«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Использование ментальных карт для формирования продуктивных лексических навыков

Пятница 21 июня 2019

Автор делится опытом использования технологии ментальных карт на уроках английского языка как способа формирования продуктивных лексических умений. Проанализированы возможности ментальных карт для эффективного запоминания иноязычной лексики, на основе чего сделан вывод о целесообразности применения ментальных карт при обучении продуктивным видам речевой деятельности.

Автор: Кондакова Екатерина Дмитриевна, преподаватель Английского языка в МБОУ СОШ №3,р.п. Сосновоборск

Настроение: оптимистичное

Ключевые слова: ментальная карта, область применения карты, советы по созданию карт, использование ментальной карты на уроках английского языка, продуктивное речепорождение, критическое мышление

Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений. Задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы добиться максимального формирования и расширения словарного запаса на занятиях у обучающихся. На изучение и закрепление иноязычной лексики, как правило, уходит около 70% учебного времени. Тем не менее, на практике учителя часто сталкивается с тем, что лексический запас обучающихся ограничен, ребята с трудом пользуются словами, изученными ранее, и часто вскоре совершенно забывают их.

Причина подобной неудачи легко объяснима. Не зная особенностей функционирования памяти, не создав условий для успешной работы мозга по запоминанию и хранению лексической информации, невозможно эффективно обучать иноязычной лексике.

Качество владения лексическим материалом в школе можно обеспечить за счет выбора и включения в учебный процесс технологий, которые позволяют учителю заинтересовать ученика в слове, помочь ученикам запоминать и удерживать в памяти иноязычную лексику.

Одной из этих технологий, на мой взгляд, может быть технология ментальных карт (Mind Map).

Ментальные карты (интеллект — карты /карты мышления) – удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы. В итоге получается что-то вроде «лексической паутины» – системы связей, имеющей четкую и разветвленную структуру, которая индивидуальна для каждого ученика по своему объему и структуре.

Основу данной технологии составляют исследования ученых, доказавших превосходство радиантной (лучевой) репрезентации знания перед линейной.  Основатель ментальных карт Тони Бьюзен полагал, что каждый бит информации, поступающей в мозг, может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы «крючков», представляющих собой ассоциации, каждая из которых, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количество использованных ассоциаций, можно считать тем, что называют памятью, то есть базой данных или архивом.

Получается, что карты памяти – это естественный продукт нашего мозга. Составляя такие карты, мы графически представляем информацию таким образом, чтобы ее могли воспринимать одновременно и левое, и правое полушария. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация начинает восприниматься, анализироваться и запоминаться гораздо быстрее, чем при её обычном линейном представлении в виде цифр и букв.

На уроках английского языка мы создаем ментальные карты в зависимости от темы, целей и задач.

  1. Мини-карты для наглядного изображения, например, фразового глагола. Их можно быстро нарисовать на уроке. В центре пишется глагол, от него лучиками отходят предлоги, с которыми он употребляется, под предлогами пишется новое значение, которое приобрел глагол. Старшим школьникам я предлагаю не переводить значения глагола на русский язык, а записывать дефиницию на английском языке, что, несомненно, расширяет словарный запас, учит перефразу.

    1. Лексические карты по определенной теме. Выглядят эти карты выглядят как огромные солнца со множеством лучей. У кого-то они больше похожи на деревья. Перед учащимися стоит задача – собрать всю лексику по одной теме вместе, распределить ее по группам, показать эти связи графически (у многих это вызывает затруднение). Рекомендуется выписывать не просто слова, а словосочетания по темам.
    2. Карты-опоры для пересказа текста. В центре записывается название текста или его основная мысль. Далее лучами выписываются словосочетания. Между ними строится определенная последовательность с помощью стрелочек и линий.

    Одной из основных положительных сторон ментальных карт является то, что их можно использовать при изучении любой темы, подведения итогов по теме, проблеме, вопросу с детьми практически любого возраста.

    Оценивание ментальных карт я провожу с учетом:

    –  логики карты: количество ассоциаций и их эффективность, смысловые связи между ассоциациями, структурирование лексики;

    – правильности написания английских слов и выражений;

    – соответствие используемых слов, рисунков заданной теме;

    – наличие оригинальных идей, оформительских решений;

    – проявление творческой деятельности учащихся, их индивидуальности.

