«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Формирование инновационной образовательной среды урока: смешанное обучение. Модель «Смена рабочих зон»

Пятница 9 августа 2019

Автор: Букина Татьяна Викторовна, учитель французского языка  МБОУ «Лицей современных технологий управления № 2» г. Пензы

Аннотация: Смешанное обучение является инновационным способом трансформирования учебного процесса. В статье описано применение технологии  смешанного обучения на уроках иностранного языка. Рассматривается модель организации образовательного процесса в смешанном обучении: «Смена рабочих зон». Представлен  обобщенный опыт организации и содержания работы по модели «Смена рабочих зон»,  полученный  с использованием   УМК «Синяя птица. Второй иностранный язык. 5–9 классы».

Формирование  инновационной образовательной среды урока: смешанное обучение
Модель  «Смена рабочих зон»

Модернизация системы образования в России, предполагает  качественные изменения процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. Современный этап развития образования в России, реализация  новых образовательных стандартов ориентирует на переход от обучения, в котором ученик выступает в качестве объекта воздействия учителя, к обучению, в котором обучаемый становится субъектом и является разработчиком, исследователем,

испытателем и аналитиком, а учитель — координатором, куратором, партнёром и экспертом. Изменить характер взаимоотношений педагога и обучаемого, перенести акцент с первостепенной важности предмета на ученика, вооружить таким важным умением, как умение учиться позволяет технология смешанного обучения. 

Смешанное обучение —  это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя «лицом к лицу» с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн [1].

На уроках французского языка, используя  преимущества  очных занятий и электронного обучения, можно выстроить систему  взаимодействия различных форм работы: онлайн‐обучение, групповая самостоятельная работа, индивидуальная самостоятельная работа, работа с учителем. Деятельность учащихся организуется через предъявление задания, предоставление необходимых средств и помощь при его выполнении. Итогом каждого урока является созданный обучающимися продукт учебной деятельности:

  • схемы и таблицы, кластеры;
  • грамматические сказки;
  • письменный ответ на вопросы текстов, задания по теме урока;
  • презентации;
  • творческая работа (реклама, проект, письмо, меню);
  • инсценировка.

Самое значимое то, что при смешанном обучении меняется характер взаимоотношений учителя и ученика. Безусловно, ключевой элемент любой образовательной системы — это учитель, но в данном случае он из транслятора знаний превращается в модератора, навигатора, тренера. Учитель помогает ученику выстроить путь к поставленным целям через доступные возможности. Учение приобретает личный смысл для каждого, что позволяет сформировать устойчивую мотивацию у учащихся. Выполняя проектную работу на уроках французского языка, учащиеся учатся  применять полученный опыт на практике. Практико-ориентированная работа помогает учащимся перенести знания и универсальные учебные действия на реальные жизненные ситуации и сформировать метапредметные компетенции.

Практика групповой работы развивает коммуникативные навыки, необходимые в реальной жизни. Умение эффективно работать в группе, быть единой командой, адекватно  оценивать свои возможности, слышать партнёров, идти к единой цели — важный фактор конкурентоспособности в современном мире.

В процессе смешанного обучения одинаково важны и онлайн-обучение, и обучение с участием учителя. Онлайн-среда предоставляет учащимся возможность самим контролировать темп, время, место и путь обучения. Это помогает развивать навыки планирования, самоконтроля и саморегуляцию, а также дает свободу. Обучение с участием учителя — важная часть смешанного обучения. Роль учителя меняется в зависимости от потребностей учащихся.

Формирование инновационной среды урока французского языка:

модель «Смена рабочих зон»

Особенности организации учебного процесса в работе с моделью «Смена рабочих зон» заключаются в определенном зонировании класса и реализации учителем новой задачи — организация и координация процесса. Учащиеся делятся на три группы по видам учебной деятельности. Каждая группа работает в своей зоне и проходит все зоны работы.

Организация и содержание работы по модели «Смена рабочих зон»

Деление  на группы осуществляется по принципам:

  • наличие пробелов в усвоении предыдущих тем;
  • успеваемость по предмету;
  • темп работы;
  • мотивация.

Группа 1 «Мотивированные» — это  учащиеся склонные к продуктивной познавательной деятельности и активному освоению содержания образования.

Группа 2  «Норма» — учащиеся, работающие в обычном темпе с хорошей успеваемостью по предмету.

Группа 3  «Отставание» — учащиеся, работающие в замедленном темпе, испытывают трудности с усвоением материала.

   Смешанное обучение позволяет при смене рабочих зон выстраивать разные маршруты.

Шаг 1.

  • Группа 1 — высокий уровень владения материалом (обучающиеся мотивированы, имеют хорошую базу знаний для изучения темы) — работа в группе;
  • Группа 2 — средний уровень владения материалом (обучающиеся могут иметь незначительные пробелы в знаниях) — онлайн-обучение (корректировка ошибок, тренировка навыков по определенной теме);
  • Группа 3 — низкий уровень владения материалом (обучающиеся, испытывающие трудности в изучении предмета) – работа с учителем (объясняет  материал, восполняет пробелы в знаниях учащихся).

