«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ДАЛЬНОВИДНЫЙ ВЕДУЩИЙ КОНСТРУКТОР И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМАНДА УМЕЛЫХ МАСТЕРОВ

Четверг 10 июня 2021

«Собраться вместе — это начало; оставаться вместе — это прогресс; работать вместе — это успех». (“Coming together is a beginning; keeping together is progress; working together is success”). Это высказывание принадлежит известному американскому промышленнику и изобретателю Генри Форду. Правильность этого тезиса не вызывает сомнений, но применительно к нашему авторскому коллективу хочется добавить: ничто не происходит само собой и для запуска любого проекта, предполагающего коллективный труд, нужен организатор, руководитель, лидер.

 

 

Авторы: авторский коллектив под руководством В.П. Кузовлева —
Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Кобец, О.В. Стрельникова, С.А. Пастухова

 

Когда в 1991 году Е. И. Пассов, заслуженный деятель науки, доктор педагогических наук, профессор, наш Учитель, создал Центр иноязычного образования, Владимир Петрович Кузовлев возглавил кафедру учебников английского языка, с которой собственно и начался творческий путь нашего авторского коллектива. Именно под руководством В. П. Кузовлева нам удалось воплотить в жизнь научные идеи Е.И. Пассова, создав предметную линию УМК по английскому языку для средней школы, которая более 20 лет входит в Федеральный Перечень учебных изданий, выдержала десятки переизданий и широко используется во всех регионах РФ.

Е.И. Пассов был научным руководителем нашего авторского коллектива. Он считал, что воплотить идею не менее сложно, чем её придумать, и для этого нужен «дальновидный ведущий конструктор и профессиональная команда умелых мастеров». Таким ведущим конструктором стал В.П. Кузовлев, ученик и соратник Е.И Пассова, а в его команду вошли, в основном, его бывшие ученики и единомышленники — люди, знающие своё дело, связанные единой целью и умеющие эффективно взаимодействовать друг с другом.

Как руководитель Владимир Петрович принимает основные решения, разрабатывает стратегию нашей работы, конкретизирует цели и задачи, направляет и координирует усилия нашего коллектива на достижение целей. Владимир Петрович мотивирован на достижение результата и обладает способностью мотивировать каждого члена коллектива на достижение общих целей. Владимиром Петровичем хорошо изучены сильные и слабые стороны каждого члена нашей команды, и никто не получит задание, которое ему не под силу. Напротив, Владимир Петрович распределяет задания таким образом, что каждый член команды выполняет ту часть совместной работы, которую он не только может, но и хочет выполнить. Учёт индивидуальных интересов, предпочтений, умений и возможностей каждого члена команды — это, пожалуй, одно из главных достоинств Владимира Петровича как руководителя и ведущего автора нашего коллектива. Это неудивительно, т.к. изучению вопроса индивидуализации была посвящена его кандидатская диссертация («Индивидуализация обучения иноязычной речевой деятельности как средство создания коммуникативной мотивации: на материале обучения говорению на английском языке в средней школе»). А воплощённая в учебниках разработанная Владимиром Петровичем технология индивидуализированного обучения иноязычному общению (методическая характеристика класса, индивидная, субъектная и личностная индивидуализация, памятки как средство развития учебных умений и универсальных учебных действий и др.) на наш взгляд является одной из отличительных особенностей нашей линии УМК.

Как ведущий автор Владимир Петрович больше других членов авторского коллектива занимается продвижением наших УМК. Он часто выезжает в различные регионы РФ для проведения авторских курсов, лекций, семинаров и мастер — классов. Владимир Петрович устанавливает и поддерживает контакты с большим количеством людей: учителями, методистами, представителями разных сообществ, имеющих отношение к сфере образования. Он поддерживает эти связи не только потому, что обязан, а потому что ему это по-настоящему интересно. Наряду с «выездными сессиями» Владимир Петрович регулярно проводит онлайн конференции и вебинары.

Для Владимира Петровича, как руководителя, важнее результат, чем пресловутая организация труда, при которой люди приходят на работу каждый день, работают в строго отведённое время и уходят. Мы работаем по своему собственному графику, т.к. Владимир Петрович доверяет каждому члену нашей команды и знает, что мы приложим все усилия, чтобы наилучшим образом и в срок сделать то, что нам было поручено.

