«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СПО В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТАМИ WORLDSKILLS INTERNATIONAL

Четверг 11 марта 2021

В данной статье рассматривается роль стандартов  WorldSkills International  при обучении иностранному языку  студентов СПО и их важность в профессиональной подготовке современного специалиста.

 

 

Автор: Бичегкуева Регина Владимировна
Место работы: ГБПОУ Иркутской области Иркутский Техникум Машиностроения им. Н.П.Трапезникова
Должность: преподаватель иностранного языка

 

 

 

Для получения специалистов, соответствующих всем современным требованиям необходимо обучаться, повышать квалификацию, стажироваться с учетом этих требований. Для улучшения взаимодействия между работодателями, работниками (специалистами) и образовательными организациями были разработаны профессиональные стандарты, которые содержат требования к специалисту в Российской Федерации. Мировые тенденции в развитии той или иной профессиональной профессии отражены в  требованиях  движения  WorldSkills International, обучение  по которым дает возможности для развития как общих, так и узких компетенций. Образовательная организация реализует образовательные программы в соответствии с ФГОС, значит, содержание ОПОП разработанное должно быть ориентировано на содержанием профессионального стандарта и требований WS.

Участие в Чемпионатах профессионального мастерства дает возможность выпускникам техникума повысить свою профессиональную компетенцию. Эффективная система профессионального образования WorldSkills не вызывает сомнений. WorldSkills — это не только проведение соревнований, это и взаимодействие между участниками и экспертами, а также общение участников конкурса между собой на соревновательной площадке. Принимая участие в конкурсе, студент может проявить свой инновационный подход, проявить талант, мобильность, научиться изобретать новые изделия.

Победа на международных соревнованиях по стандартам WorldSkills складывается из множества составляющих: программы тренировок, современного оборудования, работы с экспертами, разбора ошибок и постоянной практической отработки заданий. Но есть еще одна важная составляющая победы – знание английского языка.

В данной статье мне бы хотелось поделиться опытом обучения студентов английскому языку в соответствии с требованиями международного профессионального экзамена WorldSkills. Используемые мною учебные пособия позволяют:

— узнать технические термины в профессии
— читать и понимать инструкции к  оборудованию
— быть в курсе всех  современных трендов в профессии
— принимать участие в международных профессиональных конкурсах
— общаться с англоговорящими коллегами
— поделиться своим опытом работы
— рассказать о истории возникновения и развития выбранной профессии

В число популярнейших профессий, по которым проводятся соревнования чемпионатов WorldSkills, входят парикмахерское искусство, ремонт и обслуживание легковых автомобилей, сварка.

Развитие транспортной промышленности и внедрение новых технологий требует знания английского языка: документы, технические паспорта, инструкции написаны на английском языке. Для перевода требуется понимание терминологии: названия оборудования и технологий.

Для эффективного проведения занятий  и для подготовки конкурсантов  согласно стандартам WorldSkills по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» обучение английскому языку строю  на основе учебных  пособий «Mechanics» автора Jim D. Dearholt, издательство Express Publishing

Серия Career Paths “Mechanics” состоит из трех основных модулей, соответствующим 3 уровням сложности: Elementary (Book 1), Pre-intermediate (Book 2), Intermediate (Book 3). В пособии представлены все темы, лексика которых входит в Техническое задание отборочного тура. Так, Книга 1 имеет разделы «Ручные и электроинструменты», «Основы механики» и «Основы автодела». Книга 2 – «Четырехтактный двигатель» и «Системы автомобиля». Книга 3 –« Устранение поломок и проблем», «Электричество», «Гибридные авто», «Тяжелое машиностроение», «Ремонт рамы автомобиля ».

Каждый параграф включает в себя:

— активная лексика  и предтекстовое упражнение с 2-3 вопросами по теме занятия.

— Аутентичный текст (е-мейл, статья с сайта, вырезка из газетной статьи, ведомость и т.д.) с аудиозаписью, начитанной носителем.

— Три  послетекстовых лексических упражнения по типу mark the following statements as true (T) or false (F), Match the words (1-6) with the definitions (A-F), Place the words and phrases from the word bank under the correct heading.

— Упражнения на аудирование – к учебнику прилагается аудиодиск с записями диалогов, что позволяет отработать  языковые  навыки в контексте реальных рабочих ситуаций.

— Задания, направленные  на развитие  устной речи.

— Задание для формирования письменных навыков для ведения деловой переписки, составления резюме, рекламного буклета и пр.

