«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ГУМАНИТАРНАЯ СРЕДА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Четверг 8 июля 2021

Интеграционные характеристики межкультурной коммуникации на национальном и международном уровнях инициировали в третьем тысячелетии множество инноваций в системе отечественного образования, в основании которого вопросы полиязычий и поликультур занимают приоритетные позиции в силу их познавательной, развивающей и воспитывающей функций. Языки, эта архи значимая инструментальная составляющая человеческой деятельности, создают то ценностное целостное пространство, которое позволяет расширять границы существования, бытования человека на  ментальном уровне, о чем и пойдет речь в данном опусе. Наряду с позитивными тенденциями в juegos porno interactivos последние десятилетия наблюдаются системные негативные явления, сопровождающие иноязычное образование на разных ступенях и требующие пристального внимания региональной педагогической общественности. Цель данной статьи видится в презентации инновационных тенденций иноязычного образования в аспекте актуализации региональных особенностей повышения уровня общей и языковой культуры обучающихся. На примере инновационных практик показаны некоторые результаты авторского поиска в этом направлении.

 

Автор: Буланкина Надежда Ефимовна, доктор философских и педагогических наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ, всероссийский эксперт при Министерстве Просвещения РФ
Место работы: Новосибирский институт повышения квалификации переподготовки работников образования, кафедра иноязычного образования
Должность: заведующая кафедрой иноязычного образования НИПКиПРО

 

 

 

Автор: Придня Анна Юрьевна, учитель высшей квалификационной категории
Место работы: Экономический Лицей, кафедра иностранных языков,  руководитель дистанционного обучения, sms lån utan inkomst Новосибирск
Должность: учитель английского языка

 

 

 

 

Автор: Арканова Татьяна Анатольевна, доцент
Место работы:  НГУ, кафедра английского языка, доцент
Должность: учитель английского языка МБОУ СОШ №5 р.п. КОЛЬЦОВО

 

 

Приоритетные функции языковой компоненты человеческой ментальности с необходимостью находят отражение и в государственных документах об образовании, и в организационно-содержательном наполнении научно-методического сопровождения образовательных программ языкового образования в целом, составляя методологию и аксиологию современных программных исследований российского иноязычного образования. В философском, научно-педагогическом и методическом дискурсе культурологический подход как важный ценностный аспект образования находит широкое использование [1].

Обращение к литературным источникам и передовым педагогическим практикам в рамках обозначенной темы позволяет отметить некоторые наиболее яркие положительные явления, происходящие в пространстве иноязычного образования и мотивирующие к овладению языками, освоению  иноязычной культуры в целом. Это и  сохранение традиций школ с углубленным изучением иностранных языков для поддержания интереса к полиязыковому/билингвальному образованию, и появление лингвистических классов/школ/центров в общероссийском и региональном пространстве, и создание школ с национально культурной составляющей, включая расширение диапазона изучаемых языков (китайский, итальянский, казахский, татарский и т.д.), и апробация в школах интегрированных курсов культуроведческой направленности на базе вариативности учебных программ и учебно-методических пособий и материалов, и раннее обучение иностранным языкам, и культурный обмен педагогов и школьных коллективов, а также обогащение учебно-методической литературы по иностранным языкам для общеобразовательных организаций и вузов культурно-ориентированной и культуроцентрированной компонентой [2]. Эти наметившиеся в начале третьего тысячелетия тенденции требуют системной поддержки, составив целевое поле данного микроисследования.

