«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Технология модерации в практике работы учителя английского языка

Понедельник 17 июня 2019

 

«Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса; направлена на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.»

 

Автор: Панова Ирина Леонидовна, учитель английского языка

Место работы: МБОУ «СОШ №14 пос. пос.Подъяпольское» Шкотовского района Приморского края

Настроение: рабочее

Ключевые слова: интеракция, коммуникация, визуализация, мотивация, мониторинг, рефлексия, анализ, оценка

 

 

 

 

 

Работа в рамках новых образовательных стандартов требует коренным образом поменять отношение учителя к себе и к уроку. Системно-деятельностный подход – основа ФГОС нового поколения требует от учителя пересмотра своей роли: из транслятора и контролера знаний в роль тьютора-помощника в овладении знаниями. Урок, в его традиционном понимании, должен стать образовательным процессом с совершенно отличными от традиционного урока законами.

Ни для кого не станет новостью или открытием, что учителю с богатым опытом работы сделать это не просто. Приходится «ломать» себя и годами сложившиеся традиции и стереотипы. Одним из способов помочь себе в перестройке, я считаю, самообразование. Благо, в современном информационном пространстве это сделать не трудно.

Летом 2017 г. я прошла краткий дистанционный курс «Технология модерации» на сайте ОИЦПКиП «Мой университет».  Меня привлекло обоснование важности выбора этого курса, выдвинутого авторами: «… среди главных проблем сегодняшней школы … выделяют низкую мотивацию, как учителей, так и учеников. Одной из ключевых причин существования этой негативной ситуации является недостаточное использование в учебном процессе современных эффективных образовательных технологий.»

Модерация — посредничество, помощь в организации процесса коммуникации при обсуждении и решении задач (проблем) в группе. Так толкует этот термин Викисловарь.

«Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса; направлена на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде

На протяжении нескольких лет я наблюдала снижение интереса учащихся к групповой работе, перестали срабатывать такие приемы как «Перекрестное чтение», «Ролевая игра» и др.; стало труднее работать с проектами.

«Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы?»

Авторы курса однозначно сказали: «Да.».

Вот поэтому я решила попробовать в своей работе технологию модерации.

Любая технология работает, если соблюдать принципы и приемы, заложенные её разработчиками.

Принципы модерации:

— структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);

— систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);

— комплексность (содержание каждой части урока и организуемые процессы нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);

— прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).

Структурированность образовательного процесса обеспечивается разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы.

Фазы (этапы) модерации:

— инициация (начало урока, знакомство);

— вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);

— формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

— интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

— проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

— подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

— эмоциональная разрядка (разминки).

Как мы видим, ничего принципиально нового в организации этапов, здесь фаз, урока нет. Но за счет чего авторы обещают достижения эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации?

«Достижение эффективности и качества, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов — ИКВММРАО:

  • эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
  • упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
  • обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
  • мотивация всех участников образовательного процесса;
  • мониторинг образовательного процесса;
  • рефлексия педагога и обучающихся;
  • анализ деятельности участников и оценка результатов.»

Вот чему я должна была научиться сама и научить детей, внедряя эту технологию.

Первая задача, которую я решила — это выбор класса. И здесь меня ждало первое препятствие. 8-классники после формирования групп хотели общаться и, отнюдь, не на английском языке. Пришлось отказаться от эксперимента в этом классе. Вторым участником эксперимента был выбран 6 класс. Возраст, учеба в условиях ФГОС с 1 класса помогли мне в работе по внедрению ключевых процессов технологии модерации в работу с этим классом.

 

Интеракция

«Без эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса нет модерации, нет и ожидаемых эффектов. Чтобы обоснованно рассчитывать на успех в обучении, педагог на этапе планирования урока должен предусмотреть и заложить в план механизмы эффективной интеракции, а в процессе урока качественно их реализовать

Я начала с формирования групп. На начало учебного года в классе было 16 учащихся, из которых было сформировано 5 групп. Я разделила детей по уровню обученности, добавив 1 слабоуспевающего и 1 явного лидера. Результат работы показал, что некоторые взяли на себя роль лидера, которая до этого им была совсем не свойственна; неформальный лидер сник, заняв пассивную позицию в группе «сильных». «Слабые» заработали более эффективно. Группы переформировывались 4 раза, для выявления более эффективного состава. Это имело свой результат: выявились дети, которые не могут работать в группе в силу завышенной самооценки; дети, которых игнорирует большая часть класса; дети, которые не работают в группе, а пользуются только результатами; дети, которым нужна постоянная помощь учителя. В результате я остановилась на 4 группах и 3 «индивидуалах», для которых мини-командой становится учитель или на уроке они включаются в одну из групп, если там были отсутствующие.

Для сокращения времени на рассаживание по группам придумала простейший прием – картонные карточки с № группы. Если они на перемене стоят на партах – работа будет по группам.

«Критерием эффективности взаимодействия обучающихся является способность группы успешно действовать для достижения поставленных целей.