    Особую ценность технология ментальных карт приобретает при подготовке обучающихся к сдаче ОГЭ/ЕГЭ. Стало очевидным, что эффективность выполнения заданий ОГЭ/ЕГЭ по всем видам речевой деятельности определяется объемом лексического запаса и грамматических структур, которыми должны овладеть выпускники, умением применять разнообразные языковые средства в различных коммуникативных ситуациях.

    В «Методических рекомендациях для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по иностранным языкам» М.В. Вербицкая и К.С. Махмурян отмечают, что «важно не присвоение «готового» знания и его репродукция, а конструирование (создание) своего, которое проявляется в процессе мыслительной деятельности на иностранном языке. Следовательно, «натаскивание» на ЕГЭ не даст положительных результатов; необходимо научить учащихся мыслить, развивать их аналитические способности, метапредметные умения и навыки» [3.С.74].

    Рассмотрим, какие возможности для формирования продуктивных речевых умений представляют ментальные карты на примере темы «Стресс», модуль 2 “ When there is a will, there is a way”, учебник “ Spotlight” 11 класс, авторы О.В. Афанасьева, Д.Дули, И.В. Михеева и др.

    В начале урока, на этапе «мотивационного старта», с целью введения обучающихся в ситуацию иноязычного общения, предлагаю ребятам назвать ассоциации, которые у них вызывает слово «стресс». Ответы записываю на доске в виде «радиантной» или «солнечной», как ее чаще называют ученики, ассоциаграммы. Как подсказывает опыт, большинство учащихся связывают стресс с конфликтными ситуациями. Поэтому, мне представляется целесообразным развить эту под-идею за счет уже изученной лексики по теме «Конфликты» (модуль 1” Socializing’,“ Spotlight” 8 класс).

    Для того чтобы помочь ребятам вспомнить больше активной лексики по данной теме использую технику, которая в англоязычной методической литературе называется “eliciting” («активизация»): с помощью наводящих вопросов, перифраза на основе синонимов, антонимов, картинок учитель помогает «достать» из памяти учеников как можно больше слов. В результате подобной «инвентаризации» лексических единиц происходит «перекодирование» информации: изученная ранее лексика представляется в образной форме, в виде схемы и активизируется, но уже на более высоком уровне: через так называемые «вербальные посредники»: синонимы, антонимы, составление дефиниции на изучаемом языке, «достраивание» лексики: уже известные лексические единицы объединяются с новыми. Данные приемы запоминания лексики, подробно описанные Шамовым А.М. в статье «Приемы эффективного запоминания лексики на уроках немецкого языка» [4], несомненно, ведут к повышению продуктивности семантической памяти.

    Далее учащиеся возвращаются к центральной теме метальной карты и, после знакомства с текстом Stressed out (ex.2, p28) записывают дополнительные под-идеи и ассоциации, которые связаны с ключевым словом. В целях экономии учебного времени, можно разделить обучающихся на группы, поручив каждой группе проработать одну/две под-идеи. Учащиеся используют листы бумаги формата А4, разноцветные ручки, фломастеры, карандаши. Создатели ментальной карты могут создавать схематические рисунки, которые выражают слова. Рисунки запоминаются лучше, чем слова.

    Я рекомендую учителю составить свою мыслительную карту заранее, чтобы не упустить слова, входящие в программу, и знать, в каком направлении работать. Конечно, мыслительная карта, созданная совместно с учащимися, может отличаться от нарисованной учителем самостоятельно, поскольку у ребят могут возникать свои ассоциации, связанные с тем или иным словом.

    При работе над ментальной картой особое внимание учащихся акцентирую на так называемых чанках —  цепочках слов, которые часто используются вместе как шаблонные выражения. Владение подобными «кусками» языка очень важно для продуктивного речепорождения, поэтому учащиеся записывают в ментальную карту не только отдельные слова, но и словосочетания.