В рамках данного опуса хотелось бы представить результат целостного видения и осмысления позитивных результатов многолетней плодотворной деятельности педагогических коллективов учителей иностранного языка Новосибирска и Новосибирской области в аспекте формирования гуманитарной среды воспитательного влияния иноязычного образования учащейся молодежи, проживающей на территории трансграничного региона. Несомненно, думающему и преданному профессии читателю, который регулярно знакомится с материалами нашего журнала, хорошо известна Новосибирская программная стратегия – учить всех, образовывать всех с помощью многочисленных и разнообразных средств иноязычного поликультурного образования. Поликультурное воспитание – это бренд  отечественного образования в стране, где население проживает в обществе разных культур и народов, разных языковых и культурных традиций, при этом ведущими ценностями становятся человек, его семья и окружение, история и география огромной территории России, школа, в которой учился жить и дружить, сама жизнь [3].

Региональный проект «Воспитание поликультурной личности». Поводом к написанию становится событие регионального масштаба, юбилей Детского английского театра гимназии №10, значимость которого трудно переоценить в связи с ежегодным основным мероприятием под названием Talent Show. Это заметное в регионе событие происходило в рамках регионального проекта «Воспитание поликультурной личности», основная цель которого заключается в предъявлении результатов гармонизации взаимодействия субъектов образования, а также сотворчества коллектива учителей и учащихся (конкурсантов и зрителей). В свою очередь, образовательные достижения критериально ежегодно оцениваются через следующие характеристики — правильность интонационного оформления речи, произносительные навыки, артистичность, массовость, эстетичность внешнего вида участников, а также художественное оформление. В рамках научно-методической поддержки региональных инновационных образовательных практик и долгосрочного сотрудничества с гимназией №10 города Новосибирска 18 мая 2021 года кафедра иноязычного образования НИПКиПРО  провела очередное выездное заседание, посвященное 25-летию  Детского Английского театра. По мнению неизменного руководителя театра, Заслуженного учителя России, заместителя директора гимназии В. И. Сухиной, прежде всего, важен вопрос выбора музыкального, поэтического, сценического содержания, организационно-педагогических условий проведения мероприятия, его моделирование и управление с учётом ценностей и культуры, которые закладываются в содержание событийного пространства. Во-вторых, продолжает Вера Ивановна, если наша цель, вслед за Е.И.Пассовым, будет не сугубо учебной (не «умение общаться» или «владение коммуникативной компетенцией»), а образовательной (образование духовно развитого человека), то необходимо позаботиться о том, чтобы раскрыть и реализовать все потенциальные образовательные возможности человека. И наконец, если поймём это, то поймём и главное: «Достижение минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции (как это формулируется, например, в программах) может быть достаточным как цель для курсов иностранных языков, кружков, репетиторских занятий и т. п., но не для образовательного учреждения…», чтобы не получилось — как всегда (Е.И.Пассов). Все присутствующие коллеги, учителя гимназии,  и бывшие ученики гимназии отмечают, что иностранный язык уникален по своим образовательным возможностям. Это не «учебный предмет», а «образовательная дисциплина», обладающая огромным потенциалом, способным внести весомый вклад в развитие человека как индивидуальности. Искомая инновационная образовательная практика региона неоднократно демонстрировалась на Международном и Всероссийском уровне на страницах журналов «Иностранные языки. Просвещение» и «Сибирский учитель», находя поддержку в силу своей воспитательной и социокультурной значимости. 

Региональный проект «Цифровизация учебного процесса» представлен на базе Экономического Лицея, опыт работы которого также неоднократно был представлен в перечисленных выше журналах. Как известно, дети поколения Z (1996-2010 г.р.), рожденные в эпоху Интернета, не представляют свою жизнь без гаджетов, не делят мир на реальный и цифровой, технологии у них «в крови». Это – цифровое поколение Z, представители которого  сосредоточены в большей степени на себе, чем на окружающих их людях. Они нацелены на индивидуальную работу, а не на командную, что мы и должны учитывать в своей работе на уроках в оn-line и off-line. И когда в апреле 2020 года Экономический Лицей вынужден был перейти на дистанционный формат обучения, педагоги  проводят учебную работу с  учетом особенностей поколения Z. Перед кафедрой встает вопрос о выборе платформы, об эффективности использования уже знакомых педагогам платформ, сравнительная характеристика которых была подготовлена Е.В. Охиной, заведующим кафедрой иностранных языков ЛИЦЕЯ.