Для себя я решила, что процесс интеракции хорошо подходит для этапа целеполагания на уроке. Трудно было вначале года добиться от ребят взаимодействия и обмена информацией, т.к. они привыкли полагаться, в основном, на свои знания. На вопрос “What is there in the picture?” я наблюдала лес рук. Приходилось все время напоминать, что принимаю один ответ, сформулированный группой. Еще один прием — чередование отвечающиx от группы.  Вот некоторые цели, которые ставились перед группами:

Which group knows more signs of the Zodiac?

Which group can remember more objects in the picture in 10 seconds? (игра «Дальтоник» на концентрацию внимания)

In the past people had to go shopping every day. Why? Where did they go to buy food?

Choose a dish for supper, go to the shop for the ingredients, consult your Mum over the phone. (“Shopping”, количественные местоимения, вопросительные конструкции, модальные глаголы)

 What should you know to speak about health problems? (parts of the body)

 

Следующий процесс технологии модерации — это Коммуникация

«Коммуникация представляет собой средство для обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении.»

Цель построения коммуникативного процесса – это эффективный обмен информацией между его участниками. «В отличие от традиционного обучения, при котором коммуникация развивалась, в основном между учителем и учеником и учителем и классом, в интерактивном обучении возникают новые взаимодействия. Для достижения эффективности обучения учитель должен организовывать, стимулировать и контролировать возникновение и развитие коммуникаций в малых группах, между группами, между обучающимся и группой и т.д.»

Коммуникация идет на всех этапах урока. Но результативность коммуникативного процесса лучше всего видна при скрытом контроле знаний, перекрестном чтении, во время подготовки и защиты проектной работы.

Остановлюсь на проектах. №1 по теме «Внешность».  Группы прошли жеребьевку, определившую тип человека, которого они должны описать: a mop-head — растяпа, clumsy- безрукий, piggly-wiggly-грязнуля, absent-minded — рассеянный, a sloppy — неряха. Рисунок каждый должен был сделать дома, на уроке группа выбирала лучший и готовила устное описание внешности, доказывающее характеристику человека. На втором этапе группа должна была написать и представить классу советы по улучшению внешности.

Проект №3 по теме «Магазин. Покупки» проходил в форме ролевой игры.

1) По жребию группы получали тип магазина: the confectioner’s, the florist’s, the chemist’s и др.

2) Рисовали логотип, как подсказку о «продаваемых» товарах.

 3) Получали «Маршрутный лист», определили в группе очередь выполнения ролей «Покупателя», «Продавца».

 4) «Покупатель» шел по «магазинам», указанным в «Маршрутном листе»,  Оставшиеся в группе принимали «посетителей».

В «магазине» проходил диалог-расспрос.

5) Оценивание диалога в «магазине»: «Продавец» вписывал в «Маршрутный лист» бонусы – баллы (1-3 балла), а «покупатель» оценивал «продавца» (1-3 балла).

Самая сложная роль была у учителя: стимулировать и контролировать возникновение и развитие коммуникаций в малых группах; помогать и следить за дисциплиной, не сбивая желания общаться. За 40 минут урока 16 человек успели пройти весь маршрут и позитивно оценить эту форму работы.

 

Визуализация

«Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» отражает суть данного процесса. Не только дети, но и многие люди плохо воспринимают информацию на слух, часть ее не распознается и теряется, часть воспринимается неверно, сухой монолог быстро утомляет, может вызывать демотивирование обучающихся. Визуализация подаваемого материала обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание, возможность многократного обращения к представленной информации, возможность сравнения с предыдущей и последующей информацией.»

Визуализация каждого этапа образовательного процесса позволяет материализовать ход обучения. Кроме того, подключение зрительной памяти помогает сохранить знания на более долгий срок. Процесс визуализации включает творческий потенциал, особенно при оформлении проектных работ.

Чтобы обеспечить наглядность хода и результатов образовательного процесса.  достичь положительных результатов пришлось потрудиться и мне, и детям.

Для этого мне пришлось сделать 15 презентаций и 5 частично или коренным образом переделать.. Презентации можно посмотреть на моем сайте http://panovail.ru/dlyauroka

Кроме этого приходилось делать задания, опоры, памятки, которые выводились на экран, чтобы сохранить время урока и позволить невнимательным, а их, как вы сами знаете, много, не переспрашивать или не терять нить урока.

Например: Требования к содержанию проекта по теме «Дом» (U3)

1 Используйте в рассказе конструкцию There is/are

2 Используйте в рассказе предлоги (чем больше, тем лучше).

3 Используйте в рассказе прилагательные (цвет, размер, качество, оценка)

Докажите, что ваш дом, именно,

— Экологичный;

— Необычный;

— Дом-мечта.

4 Дополнительное задание: придумайте робота-помошника и его функции.

Мотивация является катализатором процессов «поддержания тонуса, развития уверенности в своих силах и позитивного настроя всех участников образовательного процесса, стимулирования познавательной активности и творческого процесса, раскрытия и развития способностей обучающихся, содействия их эффективному сотрудничеству»

 

 

Работа в команде – мощный мотивирующий фактор. В мини-команде нельзя отсидеться, спрятаться за спинами товарищей, особенно когда есть дополнительная стимулирующая цель в работе. Стимул можно придумать всякий, но надо учитывать воспитательный момент и, конечно, образовательные цели. Начинала с минимума: группа, назвавшая больше слов по теме или запомнившая больше новых слов на уроке, получает дополнительный балл. Лучшая группа по результатам работы над темой могла сохранить состав группы, освобождалась от контрольной с оценкой 4 или 5 (по итогам работы: текущие оценки + проверочные + проект).

