«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

АНАЛИЗ УМК «ENGLISH-7» (В.П. КУЗОВЛЕВ) С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩЕГОСЯ УМЕНИЙ АРГУМЕНТИРОВАННОГО МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Четверг 23 апреля 2020


В статье дано краткое определение термина «аргументация», приведены критерии оценки обученности умению аргументировать. Также приводится анализ учебного-методического комплекса “English -7” с позиции развития у обучающегося аргументированного монологического высказывания на английском языке; выполнен анализ и классификация заданий по развитию навыка аргументации у учеников средней школы. Предложены варианты изменения заданий для улучшения навыка построения аргументированного высказывания. В заключение предложены варианты дополнения данного УМК заданиями для повышения и улучшения навыка аргументации у обучающихся.

 

 

 

Автор: Киселева Екатерина Евгеньевна
Место работы: МБОУ «Лицей №65» г.Воронеж
Должность: учитель

 

 

 

 

В настоящее время практическое владение иностранным языком стало неотъемлемой частью жизни современного образованного человека. Владение иностранным языком играет важную роль и дает некоторые преимущества в личной и профессиональной коммуникации.

На сегодняшний день в обучении преобладает коммуникативный подход. Его цель – формирование коммуникативной компетенции обучающихся, которая представляет собой умение пользоваться всеми видами речевой деятельности [1, с. 11]. У коммуникативной компетенции наблюдается множество частных проявлений (например, умение представляться, слышать, понимать и адекватно реагировать на высказывания собеседника и т.д.). Аргументация также входит в их число. Аргументация является одним из ключевых навыков, которые проверяются на многих экзаменах, как российских, так и международных, в устной и письменной форме.

Обучение аргументации в нашем понимании – это не только умение обосновать свою точку зрения и найти аргументы к противоположной, но и умение выслушать своего партнера по коммуникации, умение грамотно возразить, не вступая в конфронтацию и принимая во внимание социокультурные обстоятельства окружающей среды. Иными словами, это все те умения, которые помогут, или даже лучше сказать, облегчат конструктивное общение с представителями родной и иноязычных лингвокультур.

Обученность умению аргументировать мы будем оценивать по следующим критериям: умение привести доказательства в поддержку своего мнения, количество и «глубина» приводимых аргументов, соответствие аргументов заданной теме, умение видеть несколько сторон в проблемной теме, уметь их сравнить и найти свое мнение.

Нами была поставлена цель проанализировать учебно-методический комплекс «English-7» и определить, дает ли он возможность полноценно развивать умение аргументации.

В книге для учителя составители отмечают, что после изучения материала в данном учебнике, школьники смогут «высказываться о фактах и событиях, используя оценочные суждения и аргументы… Особое внимание уделяется развитию умения передавать содержание прочитанного или услышанного с выражением своего отношения» [2, с.11]. Здесь стоит сразу отметить, что задания, направленные на формирование и совершенствование умения аргументации, представлены только в 5 разделах из 10 (исходя из тематической карты циклов уроков и заданий в самом учебнике).

В целом, задания в этих юнитах можно разделить на 3 типа:

  • задания, подходящие для развития умения аргументированного высказывания.

Сюда мы относим, например, задания со страницы 14, где сначала нужно соотнести высказывание английского ученика о школе с аргументом, почему ему нравится или не нравится учиться, а затем ответить на вопросы, где учащимся нужно выразить свое отношение к учебному процессу и с легкостью можно использовать заготовки из предыдущего задания. Или со страницы 92, где сначала нужно прочитать 3 текста с 3 разными точками зрения на одну и ту же проблему, затем ответить на вопросы, подготавливающие к самостоятельному высказыванию, и потом согласиться или не согласиться с одной из точек зрения из текста и привести аргументы в поддержку уже своего собственного мнения;

  • задания, в которые можно было включить поиск аргументов одним из пунктов. Таких заданий в учебнике большинство, и в основном они связаны с работой в парах. По нашему мнению, даже в парной работе можно развивать умение построения монологического высказывания. Возьмем, к примеру, задание 2 со страницы 86. Здесь один речевой партнер задает вопросы про друзей, определенно наталкивающие на размышления («Can you rely on your friends?» «Can your best friend keep secrets?» и т.д.), а второй должен развернуто на них отвечать. Сюда могло бы подойти дополнительное задание не только ответить на вопросы, но и обосновать свой ответ.

  • задания, в которых нужно составить свое монологическое аргументированное высказывание, но не достаточно информации для его полноценного оформления. Посмотрим на задание 4 на странице 16. Здесь дается два высказывания про школу, с одним из которых нужно согласиться и рассказать, почему. Никаких опор для построения высказывания не предоставлено.

Одним из главных недочетов учебника можно назвать то, что новые слова, вокабуляр, дается только в самом начале юнита просто списком, а затем никак не отрабатывается и не семантизируется. Таким образом, обучающимся не хватает лексической базы для построения аргументированного высказывания по проблемным вопросам, которые можно составить к каждой теме.

Также в учебнике не дается структура для построения аргументированного высказывания. В некоторых юнитах можно найти фразы и словосочетания для включения их в свой монолог, но зачастую количества приведенных фраз оказывается недостаточно. Стоит сказать, что в конце учебника приводятся различные памятки, и одна из них, на странице 247,– «Как построить речевое высказывание». Информация, предлагающаяся для ознакомления там, представляет собой общую теорию без единого примера, что, по нашему мнению, не сильно облегчит процесс построения высказывания для учеников.

 

Таким образом, проанализировав данный УМК, мы пришли к мнению, что только его использования будет недостаточно для формирования у обучающихся аргументированного аспекта коммуникативной компетенции. Безусловно, для развития умения аргументации у учеников, мы будем брать наиболее удачные задания из учебника и дополнять их другими заданиями, например, дебатами или интервью по проблемным темам.

 

Список используемой литературы:

  1. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностр.яз. – М.: Просвещение, 1985. – 208с.
  2. Английский язык. Книга для учителя. 7 класс : пособие для общеобразоват. организаций / [В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 288 с.
  3. Английский язык. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудова и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 11-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2011. — 252 с.

References:

  1. Passov E.I. Kommunikativnyi metod obucheniya inoyazychnomu govoreniyu: Posobie dlya uchitelei inostr.yaz. – M.: Prosvescheniye, 1985. – 208 s.
  2. Angliyskiy yazyk. Kniga dlya uchitelya. 7 klass : posobie dlya obscheobrazovat. organizatsyi / [V.P. Kuzovlev, N.M. Lapa, E.Sh. Peregudova i dr.]. – M.: Prosvescheniye, 2014. – 288 s.
  3. Angliyskiy yazyk. 7 klass: uchebnik dlya obscheobrazovat. uchrezhdeniy / [V.P. Kuzovlev, N.M. Lapa, E.Sh. Peregudova i dr.]; Ros. akad. nauk, Ros. akad. obrazovaniya, izd-vo “Prosvescheniye”. – 11-e izd, pererab. — M.: Prosvescheniye, 2011. – 252 s.
Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.