакомство с обучающими структурами сингапурской методики обучения: пособие для учителя/ сост. М.Э. Исхакова.- 2016.
4. Ярусова М. А. Применение структур сингапурского метода обучения [Электронный ресурс],
https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=4405 – статья в интернете.

Оставить комментарий

Комментарий

..