В нашем коллективе ходит шутка о двух вариантах, т.е. предлагая на рассмотрение какое-то задание или какой-то проект Владимир Петрович обычно говорит: «У нас есть два варианта решения этого вопроса». Затем он выслушивает наши предложения, просит обосновать, оценивает их и принимает решение уже с учётом наших мнений. Благодаря такому демократичному стилю руководства, в нашем коллективе царит атмосфера открытого и конструктивного диалога. Каждый член нашей команды может свободно предлагать свои идеи и высказывать критические замечания. Применительно к нашему коллективу как нельзя лучше подходит остроумное замечание Б. Ушеренко: «Коллектив авторов — мозги в складчину».

В принципе, наш авторский коллектив можно сравнить с оркестром. Мы — коллектив профессионалов, «играющих на различных инструментах во главе с дирижёром». Ведущий автор, как и дирижёр, является главным человеком в оркестре. Он руководитель и учитель, который подсказывает каждому «музыканту» как играть. При создании каждого УМК мы «репетируем» индивидуально, потом обсуждаем черновые варианты и соотносим своё «исполнение» сначала с «первой скрипкой», которая задаёт «тон и основную мелодию», а уже потом демонстрируем свою работу «дирижёру», который доводит звучание до совершенства.

Прочитав статью, кто-то может подумать, что Владимиру Петровичу повезло с коллективом, членами которого являются «первая и вторые скрипки», добросовестные и дисциплинированные люди, которые трудятся на благо общего дела и переживают за результат. Но, поразмыслив, нужно признать, что такой профессиональный коллектив нужно было собрать, организовать, научить, мотивировать на совместную деятельность, умело направить и настроить на успех. С одной стороны, как говорил Хэлфорд Эдвард Лаккок (Halford Е. Luccock): «Никто не может насвистывать симфонию, нужен весь оркестр, чтобы её сыграть» (No one can whistle a symphony. It takes an orchestra to play it.). Но, с другой стороны, и оркестр не может достойно сыграть симфонию, если им не будет руководить дирижёр.

Биография Владимира Петровича Кузовлева, как её видим мы – его коллеги и соратники.

Владимир Петрович родился 10 июня 1951 года в селе Кузовлево Лев-Толстовского района Липецкой области. Когда он родился, в семье уже было два сына, Валерий и Олег, через несколько лет на свет появился и четвёртый брат, Сергей. Мама учительствовала в начальной школе, а папа был ветеринаром. Сельская интеллигенция, говорили тогда. Кузовлево, известное с конца XVII века как деревня Кузовлево, стало селом, когда там в конце XIX века была построена церковь Георгия Победоносца. В середине XX-го века село было небольшим, но живописным, однако в Кузовлево тогда действовала только начальная школа, поэтому семья переезжает в районный центр, посёлок Лев-Толстой. Это бывшая станция Астапово. Помните историю побега Л.Н. Толстого из Ясной Поляны в 1910 году? Станция Астапово и квартира начальника станции Ивана Ивановича Озолина стала его последним пристанищем. И с 1918 года и станция, и посёлок носят имя великого писателя. Все сыновья Кузовлевых и окончили Лев-Толстовскую среднюю школу. А Владимиру Кузовлеву в 1968 году вручили вместе с аттестатом зрелости и серебряную медаль. Братья Кузовлевы являют собой честь и славу и села Кузовлево, и посёлка Лев-Толстой. У каждого из братьев есть учёные степени и звания, они занимают достойные должности, но у каждого из них есть нечто общее, а именно — главное дело жизни. Валерий Петрович, профессор и доктор наук, посвятил жизнь развитию Елецкого пединститута и преобразовал его в Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. Олег Петрович, доктор медицины, хирург, возглавляет медицинский центр в Москве. Сергей Петрович, тоже хирург, кандидат медицинских наук, работает в Калининграде. А у Владимира Петровича главным делом жизни стало создание учебников английского языка.

