«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

С «Английским в фокусе» — в ногу со временем

Понедельник 8 апреля 2019

обложка статьи

 

11-13 марта в Москве прошла Всероссийская научно-практическая конференция региональных методистов по ИЯ «Реализация содержания иноязычного образования в контексте ФГОС», организованная Группой компаний «Просвещение». Программа конференции была посвящена новым вызовам образовательной системе в ходе реализации национального проекта «Образование», а также УМК по иностранным языкам издательства «Просвещение», вошедшим в обновленный Федеральный перечень учебников (декабрь 2018 г.). «Английский в фокусе» был представлен на конференции выступлениями членов авторского коллектива М.Д. Поспеловой и О.Е. Подоляко. С позиций стремительно развивающегося мира и ребенка в нем, с учетом развития личности сегодняшнего ученика и учителя был рассмотрен и оценен ресурс обновленного курса. Сегодняшние статьи написаны авторами на основе их выступлений на конференции.

Подоляко ОЕ

Автор :Подоляко О.Е., почетный работник общего образования РФ, автор линии УМК «Английский в фокусе» для 5-9 классов

Ключевые слова: обеспечение готовности к ГИА, достижение всех групп образовательных результатов, смысловое чтение,  работа с детьми с ОВЗ/ТНР

Настроение : 

Город :  Москва

Статья посвящена ресурсу обновленного издания УМК Английский в фокусе 5-9. Рассматриваются пути достижения всех групп образовательных результатов, формирование готовности к ГИА в процессе обучения, описываются возможности использование УМК в работе с детьми с ОВЗ.

За десятилетие с небольшим с момента выхода в свет первого издания «Английского в фокусе» сообщество учащихся и учителей, работающих по нашему УМК, выросло в разы. Выросло, что важно, и качественно: учителя на практике осваивают системно-деятельностный подход, новые педагогические технологии, систему работы по формированию универсальных способов деятельности, ценностных ориентаций. Вдумчивая работа учителя с УМК неотделима от его методического роста. Неслучайно десятки участников фестиваля “10 Years in Spotlight” (2017) в своих работах высоко оценили «Английский в фокусе» как фактор профессионального развития.

Время идет – обновляется учительский корпус. Сегодня среди тех, кто входит в класс с «Английским в фокусе», немало вчерашних выпускников педагогических вузов, которые работу по АвФ «не проходили». Переход с других УМК по разным причинам – тоже нередкий случай в практике. Так или иначе, вполне обоснована необходимость говорить сегодня о ресурсе обновленного УМК в условиях завершения в  2019-2020 учебном году перехода на ФГОС ООО.

Сначала об изменениях в новом издании учебника в линейке 5-9. Они включили в себя замену или редактирование морально устаревших текстовых материалов, обновление иллюстраций – в том числе с позиций содержательного соответствия сегодняшнему дню. Система подготовки к государственной итоговой аттестации, а в идеале — обеспечение готовности к ГИА всем образовательным процессом на уроке – безусловно, определяют ценность УМК. При подготовке новой редакции была проведена ревизия органично встроенной системы подготовки к ГИА с учетом действующих форматов заданий. Существенно дополнены материалы по подготовке к устной части ОГЭ, в том числе к чтению вслух. (рис.1, 2)

12

В учебник 9 класса включен раздел Exam Practice Section. В нем все задания ОГЭ разработаны по одинаковой структуре. Рамка Study Skills дает описание используемого способа деятельности. Раздел Preparing for the task содержит практические советы по подготовке выполнения задания – практически алгоритм действий ученика, что содействует и психологическому аспекту подготовки к экзамену. Следующее далее задание экзаменационного формата максимально приближено по содержанию и объёму к реальному ОГЭ. (рис.3)

3

Раздел может использоваться учителем на разных этапах обобщения умений и навыков, включенных в Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ОГЭ по английскому языку. С учетом действующего содержания ЕГЭ построена система развития умений описания/сравнения картинок во всей линейке 5-9. Дополнены и доработаны задания на использование вопросительных структур в речи.

А теперь о готовности учителя, работающего по АвФ, ответить на вызовы времени.