    Результат коллективной мыслительной деятельности оформляется в виде лексической интеллект карты по изучаемой теме (см. Приложение 1), которая в дальнейшем, по мере прохождения темы, «достраивается» и «перестраивается» уже каждым учеником самостоятельно. Чаще всего эти карты выглядят как деревья с разноцветными толстыми и тонкими ветвями или как большое солнце с множеством лучей. У кого — то лексические ментальные карты больше напоминают реку с притоками. Воображение помогает каждому ученику сделать свою ментальную яркой и красочной. Чем выше уровень развития ученика, тем разнообразнее будет его «паутина» и тем проще будет ему работать с новой лексикой.  По своей сути, лексическая ментальная карта  – это  мини-проект по теме, поэтому после завершения модуля я организовываю «смотр»  ментальных  карт: оценивается качество интеллект — продукта, а именно: выбор ключевого слова (понятия) для ментальной карты, которое должно отражать изученную тему, но, при этом, не дублировать ее название, количество и глубина под-идей, правильность структурирования лексики, обращение к лексическим единицам, изученным ранее и их «увязывание» с новой  лексикой. Кроме того, для получения высокой отметки ребята должны подобрать синонимы и антонимы для наиболее значимых слов, которые в своей карте они отмечают разными цветами, либо используют подчеркивания, обозначения, например, знаки «=» для синонимов, «≠» для антонимов.

    Приложение 1

    Работу с синонимами/антонимами на этапе построения ментальной  карты считаю очень важной, так как это расширяет словарный запас учеников и учит перефразу – умению так необходимому при выполнении заданий в формате ОГЭ/ЕГЭ.

    В старшей школе, где у детей уже практически сформированы информационно-коммуникативные умения можно применять электронный способ построения ментальных карт. Сегодня существует огромный выбор компьютерных программ для построения карт наших мыслей, например, FreeMind.

    Лексические ментальные карты я использую в качестве опор для пересказа текста, составления монологического и диалогического высказываний, обмена мнениями, при проведении дискуссии и дебатов. При организации дебатов изготовляются ментальные карты для каждой из спорящих сторон. Они помогают объективно и эффективно исследовать разногласия. В итоге создается третья мыслительная карта, на которой будут запечатлены совместные выводы, решения, результаты работы и достигнутые уступки по проблемы.

    Преимущество ментальной  карты для порождения иноязычной речи налицо: в отличие от заранее заученной информации, представленной в линейном формате, интеллект карта заставляет ученика при каждом обращении к ней «разворачивать» слова, рисунки или картинки в целые предложения, т.е. происходит формирование умения спонтанной речи на основе вербальной опоры. Конечно, механическое, бездумное  составление опор или их пассивное созерцание не приведет к эффективному усвоению содержания учебного материала. Необходимым условием является предварительная демонстрация алгоритма действий обучающегося с ментальной  картой. Требуется показать обучающимся, как информация «сворачивается» на карте  и «разворачивается»  в неподготовленное высказывание.

    Активно используют мои ученики ментальные карты  при написании письменного высказывания с элементами рассуждения. Чтобы справиться с этим  творческим заданием, помимо предметных знаний и умений высокого уровня,  необходимы хорошо развитые аналитические умения: способность рассуждать, выражать и аргументировать свою точку зрения, приводить контраргументы. При создании письменного высказывания на уроке или на экзамене, учащиеся ограничены во времени, поэтому очень важно научить ученика быстро и корректно фиксировать и организовывать идеи, сокращать предложение/ предложения до одного слова ли словосочетания. Например, при написании письменного высказывания с элементами рассуждения по теме “ Many teens believe it is more important to get a highly-paid job than a job that brings satisfaction” (Spotlight 10 кл, тема “ Jobs”, модуль 3”Schooldays & Work”) учащиеся составляют в качестве опоры ментальную карту.

    Поскольку тема сочинения  связана с будущей профессией, то уместно выбрать в качестве центральной идеи слово “ Job”. К слову“ Job” можно сразу подобрать синонимы: career/occupation/profession/employment, которые понадобятся при перифразе. Ученику необходимо продемонстрировать проблемный характер темы, поэтому от основной идеи  рисуем 2 ветви, которые должны отразить смысл высказывания: хорошая профессия – это та, которая  приносит много денег. Соответственно, противоположное мнение: при выборе профессии важна не заработная плата, а удовлетворение от ее выполнения. В ходе написания сочинения автор должен согласиться или не согласиться с данными утверждениями.  Разветвляющиеся от главных ветвей веточки – это все идеи, аргументы, которые ученик  записывают по мере их возникновения. Ментальная  карта позволяет обучающемуся записать свои идеи, аргументы, структурировать их, высказать и обосновать свое мнение и, как следствие, полно и точно раскрыть все аспекты задания, затратив, при этом, как показывает практика, меньше времени, чем при написании всего текста в черновике.