Профессиональная лексика по данной специальности включает в себя большое количество названий инструментов, деталей и узлов автомобиля. Большим плюсом данного пособия является обилие иллюстраций.

Каждый параграф включает в себя 25-30 лексических единиц профессиональной лексики и  лексики, необходимой для  делового общения .

В современном мире сварка – один из наиболее распространенных технологических процессов. Трудно назвать какой-либо другой процесс, который бы развивался с такой же интенсивностью.

Решение множества важнейших технических проблем связано с необходимостью получения сварных соединений толщиной от сотых долей миллиметра до нескольких метров и работой в различных условиях, в том числе и экстремальных: в космосе, под водой, в агрессивных средах.

Сварщик – одна из востребованных профессий на современном рынке труда. Для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) необходима. Для реализация образовательной программы в рамках стандартов WSI использую  учебник Английский язык для сварщиков. English for Welders. Данное учебное пособие,  подготовленное  в соответствии с требованиями ФГОС СПО  я использую для обучения студентов по профессии 15.01.15 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))».

Учебник рассчитан на уровень языковой подготовки Elementary А2. Логично выстроенная система учебника, разнообразные упражнения и визуальное оформление направлены на развитие навыков устной, письменной речи и чтения литературы по специальности на английском языке, овладение коммуникативными и профессиональными компетенциями. Отличительной особенностью данного учебника является наличие приложения, которое содержит материал для подготовки к международному конкурсу WorldSkills, а именно:

  • Правила конкурса. Основные понятия (WS)
  • Разговорный английский в  WorldSkills
  • Словарь терминов
  • Примеры заданий(WS)

Также хотелось бы поделиться интересным опытом проведения занятий по английскому языку  в нестандартном формате, а именно урок английского языка в рамках учебной практики по профессии 43.01.02  «Парикмахер» с учетом требований и стандартов WorldSkills. Данная форма занятия позволяет проявить профессиональные навыки, применять знания иностранного языка, подготовиться к участию в чемпионате WorldSkills и развивать стрессоустойчивость. Для реализации такого урока нам понадобятся:

— мастер производственного обучения, который будет играть роль главного эксперта;

—  6 экспертов, которые будут ставить объективную оценку конкурсантам;

— 3  эксперта, которые будут ставить субъективную оценку, технический эксперт – регулирует работу на площадке, устраняет неисправности, решает общие вопросы;

— участники, выполняющие конкурсные задания.

Подобный формат занятий позволяет:

—  преподавателю иностранного языка  реализовать занятие в рамках учебной практики с отработкой терминологии по определенной теме;

— мастеру производственного обучения увидеть занятие УП и обучающихся с другой стороны, оценить их подготовку к участию в чемпионатах европейского и мирового уровня.

— обучающимся  почувствовать себя в роли конкурсантов и экспертов, проверить овладение профессиональными навыками усовершенствовать свой уровень владения иностранным языком.

Структура урока включает в себя следующие этапы:

1) Организационный момент

2) Работа с лексикой по теме «Моя профессия».

3) Инструктаж обучающихся. Health & Safety Policy

4) Распределение ролей на занятии.

5) Творческое задание. Задание для данного занятия взято из раздела «Конкурсная документация» сайта worldskills.ru.

Также на данном этапе преподаватель вместе с мастером производственного  обучения (выступающий главным экспертом) знакомит обучающихся (конкурсантов) со штрафными баллами, которые начисляются за нарушение какого-либо пункта.

6) Этап оценивания работ.

7) Подведение итогов урока.

8)  Домашнее задание.

9) Завершение урока

Все этапы  должны осуществляется только на английском языке.

Данный вид занятия позволяет отработать профессиональную лексику парикмахеров, выполнить хотя бы один из этапов конкурсного задания, поменяться ролями в группе.

Исходя из  вышесказанного, можно сделать вывод, что внедрение WorldSkills в систему среднего профессионального образования должно быть обязательным, так как нынешнее время требует компетентных специалистов с разносторонне развитыми профессиональными навыками. А обучение иностранному языку является одним из важных факторов в профессиональной подготовке современного специалиста.

 

Литература:

  1. Агеева Е. А. Английский язык для сварщиков. English for Welders, Издательство: Академия , 2018 , стр. 240.
  2. Матвеева Н. В., Преподавание английского языка для специальных целей в свете развития движения World Skills.// sdo.rea.ru›cde/conference/20/file.php
  3. Worldskills international официальный сайт //worldskills.org
  4. Jim D. Dearholt Career Paths Mechanics , Издательство: Express Publishing, 2012, стр.79.

Комментарии закрыты.