«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

МНОГОЯЗЫЧИЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ. РЕАЛИИ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Четверг 5 ноября 2020

В современных условиях развития экономики и социальной сферы Российской Федерации и изменяющихся мировых экономических и социально-политических процессов, результатов научно-технического прогресса необходимы дальнейшее совершенствование и развитие системы образования Российской Федерации. Согласно указу, подписанному президентом РФ Владимиром Путиным, к 2030 году Россия должна войти в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования.

Повышение качества образования невозможно без изучения в школах Российской Федерации двух и более иностранных языков. Многоязычие не только помогает установить и развивать контакты между людьми и народами, но и способствует овладению разноплановой информации, без которой невозможно полноценное, многогранное, личностное развитие человека.

 

 

Автор: Гребенюков Сергей Геннадиевич, методист Центра лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение»

 

 

 

 

Знание одного иностранного языка уже не является чем-то особенным и считается скорее обязательным. Современный многоязычный мир требует знания 2–3 иностранных языков. Рано или поздно перед учащимся встаёт вопрос, какой иностранный выбрать в качестве второго.

Все чаще учащиеся выбирают немецкий язык. И это неудивительно, ведь немецкий язык является одним из самых распространённых языков в Европе. Кроме того, Россия и Германия – давние партнёры в сфере экономики, образования, науки и культуры, поэтому знание немецкого открывает большие карьерные перспективы.

В основном изучать немецкий язык как второй иностранный школьники начинают, уже владея базовыми знаниями английского, которые можно и нужно использовать при изучении немецкого языка. Немецкий и английский языки относятся к одной языковой группе, группе германских языков, и поэтому в них прослеживаются фонетические, лексические и грамматические сходства. Эти сходства могут существенно помочь в изучении немецкого языка после английского в качестве первого иностранного. Так, в УМК серии «Горизонты» („Horizonte“) применяется принцип сопоставления двух языков: самостоятельно выявляя их сходство и различия, учащиеся легче запоминают и усваивают материал.

УМК серии «Горизонты» („Horizonte“) предназначены для изучения немецкого языка как второго иностранного, начиная с 5 класса. УМК состоит из двух линий: для 5–9 и 10–11 классов. К концу 11 класса учащиеся имеют возможность овладеть языком на уровне B1 Общеевропейских компетенций владения иностранным языком. Серия «Горизонты» – это совместный проект издательств «Просвещение» и Cornelsen (г. Берлин). УМК созданы интернациональным авторским коллективом.

Главная цель УМК – развитие коммуникативной компетенции, т. е. умения общаться на иностранном языке. Благодаря богатому страноведческому материалу у школьников формируется представление о культуре, истории, менталитете другого народа, что, в свою очередь, положительно отражается на развитии личности и расширении кругозора. В качестве мотивационного фактора в учебниках выступают разделы для рефлексии, позволяющие учащимся самостоятельно оценить свои успехи по итогам пройденной главы и проверить, все ли цели обучения достигнуты.

В 9 и 10–11 классах большое внимание уделяется подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, которая реализуется за счёт большого количества заданий в формате ОГЭ/ЕГЭ и специального раздела Prüfungsvorbereitung (в 10–11 классах).

Учебники линии «Горизонты» входят в Федеральный перечень учебников от 20 мая 2020 г. (Приказ №254).

Широкое распространение в школе получил и французский язык. Этот интерес вполне объясним, ведь русская и французская культура всегда были близки друг другу. Эта глубокая взаимосвязанность остаётся с нами и сегодня. Учащиеся (а зачастую – их родители) выбирают французский язык ещё и потому, что это один из прекраснейших языков мира, который впитал в себя красоту и гармонию, высокую культуру, богатейшее духовное и историческое наследие Франции. Кроме того, одной из причин изучения французского языка стала его распространённость в разных странах, а также тот факт, что французский язык, помимо английского, является официальным языком международных организаций в сфере бизнеса, современных технологий, спорта и др. Наряду с английским и немецким языками, он является одним из трёх официальных рабочих языков Евросоюза и одним из рабочих языков ООН.

Результатом сотрудничества издательства «Просвещение» и французского издательства CLE International стали два учебных курса по французскому как второму иностранному языку – линии «Синяя птица» и «Встречи».

Учебники линии «Синяя птица» и линии «Встречи» входят в Федеральный перечень учебников от 20 мая 2020 г. (Приказ №254).

Наиболее популярная линия учебно-методических комплектов по французскому языку – это линия «Синяя птица» («L’oiseau bleu»), адресована учащимся, начинающим изучать французский с 5 класса в качестве второго иностранного языка.

Настоящий курс ставит перед собой интегративную цель – формирование коммуникативной компетенции, проявляющейся в способности и готовности учащихся к межкультурному взаимодействию в самых разных ситуациях общения, а также развитие личности каждого учащегося посредством изучения иностранного языка. Методическая концепция курса предполагает тесную взаимосвязь прагматического и культурологического аспектов содержания с решением задач образовательного и воспитательного характера.