Основной проблемой на сегодня для учителя-практика остается проблема достижения всех групп образовательных результатов по ФГОС. Сильны стереотипы и опыт многолетней работы школьного учителя, которые  нацелены исключительно на обучение языку, пусть даже в условиях компетентностного подхода – на формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Так учили десятилетиями сегодняшние ветераны, так учили в школьные годы сегодняшних молодых учителей.  В ситуации, когда основным содержанием ВПР и ГИА остаются предметные результаты, отношение к личностным и метапредметным результатам, их планированию и системе работы по их достижению на КАЖДОМ УРОКЕ остается в большем количестве случаев формальным. Однако в настоящее время ситуация меняется.

В последние годы систематический характер приобретает проверка метапредметных умений региональными службами контроля качества образования. В связи с завершением в 2019-20 уч.году перехода на ФГОС ООО ФИПИ готовит модели  КИМов с учетом требований ФГОС, т.е. включающих проверку достижения и метапредметных результатов. В феврале 2019 года Рособрнадзором была организована международная конференция «Образ будущего – компетенции выпускника 2030», где в числе новых характеристик ГИА также отмечалась проверка метапредметных умений. Среди них:

  • навыки функционального чтения;
  •  умение объяснять явления и процессы окружающего мира;
  • аргументировать своё мнение;
  •  сравнивать, классифицировать изучаемые объекты.

В новых КИМах сохранены также задания на работу с информацией, представленной в разных формах (таблицы, диаграммы, карты, статистика).

Новые модели ОГЭ по ИЯ будут разработаны в 2019. Но уже сегодняшняя работа по учебникам, прошедшим государственную экспертизу на соответствие ФГОС, обеспечивает готовность учеников к ГИА нового формата. Учителя, работающие по УМК «Английский в фокусе», должны без тревоги и опасения за результаты проверок смотреть в завтрашний день. Но только при условии, что ими понят ресурс учебника в этом плане и они умеют работать и работают в системе с этим ресурсом. Рассмотрим ряд примеров.

ФГОС ООО так определяет необходимые для освоения метапредметные результаты  в плане развития познавательных логических действий: «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы». На достижение этого результата в ментальном развитии учащихся  в АвФ направлена, прежде всего, система работы с рамками Study Skills. Вынесенное в текст рамки описание определенного способа действия не просто прорабатывается, но и практически закрепляется в последующих (непосредственно в данном уроке и в последующих модулях) заданиях. Так, уже в 5 классе  начинается освоение важного метапредметного умения – построения логической схемы к прочитанному тексту, развивающего умение устанавливать структурные и причинно-следственные связи.  (рис.4)

4

Широко используются/осваиваются приемы сопоставления, аналогии, категоризации при изучении лексики. При этом особенно важную роль играет сопоставление изучаемых ЛЕ со словами родного языка, что помимо развития лингвистической компетенции, также благоприятно сказывается на запоминании новых слов. (рис.5, 6)

 

5

6

Главное для учителя – понять важность формулировки задания в учебнике, не сокращать, не ограничивать его, подменяя привычным соотнесением английских слов с русскими эквивалентами и требованием запомнить, заучить их. При обучении лексике используемые приемы, заложенные в методический аппарат учебника, не только служат развитию метапредметных умений, но и работают на предметный результат —   обеспечивают, в частности, запоминание новых лексических единиц гораздо в большем объёме. Этому служат и широко используемые в учебниках 5-9 классов интеллект-карты, или схемы связей (mind maps, spidergrams). (рис.7)

7

Говоря о роли нашего предмета в развитии метапредметных умений учащихся, следует особое место отвести смысловому чтению. Этот вопрос сейчас широко освещается в методической печати. Одно из недавних занятий онлайн школы «Просвещения» — на материале УМК «АвФ» — мы также посвятили этой проблеме. Но в широкой педагогической практике до сих пор, увы, привычным подходом к работе с новым текстовым материалом на уроке остается: чтение по цепочке – (выборочный) перевод – проверка понимания: ответы на вопросы, причем исключительно comprehension questions (иногда в парах)  — пересказ текста. Очевидно, что организованная таким образом работа с текстом результатом может иметь только предметные результаты – здесь не идет речи об освоении УУД, обеспечивающих эффективное смысловое чтение, постижение смыслов текста.