Смена зон. Шаг 2.

  • Группа  2 — переходит к учителю (ликвидация пробелов в понимании темы)
  • Группа 1 — онлайн-обучение (вариативность использования — тренировка навыка, работа с  новым материалом, углубление материала: выполнение тестов, заданий).
  • Группа 3 — работа в группе (предлагается задание, проект (мотивирующие), например, игры, которые включают учащихся  в работу и делают для них учебный материал интересным).

Смена зон при введении новой темы.

  • Группа 1- работа в группе (предложить задачу, которая их выведет на открытие темы урока).
  • Группа 2- онлайн- обучение (получают вопрос, на который они пытаются ответить и после этого  знакомятся с новым материалом).
  • Группа 3 — работа с учителем (введение в тему, ознакомление с содержанием).

Для организации самостоятельной, индивидуальной или групповой работы учащихся используются  рабочие листы, содержащие маршрут группы, направляющие вопросы, задания, схемы, полезные ссылки и инструкции.

    Планирование и оценка результатов в смешанном обучении начинается «от конца», от тех результатов, которые должны сформироваться у учащихся к концу изучения темы. Ставя  учебные цели, учитель формулирует их так, чтобы можно было проверить достижение целей самими  учащимися. Чёткая постановка измеримых целей позволяет узнать, достиг ученик этой цели или нет.




Рисунок.   Планирование результатов в смешанном обучении

Оценивание в смешанном обучении состоит из двух этапов: формирующее оценивание и констатирующее оценивание. В ходе изучения темы применяется формирующее оценивание, уточняющее движение учащихся, и только в конце изучения темы, блока, раздела используется констатирующее оценивание, которое позволяет проверить достижение поставленных целей.

Результаты работы групп оцениваются зонально. Онлайн — обучение: оценка системы. Работа в группе — по результатам проекта, презентации, продукта, выполненного задания, взаимооценка. Работа с учителем — оценка по результатам обратной связи.

Переход на смешанное обучение меняет принципы планирования. Первым шагом планирования является постановка учебных целей, отражающих учебные результаты, которые должны сформироваться в конце изучения темы или раздела.  Планирование оценивания достижений учащихся   состоит из  констатирующего оценивания, которое   позволяет измерить достигнутые результаты, и  формирующего оценивания, которое  поддерживает и  направляет прогресс учащихся в процессе изучения нового материла и его  закрепления. Задача формирующего оценивания — дать ученику обратную связь по качеству его продвижения.    Следующий этап планирования урока — это определение учебных заданий,  которые будут использоваться для констатирующего оценивания в конце изучения темы.  Задания продуктивного типа позволяют оценить, каким видам деятельности научился школьник. К таким заданиям относятся: учебные проекты, эссе, интервью, реклама, проведение исследования, создание мультимедийных презентаций и т.д.  При подборе заданий учитель должен проанализировать:

  • поведение ученика при выполнении задания (может ли он выполнить задание, как должен себя вести и что будет делать);
  • предметные знания (достаточно ли у учащихся предметных знаний для выполнения, какие новые знания потребуются);
  • метапредметное содержание (какие УУД  необходимы для выполнения данного задания и какие УУД развивает данное задание).

Учебный контент в онлайн-среде

Цифровые коллекции учебных объектов,  встроенные в  учебный процесс, значительно расширяют и обогащают его,  являются инструментом  для учителя. Использование сайта https://learningapps.org/, который  предназначен для создания мультимедийных интерактивных  упражнений, способствовало созданию электронных дидактических материалов для уроков французского языка. Системное  использование сайта https://resh.edu.ru/ на уроках мотивировало учащихся на изучение французского языка. На представленных интерактивных видеоуроках учащиеся  знакомились с тестовыми и практическими заданиями, самостоятельно осваивали новые темы (обучающиеся из группы «Мотивированные»). Интерактивные  задания мотивируют учащихся, снимают необходимость понукания со стороны учителя (обучающиеся из группы «Отставание»).

Инструментом  для  публикации  контента и учебных объектов, методических  авторских  разработок, опубликованных в онлайн-среде,  является персональный сайт http://lingua-frbt.ru/, созданный  в рамках экспериментальной деятельности по реализации смешанного обучения.

Концепция смешанного обучения предполагает, прежде всего, отход от традиционных способов усвоения знаний и движение в сторону изменений отношений между участниками учебного процесса. Смешанное обучение предполагает активную позицию учащегося в освоении учебного содержания, командное взаимодействие между учащимися в процессе обучения.

Трансформация роли педагога, который в смешанном обучении становиться  координатором, куратором, партнёром и экспертом, расширение образовательных возможностей, в связи с использованием онлайн-обучения,  формирование субъектной позиции обучающегося,  индивидуализация обучения — все это отличительные составляющие инновационной образовательной среды урока в смешанном обучении.

Литература

  1. Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. Шаг школы в смешанное обучение. — М., 2016
Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.