Еще одним стимулом стал оценочный лист, который в первом варианте я заполняла сама, а во втором – группа в конце урока.

 

Вариант № 1

Мониторинг работы групп U2  (6класс)

Группа

1

2

Урок 4

Организованность

Активность

Взаимодействиe

S (средний балл)

   

Урок 5

О

А

В

 

S (средний балл)

   

Вариант № 2

ГРУППА №

                                                     Урок 1

Урок 2

Урок 3

КРИТЕРИИ (1-3 балла)

                 

Подготовка к уроку

                 

Выполнение Д/З

                 

Внимание

                 

Активность

                 

Взаимодействие

                 

Качество работы на уроке

                 

Самооценка (2-5 баллов)

                 

Оценка работы группы

 (2-5 баллов)

     

Настроение (смайл)

                 

Оценка учителя

                 

Письменные работы

                 

Я заметила, а опрос 6-классников показал, что учиться в группе им интереснее, чем при традиционной форме организации учебного процесса.

 

Мониторинг образовательного процесса

«Проведение мониторинга включает в себя отслеживание и сверку получаемых результатов каждого раздела урока с запланированными, а также формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательного процесса и внесение, при необходимости, корректив по ходу урока. В процессе осуществления модерации очень важно обеспечить мониторинг двух процессов: выполнения плана урока и групповой динамики.»

Авторы курса предупреждают, что «… переход к использованию модерации, активных методов обучения может на первых порах вызывать определенные трудности с соблюдением плана урока. … Поэтому учителю важно мониторить не только содержание, но и время выполнения каждой части урока, стараясь … реализовать каждый этап модерации и обеспечить достижение целей всего урока.»

В работе я столкнулась с этой проблемой. Время теряется на всех этапах урока и на разных типах уроков. В начале было так сложно, что возникала мысль отказаться от этого эксперимента. Детская неорганизованность накладывалась на особенности образовательного процесса в нашей школе: 6 класс учится во 2 смену, один раз в неделю занятие проходит 6-м уроком после 2-х уроков физкультуры (в 17.00). Наблюдая перевозбужденность или сильное утомление, пришлось планировать уроки с учетом этих моментов. Групповая работа в этих случаях проходила в составе группы «ученик-ученик»/ «ученик-учитель», пересаживания отменялись, планировалась работа, не требующая обсуждения.

Мониторинг за групповой динамикой осуществлялся в том числе и с помощью «оценочных листов, упомянутых ранее. Варьирование состава групп также привела у большинства учащихся к динамике в психологическом и учебном плане.

 

Промежуточные результаты

Качество знаний: 1четверть —  50%; 2, 3, 4 четверти – 60%

 

Рефлексия

«Рефлексия – осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы – обязательный атрибут современного образования.»

Изучив, доступный опыт педагогов, я пришла к выводу, что большая часть приемов рефлексии рассчитана на учащихся начальной школы. Поэтому, выбрав рефлексию по содержанию, я предлагала ученикам ее в форме «мозгового штурма», заполнения «Словесной паутины» — одного из приемов технологии развития критического мышления, таблиц на соотношение, игровых моментов — «Я покажу, ты догадайся», «Нарисуй».  Для осмысления способов и приемов работы с учебным материалом я использовала рефлексию деятельности в форме устного обсуждения или таблицы «ПМИ»(плюс, минус, интересно). Рефлексия также была включена в «Оценочный лист». (см. выше)

 

Анализ и оценка

«Анализ и оценка процесса и результатов урока, выяснение эмоционального самочувствия обучающихся позволяют учителю получить четкое представление о гармоничности построения образовательного процесса, соответствия содержания, формы и методов, используемых в образовательном процессе потребностям и возможностям обучающихся.

 

 

Традиционные и новые формы оценивания и самооценивания результатов работы на уроке показали, что дети доверяют моей оценке, готовы напомнить о неучтенных моментах, готовы объективно оценивать свою работу и работу своего мини-коллектива.

 

Эффекты применения технологии модерации

Повысился мотивационный потенциал у основной части учащихся.

Выросла познавательная активность, самостоятельность, инициативность, ответственность за результаты учебной деятельности своей и своей группы.

Оживился образовательный процесс.

Улучшились результаты обучения.

Приобретаются и развиваются универсальные навыки, готовность к их применению в практических ситуациях.

Учитель становится консультантом, наставником, старшим опытным товарищем, членом команды.

Возрастает доверие к учителю, растет авторитет и уважение у учащихся.

 

Список использованной литературы

  1. Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2010
  2. АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет», 2014
  3. Образовательный портал «Мой университет» , 2010
  4. Автор курса: Лазарев Тимофей Васильевич, 2010

УМК «Английский. 6 класс» Авторы Кузовлев В.П. и др.

https://ru.wiktionary.org/wiki/модерация

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.