Увлечение английским языком привело юного выпускника школы в Елецкий государственный педагогический институт на факультет иностранных языков, где он учился с большим рвением и упорством. И окончил бы Елецкий пединститут, если бы в 1970 году в одночасье весь факультет иностранных языков волевым решением обкома партии не перевели в Липецк. Переехал в Липецк и практически весь преподавательский состав со всеми чадами и домочадцами. Таким образом факультет влился в состав Липецкого государственного педагогического института. А в 1971 году в Липецк приехал Е.И Пассов, который своими идеями и энергией увлёк преподавателей и студентов факультета, в том числе студента Кузовлева, и для некоторых из них методическая школа Пассова стала школой жизни, в том смысле, что они связали свои жизни с методикой преподавания иностранных языков. И Владимир Петрович, окончив ЛГПИ в 1973 году, влился в состав преподавателей факультета иностранных языков в качестве преподавателя методики. В 1974-75 годах преподаватель Кузовлев служил в Советской армии в Воздушно-десантных войсках, а после службы вернулся к педагогической деятельности. Затем последовала работа над кандидатской диссертацией и её защита. В общей сложности Владимир Петрович проработал в ЛГПИ больше 30 лет, до 2004 года. Но для коллег и соратников профессора Кузовлева важнее другие даты. 1990 год – год создания кафедры учебников английского языка в составе Центра иноязычного образования при ЛГПИ, которую он возглавил, эта дата начинает долгий путь учёбы и деятельности собранного им коллектива. После закрытия Центра Владимир Петрович сохранил авторский коллектив. По заказу Министерства образования РФ и издательства «Просвещение» под его руководством были созданы учебники английского языка нового поколения для средней школы. Коллектив сотрудничает с издательством «Просвещение» с 1994 года, это сотрудничество продолжается и поныне.

Владимиру Петровичу не чужда и общественная работа. Его и его братьев беспокоит судьба малой Родины, а именно, села Кузовлево и посёлка Лев-Толстой. В Льве-Толстом они бывают часто, принимая участие в поселковых мероприятиях, там жили родители, там они похоронены. Село Кузовлево не исчезло в вихрях конца XX и начала XXI века. Там и сейчас живёт более восьмисот человек. Есть сельскохозяйственное предприятие, детский сад, дом культуры и школа-девятилетка. Братья Кузовлевы серьёзно материально поддержали капитальный ремонт местной школы. Ведь они начинали учиться в ней, там и их мама работала. И церковь … Что делает деревню селом? В Кузовлево — это церковь Георгия Победоносца. Инициатором её восстановления был М.В. Кузовлев, однофамилец братьев. Михаил Владимирович со товарищи взялся за разрушенный годами забвения храм, который выглядел вот так:

 

 

 

 

 

 

 

Таким был храм после возвращения в лоно Епархии.

Братья Кузовлевы присоединились к восстановлению храма, вкладывая и свои средства, и привлекая спонсоров. Они находили специалистов и рабочие руки. Вот таким предстал храм в день его освящения.

Храм построен, дети выросли, получили образование и разлетелись из гнезда. Антон и Екатерина живут в Липецке, Антон работает в городской администрации, Екатерина преподаёт английский язык в школе. Анастасия с раннего детства стремилась стать ветеринарным врачом (помните, дедушка Кузовлев был ветеринаром?) и стала им, защитила диссертацию, работает в Нидерландах. У всех троих свои семьи и дети. У всех крепкая связь с отцом. Владимир Петрович всегда ликом светлеет, когда спрашиваешь его о детях и внуках.

Вот, казалось бы, можно оглянуться назад и посмотреть внимательно на достигнутое, но итоги подводить пока не стоит. Нет сомнений, что Владимир Петрович ещё поработает. Ещё будут новые лекции, семинары и конференции, ещё будет работа над новыми пособиями, ещё будут дорабатываться учебники. Жизнь продолжается.

Уважаемые коллеги! Напоминаем, что для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение всего учебного года проводятся авторские вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте. Кроме того, существует возможность посмотреть записи вебинаров в любое удобное для вас время на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ 
в специализированном плейлисте 
УМК «ENGLISH» АВТ. КУЗОВЛЕВ В.П. И ДР.

Комментарии закрыты.