Ресурс же учебника позволяет выстроить систему работы для достижения сформулированного во ФГОС требований к смысловому чтению (примерные программы по ИЯ): «развитие умений смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов». Работа над каждым новым текстовым материалом учебника (независимо от жанра) начинается специально сформулированным заданием по прогнозированию содержания текста – по заголовку, иллюстрации, ключевым словам. Этот же этап работы обеспечивает актуализацию лексики по теме текста и создает дополнительную мотивацию последующей работы. Ведь следующий этап работы согласно заданию – Listen, read and check. Т.е. именно одновременное чтение (про себя) вместе со звучащим на аудионосителе текстом (все тексты учебника снабжены аудиозаписью) обеспечивает прочтение текста целиком как единицы информации каждым учеником на уроке. В процессе такого чтения ученик, с одной стороны, проверяет свои прогнозы по содержанию, с другой, — готовится к работе над смысловыми элементами текста, разработанными в послетекстовых заданиях. Вот несколько примеров. (рис. 8, 9, 10)

8

910

Такая система работы над текстом позволяет не только учить читать, но и выстраивать (на языке, в процессе достижения предметных результатов) работу над смыслами текста, воздействуя на развитие личности учащихся, с переносом на их жизнь и деятельность “outside the classroom”. Где и как учитель может и должен организовать работу по достижению личностных результатов, осознанно включив их в цели урока?

Остановимся для примера на одном из зафиксированных в ФГОС личностных результатах образования: «сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности)».

Говоря привычным языком педагога, экологическое воспитание, которое должно проявляться не в морализаторстве, не в декламации «топиков» о загрязнении окружающей среды и глобальном потеплении, а в личностных качествах подрастающих граждан, в их деятельности, в каждодневной жизни.  Насколько это возможно на уроке, где главное –научить английскому языку? Приведем конкретный пример. Урок экологии из серии Going Green в 8 классе. Тема урока Paper Bag vs Plastic Bag? напрямую касается каждого. (рис. 11)

11

Сделай выбор: при очередном походе в супермаркет ты снова купишь одноразовый целлофановый пакет, который (по тексту) будет разлагаться более тысячи лет, нанося огромный вред всем живущим на планете? Или, как бы тебе это ни претило, ты возьмешь из дома ненавистный shopping bag (для нас это привычнее, чем paper bags из текста) – и это будет твоим конкретным вкладом в дело спасения жизни на земле? Вот такая дилемма. Вот к такому решению – каждого, для себя – должен привести урок. Какими же средствами и инструментами располагает учитель? Работа по актуализации темы и мотивации на урок проводится с привлечением личного опыта учащихся – упр. 1. Элементы технологии критического мышления используются на всех этапах: предтекстовой, текстовой и посттекстовой деятельности – упр. 2, 5, рамка Study Skillls про работу с таблицей KWLH (Know – Want to know – Learn – How). Прогнозирование содержания текста организуется также с привлечением фоновых знаний учащихся – упр.3. Не следует игнорировать и упр.4: система работы по самостоятельной семантизации лексики учащимися на основе контекста помогает им не бояться незнакомых слов в тексте, учит вчитываться в предложение (изучающее чтение). Итак, текст прочитан каждым. Далее  — место важнейшего этапа для достижения личностных результатов – общения на основе прочитанного. Это отнюдь не comprehension questions для проверки понимания. Это работа с мнениями, позициями, ценностями. И эта работа в учебнике уже спланирована авторами – важно её увидеть и не «опустить». Упр.7 – это не просто «диалог по тексту». Коммуникативная задача сформулирована конкретно: на основе данных из текста следует убедить своего друга перейти от одноразовых пластиковых пакетов к пользованию многоразовыми сумками для покупок. Не просто диалог, а диалог позиций, от исхода которого зависит благополучие планеты. Это очень важная цель урока – не менее важная, чем умение правильно использовать тематическую лексику и грамматически верные структуры. Она сопоставима с целью развития коммуникативных умений в этом диалоге (согласно схеме): рекомендовать и аргументировать свои рекомендации, соглашаться и не соглашаться на основе аргументов, предлагать решение проблемы. Вот такое значимое речевое задание, которое легко может быть проигнорировано учителем на уроке, если он не видит его потенциала. Важнейшим здесь представляется обратиться к тезису проф. Е.И. Пассова о том, что познание, развитие, воспитание без общения невозможны. Только общение на основе прочитанного дает учащимся шанс поработать со своими ценностями, встроить их в свою деятельность вне урока. Только обращение к послетекстовым заданиям на основе общения по прочитанному позволяет решать задачи личностного развития на уроке английского языка. Это важно понимать и использовать при планировании и организации уроков АЯ.