Другой, не менее популярный, курс – это учебно-методические комплекты линии «Встречи» («Rencontres»), которые предназначены для обучения французскому как второму иностранному языку начиная с 7 класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В данном случае стратегической целью обучения французскому языку как второму иностранному является дальнейшее развитие у учащихся способности к межкультурному общению, что предполагает формирование положительного переноса знаний, умений и навыков, полученных при изучении первого иностранного языка (английского, немецкого, испанского) в область изучения второго иностранного языка. Особое звучание приобретает способность понимать различия и общность своей культуры, культуры народов, чей язык изучался первым и культуры франкоязычных стран. Данные УМК отличаются современной методической концепцией, оригинальной подачей материала, четкой структурой уроков. Как всегда, большое внимание авторы уделяют социокультурному компоненту в формировании личности учащегося. Знакомство с географией, историей, архитектурой, живописью, поэзией, музыкой Франции, с её обычаями и традициями является неотъемлемой частью учебников по французскому как второму иностранному языку линии «Встречи». Разнообразный речевой материал, на котором строятся диалоги, современные тексты, коммуникативные задания – всё это позволит не только развивать мышление и память учащихся, но и формировать их эстетический вкус, творческие способности.

Расширяется количество школ, где в качестве второго языка изучается испанский язык. Изучение испанского языка и испанской культуры в России имеет глубокие корни. Особой магией Испания и Латинская Америка привлекали многих великих россиян, среди которых Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, А. А. Блок, Н. А. Римский-Корсаков, М. И. Глинка и многие другие. Толчком к преподаванию испанского языка в российских школах послужила революция на Кубе. В дальнейшем укрепление связей между Россией и Латинской Америкой способствовало распространению испанского языка, увеличивая возможности практического применения этих знаний.

Прекрасно зарекомендовал себя учебный курс «Завтра» („Mañana“), созданный совместно с испанским издательством Anaya.

Его отличают, прежде всего, прагматичность подачи материала и его направленность на развитие коммуникации в ситуациях повседневного общения. Отправной точкой структурирования лексического материала является личность ученика. От знакомства с ним, расширяясь в каждом тематическом разделе, развивается изучение необходимых языковых средств и техник общения на элементарном уровне в рамках тем и ситуаций повседневной жизни.

Учебники линии «Завтра» входят в Федеральный перечень учебников от 20 мая 2020 г. (Приказ №254).

Отдельно хочется выделить китайский язык. Число изучающих его в качестве второго иностранного языка постоянно растёт. Ведь из всех существующих ныне на Земле цивилизаций, китайская является наиболее древней, а китайский язык – одним из древнейших языков. Рост популярности китайского языка среди россиян обусловлен тем, что Китай является крупнейшим соседом России и имеет богатую историю культурных и торговых связей с нашей страной. Знание китайского языка и культуры Китая является преимуществом выпускников на современном отечественном и международном рынке труда. К тому же оно служит углублению экономического, культурного сотрудничества между Россией и Китаем и укреплению дружбы между народами наших стран.

Для тех, кто мечтает освоить этот удивительный восточный язык и интересуется историей и культурой Востока, издательством «Просвещение» совместно с издательством «Народное образование» (Китайская Народная Республика) создана предметная линия учебников «Время учить китайский!» для 5–11 классов.

В курсе нашли отражение традиционные подходы и современные тенденции российских и зарубежных методик обучения иностранному языку. Отличительными особенностями УМК являются модульное построение учебника, наличие аутентичного материала о России, целенаправленная подготовка учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, формирование критического мышления. Материалы учебника способствуют достижению планируемых результатов обучения.

В основе УМК «Мой выбор – английский!» лежит целостный подход в обучении. В нем собраны актуальные тексты на основе тем, соответствующих возрасту и интересам учащихся. На страницах учебников можно найти нетривиальные материалы по написанию презентаций и проектов, большое количество заданий для самопроверки и систематического повторения изученного материала, что позволяет активизировать использование лексических единиц и структур в значимых ситуациях

Любой из этих языков в качестве второго иностранного станет отличным выбором и будет дополнительным плюсом к достижениям учащихся, а издательство «Просвещение» всегда готово помогать, чтобы изучение второго иностранного языка стало более эффективным, вызывало интерес учащихся и мотивировало их.

Учебники линии «Мой выбор английский!» для 511 классов входят в Федеральный перечень учебников от 20 мая 2020 г. (Приказ №254).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты
  2. Письмо Министерства Просвещения РФ от 4 декабря 2019 года № 04-1375 «Об изучении языков в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
  3. Приказ Минпросвещения России от 6 июля 2020 г. №342 «О внесении изменения в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 мая 2020 года № 268 «О признании утратившими силу приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и приказов Министерства просвещений Российской Федерации о внесении изменений в указанный приказ»
  4. Электронный журнал «ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ. СОКРАЩАЯ «АЛЬФАБЕТИЗАЦИЮ» 
  5. Проблемы преподавания второго иностранного языка в средней школе
  6. Второй иностранный язык? Выбор очевиден!
  7. Обучаем китайскому языку: из опыта учителя Российской Федерации
  8. Обучаем французскому языку: из опыта учителя Российской Федерации
  9. Обучаем испанскому языку: из опыта учителя Российской Федерации
  10. Обучаем немецкому языку: из опыта учителя Российской Федерации

 

Комментарии закрыты.