«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ЧТЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИЕМ КОЛЛАЖИРОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Среда 9 декабря 2020

Ведущей идеей представляемого педагогического опыта является выявление эффективных способ работы с текстом и их применение на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Использование приема коллажирования при работе с текстом позволяет развивать умения читать текст с пониманием основного содержания. А также использовать творческий способ контроля понимания прочитанного, избегая заданий на перевод.

 

 

Автор: Капоткина Наталья Юрьевна
Место работы: МБОУ г.о. Тольятти «Школа с УИОП №47 имени М.В. Демидовцева»
Должность: учитель английского языка высшей квалификационной категории

 

 

 

 

Всем известно, что письменность появилась намного позже, чем наскальная живопись, которая изображала быт, и знания древнего человека. С появлением письменности текст стал основным средством передачи информации, но изобразительное искусство не сдало своих позиций, оно до сих пор передает нам чувства и замысел автора. Так что будет, если объединить эти два вида искусства: изобразительное и словесное?

Чтение является фундаментом всех универсальных учебных и предметных действий. А текст — это основной носитель информации и знаний. Он является самым доступным источником, написанный на изучаемом языке, поэтому большинство заданий в учебниках иностранного языка да и других предметов связано именно с ним.  Но, как сделать так, чтобы на уроке дети меньше тратили время на поиск слов в словаре, читали текст не поверхностно, а вчитывались в него, понимали и могли его пересказать. В этом мне помогло моё художественное образование. Я вспомнила, как мы создавали коллажи. Не все умеют рисовать, но создать коллаж по силам каждому.

В преподавании английского языка, также существует прием коллажирования. И тогда я поняла, задания к тексту могут быть направлены на личность самого ребенка. Наиболее значимыми работами по данному приему считаются труды Б.Д. Мюллер, М. Зикманн, в отечественной методике Н.Д. Гальскова, Н.П. Грачева, В.С. Красильникова и др. Но все они используют коллаж, для раскрытия одного понятия, а не для понимания и трансформации всего текста. Кроме того в их трудах не рассматривается данный прием в качестве самостоятельной работы обучающегося с текстом. [1,27]

Коллажирование — это построение образно-смыслового коллажа путем преобразования частей текста. Коллаж — это средство зрительной наглядности, представляющее собой образное, фиксированное с помощью языковых и неязыковых средств отображение информации. Кроме того я разработала свою собственную классификацию коллажей.

По структуре:

  1. Аппликационный
  2. Ресурсный
  3. Творческий
    • Условно-свободный
    • Творческий

По технике исполнения:

  1. Бумажный
  2. Электронный

А теперь рассмотрим на примерах каждый вид в отдельности.

Аппликационный коллаж

При создании аппликационного коллажа конечный результат будет иметь у каждого обучающегося схожий вид, то есть легко спрогнозировать результат работы. Вариативность данного вида очень мала, в основном она проявляется в месторасположении элементов, редко в цветовом решении.

Такой вид можно применять для проверки навыков обучающихся, либо когда необходимо точное понимание всего текста.

Рассмотрим пример.

 

В начальной школе дети знакомятся с лексикой по теме: «Школьные принадлежности» (Английский язык. 3 класс. Spotlight 3. Учебник. Быкова Н.И., Дули Дж., стр. 10)

 

 

 

 

1.Каждый получает лист с изображением различных предметов. Изучают слова, называя каждый предмет по отдельности.

 

2. Затем раскрашивают их, демонстрируют классу, называя предмет и его цвет. Идёт работа со словосочетанием.

3. Дети вырезают предметы и наклеивают их в таблицу. Здесь начинается работа с предложениями, основанными на выражениями  I have got… и  I have not got… Каждый ребенок рассказывает о том, какие предметы и какого цвета у него есть или отсутствуют.

Результатом становится коллаж, который дети покажут дома родителям и вспомнят всё, что они проходили на уроке.

Ресурсный коллаж

При подготовке заданий с использованием этого вида необходимо не только продумывать задания, но и подготовить ресурсы (заготовки, шаблоны, вырезки и т.п.). Коллаж становится более вариативным, то есть ребенок сам определяет месторасположение, цветовую гамму, набор необходимых элементов, дополняет его собственными элементами и определяет внешний вид и/или стиль.

 

Рассмотрим на примере текста «Большой Барьерный Риф» (Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И. В. и др. Spotlight Английский язык. 10 класс, стр. 75)

 

 

 

 

Задание Ресурсы
1 Прочтите текст, озаглавьте  его  и оформите заголовок на коллаж. ·           лист плотной бумаги формата А3,
·           цветные карандаши и/или фломастеры
2 Заполните таблицу необходимой информацией и приклейте ее на коллаж

 

·           клей
·           таблица

3 Найдите в тексте правила по защите рифа, используя заготовки, создайте для каждого правила свой знак. Разместите знаки на коллаже.

 

·           шаблоны знаков
·           иллюстрации

4 Выберите из текста 5 новых слов, выпишите их на коллаж, проиллюстрируйте. ·           цветные карандаши и/или фломастеры
5 Прочтите текст еще раз, выделите важную, по вашему мнению, информацию и перенесите ее на коллаж, используя иллюстрации и/или текстовые вставки

·           цветные карандаши и/или фломастеры
·           иллюстрации

6 Презентуйте свой коллаж  классу,  перескажите текст и выскажите свое мнение, почему важно и как охранять Большой Барьерный риф.

Посмотрите на работы детей, набор элементов, текст и задания — одинаковые, а результат хоть и имеет схожий вид, все равно отличается. Обучающиеся смогли выстроить свою логическую цепочку ассоциации, кроме того по этим работа можно узнать о характере ребенка.

 

Условно-творческий коллаж

Условно-творческий коллаж это чаще всего задания из раздела “Portfolio”, когда необходимо сделать доклад по теме. Условно — означает, что детям оговариваются возможные компоненты и/или дается шаблон и/или программа, в которой необходимо его выполнить.

 

Так для коллажа слева были оговорены компоненты коллажа (линейка времени, анкета и т.д.), а также информация, которую необходимо осветить (Spotlight 8 Английский в фокусе 8 класс. Учебник. Ваулина, Дули, стр. 49).

 

 

 

 

Справа коллаж, выполненный в программе ВОРД, детям была предоставлена таблица (Английский язык. 9 класс. Spotlight. Английский в фокусе Ваулина Ю.Е., Дули Дж., стр. 39)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свободно-творческий коллаж

Исходя из названия, дети не ограничены не в ресурсах, не в оформлении, такой вид чаще всего применяется в качестве проектной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с коллажем не заканчивается на его создании. Возможны следующие виды работ с конечным продуктом:

  • Беседа по содержанию
  • Защита проекта
  • Дискуссия
  • Пересказ
  • Создание собственной истории

Важным преимуществом данного способа работы можно назвать вовлечение всех детей вне зависимости от их способа восприятия информации.  Кроме того, я заметила, что проекты детей изменились, это уже не просто распечатанные страницы из Интернета, а творчество, значит, ребенок провел это время дома, не сидя перед экраном, а творил, мечтал и фантазировал.

Свой педагогический опыт считаю целесообразным представить в информационной карте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Казанский вестник молодых ученых Традиции и инновации в методике преподавания иностранных языков «КОЛЛАЖ КАК АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Ю.А. Макковеева, 2018, том 2 № 5 (8)

Комментарии закрыты.