И еще об одном важном вызове времени. Работать по ФГОС означает работать на развитие личности каждого ученика. Сегодня очень актуальна проблема работы с детьми с ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья. Как правило, это дети, обучающиеся в школе в условиях инклюзивного образования. Есть и категории детей, обучающихся в так называемых «речевых» школах или классах, – это дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Безусловно, такие дети требуют особого подхода, в том числе при обучении ИЯ. В обоих из названных случаях нет специально написанных учебников для таких учеников. Многое зависит от уровня профессионализма учителя. Но не только. Средства обучения, в том числе учебник, должны быть легко адаптируемы к особенностям и нуждам детей с ОВЗ.

В образовательном пространстве страны имеется опыт использования УМК АвФ для обучения детей с ТНР – например, в школах Санкт-Петербурга. В январе 2018 там, на базе ГБОУ СОШ 153 Центрального района, в сотрудничестве с ИМЦ Центрального района (методист Н.И. Батюкова), был проведен городской семинар «Возможности учебника нового поколения при обучении ИЯ детей с ТНР». Исходной позицией при обучении иностранному языку таких детей следует рассматривать тезис И.Л. Бим: «Иностранный язык – это средство всестороннего комплексного развития учащихся». Использование многообразных развивающих возможностей учебника позволяет производить отбор материала для планирования уроков в речевых классах с учетом возможностей и потребностей детей с ТНР, обеспечивая их высокую мотивацию и эффективность обучения. Ученые-методисты, психологи, дефектологи отмечают значимую роль иностранного языка в развитии у детей с ТНР памяти, внимания, мыслительных умений, воображения, коммуникативности. Среди принципов обучения детей с ТНР выделяют:

  • учет особенностей речевой патологии;
  • избегание перегрузок (учебных, интеллектуальных, эмоциональных);
  • опора на сильные звенья психической деятельности (вовлечение в работу обоих полушарий головного мозга);
  • обучение на малословных речевых образцах;
  • значительная фонетическая аппроксимация;
  • обучение грамматическим структурам через наглядные семантические опоры.

Учебники АвФ, построенные по принципу избыточности учебного материала, создают возможность  реализации этих принципов.

Так, при обучении новой лексике в фокусе внимания учителя находятся механизмы развития восприятия и памяти. (рис.12)

12

Работа со словами в УМК неразрывно связана с развитием мышления (сопоставление, анализ, синтез). (рис.13)

13

 Широкая опора на наглядность, систематическое использование родного языка в качестве опоры – эти подходы способствуют успешности изучения АЯ детей с ТНР, созданию ситуации успеха. При развитии умений аудирования в АвФ широко используются неречевые способы контроля — такие, как:

  • поднимите руку, услышав….
  • поднимите руку, если предложение не соответствует картинке /тексту
  • тестирование
  • нарисуйте, составьте таблицу, схему в соответствии с содержанием текста
  • выберите картинку
  • расположите картинки в нужной последовательности
  • выберите (из нескольких предложенных) заголовок к тексту.

Такие задания отвечают потребностям и возможностям детей с ТНР (рис.14) – так же, как наличие небольших по объёму текстов на чтение, регулярные задания на развитие умений поискового чтения, задания, ориентированные на развитие восприятия и воображения, обучение через игру, наличие целых уроков в рубрике Across the Curriculum на развитие моторики через интегрированные уроки (с музыкой, ИЗО, технологиями).

14

 

Безусловно, в использовании УМК АвФ для детей в ОВЗ, в частности, с ТНР важен совет специалиста, обмен опытом. Если такой опыт имеется у читателей, опишите его в статье для журнала «Просвещение. ИЯ».  В лице коллег вы получите одновременно благодарных читателей и   неравнодушных экспертов вашего опыта.

В соответствии с главной линией Просвещения, наш авторский коллектив активно помогает учителям в освоении ресурса УМК. Только за последние три года (2016-2018) авторами АвФ 5-9 было проведено более 70 семинаров в регионах, вебинаров и интернет-семинаров. Для нас такие встречи с учителями, работающими по УМК «Английский в фокусе», – прежде всего активная обратная связь: их вопросы, суждения, предложения в ходе семинаров свидетельствуют об активной позиции учителей, об их профессиональном движении вперед – в ногу со временем.

Оставить комментарий

Комментарий

..