    Перед написанием развернутого письменного высказывания очень полезным является совместное  «проговаривание» будущего сочинения с опорой на ментальную карту. Для этого класс делится на две команды. Команда «утверждения»  высказывает мнение и предлагает аргументы, представленные в мыслительной  карте, в пользу высказанного утверждения. Команда « отрицания», соответственно, формулирует противоположное мнение и подкрепляет его аргументационной базой. Выслушав мнение и аргументы противной стороны, участники команд должны не согласиться  с мнением своих оппонентов и высказать контраргументы, объясняя, почему они не правы. В ходе проведения мини-дебатов в ментальную карту записываются нужные мысли, которые были упущены на этапе её создания, а также дополнительная лексика и словосочетания. После дебатов учащиеся могут более эффективно воссоздать то, что уже было озвучено, оформив это в виде требуемого письменного высказывания. Благодаря атмосфере игры и  состязательности, а также наглядности-опоры в виде ментальной карты, ученики лучше запоминают лексические единицы, структуру и логику построения развернутого письменного высказывания.

    Таким образом, используя ментальные карты, ученики учатся работать с информацией, перерабатывать  её и трансформировать, создавать новую информацию на основе старой. Учащиеся, привыкшие работать с ментальной картой, наученные не воспроизводить заученный «топик», а извлекать из памяти «ассоциативную вербальную сеть» и использовать лексические единицы для решения конкретной коммуникативной задачи, имеют все шансы, чтобы успешно выполнить творческое задание высокого уровня.

    Следует отметить, что лексические единицы эффективно связываются и попадают в «мыслительную паутину» не только по семантическим связям, но и если они объединяются по принципу словообразовательных «гнезд». Задания в формате ОГЭ и ЕГЭ проверяют владение обучающихся различными способами словообразования, включая суффиксальные, префиксальные, суффиксально-префиксальные, с использованием конверсии и т.д. Академик И.Л. Бим отмечала, что овладеть словом означает овладеть его значением, формой (звуковой и графической), уметь употреблять его в контексте[2.С.164]. Для развития умений использовать языковой материал с учетом коммуникативного контекста я также использую технологию «ментальных карт». Учащиеся в своих тетрадях ведут так называемые «словообразовательные страницы» (Word formation pages), где они фиксируют слова в словообразовательных парах (производящее — производное), цепочках – (корень — производные), словообразовательных элементах (суффиксы, префиксы и т.д.).  т.е. позиционируется один из принципов, предлагаемых британскими преподавателями: «Don`t limit yourself to one word!» (Не ограничивайся одним словом!).

    Очевидно, что применение  ментальных карт при работе над  словообразованием способствует лучшему закреплению материала и его систематизации, формированию языковой догадки, вооружает учеников важными знаниями, направленными на формирование умения собственного анализа сложных слов. Работа над словообразованием, благодаря ментальным картам превращается в увлекательный процесс составления новых слов.

    Таким образом, использование ментальных карт способствует формированию продуктивных лексических навыков у обучающихся, расширяет их коммуникативный возможности, развивает креативное и критическое мышление, память и внимание, а также делает процесс обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

    Литература:

    1. Антипина А.А., Волкова И.Н. Обучение младших школьников иноязычной лексике с учетом системы хранения лексических единиц Mental Lexicon// English: Приложение к газете «Первое сентября». – 2011. -№11. – С.5-7.
    2. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. М.:Просвещение,1988.
    3. Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018. // Педагогические измерения. – 2018. — №3. – С.50- 75.
    4. Шамов А.М. Приемы эффективного запоминания лексики на уроках немецкого языка//Иностр. языки в школе. -2015. –№2. – С.15-23.
    Оставить комментарий

    Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.