Используя УМК по английскому языку (под редакцией О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой) в течение семи лет, три года назад лицей впервые начинает использовать в своей работе электронные формы учебников на образовательной платформе LECTA (сайт корпорации «Росучебник» издательства «ДРОФА» и «Вентана-Граф», которые с июля 2019 года  входят в группу компаний «Просвещение»), которые полностью повторяют бумажную форму, имеют встроенные аудиофайлы и возможность проверки заданий. Во время дистанционного обучения уроки иностранного языка были проведены в режиме синхронного обучения на платформе ZOOM. Именно электронная форма учебника позволяла эффективно вести урок, режим «демонстрация экрана» позволял видеть задания в учебнике и слушать комментарии одноклассников, вместе выполнять задания. Вспомните тот период времени! Что доставляло наибольшую сложность для нас всех? Все верно! Проверка домашних заданий, а ведь у каждого учителя нашего лицея около 230 учеников!  На помощь нам снова пришли HI TECH. Создатели платформы разработали и добавили на сайт интерактивные рабочие тетради SkySmart к УМК. Нам оставалось лишь отметить необходимые задания и отправить ссылку ученикам в качестве домашней работы, которую можно было выполнить, зайдя с любого удобного для них гаджета.  После выполнения заданий шла автоматическая проверка, учитель получал подробную информацию о работе каждого ученика (выполнял ли ученик работу самостоятельно из ГДЗ или нет). Кроме платформы LECTA, отдельные педагоги воспользовались платформой UCHi.ru. Она позволяла работать и в синхронном, и в асинхронном режиме. Большинство учеников класса были зарегистрированы на этой платформе. Данная платформа предлагает дополнительные упражнения для тренировки и закрепления лексико-грамматического материала. Проверка выполняется автоматически, учитель видит результаты каждого ученика, есть возможность обмениваться сообщениями в чате каждого класса. Искомая платформу – это и возможность повторения и закрепления пройденного материала, и условие для получения дополнительных оценок.

Педагоги лицея, получив информацию о Рыбаков Фонде, девизом которого является «Образование для жизни, образование для семьи», включаются в обучающие семинары для работы на новой цифровой образовательной платформе под названием Core; далее принимают участие в педагогическом марафоне для прогрессивных педагогов EDUton, особенностью которого считается прикладной характер мероприятия — совершенствуя навыки работы с данной платформой и выполняя разнообразные задания. Как итог, участие двух педагогов в Международном конкурсе педагогического мастерства, а самое главное, благодаря данному конкурсу, была создана библиотека конкурсных уроков, которая находится в свободном доступе абсолютно для каждого желающего. После обсуждения результатов работы на одном из заседаний кафедры, было принято решение использовать данную платформу как основную в преподавании иностранных языков в Лицее. Что привлекает в данной платформе?  В первую очередь, она удобна для организации дистанционного взаимодействия, помогает быстро и эффективно сконструировать интерактивный онлайн-урок. Платформа Core позволяет построить урок с использованием собственных заготовок  и провести абсолютно автоматизированное оценивание обучающихся. Немаловажно и то, что данная платформа отличается адаптивностью — работать на данной платформе можно с ноутбука, стационарного компьютера и с телефона, что очень удобно для обучающихся, так как не все семьи имеют возможность обеспечить своих детей ноутбуками. Итак, как начать работу на платформе Core? Пройти регистрацию на сайте в качестве учителя, это займет несколько минут (ФИО, адрес электрон. почты, пароль, номер телефона и приступаете к работе). После регистрации на сайте вы получаете личный кабинет, в котором можно полноценно работать: составлять уроки, систематизировать их по отдельным папочкам и т.д. Для создания урока нужно нажать на кнопку со знаком «плюс», появляется шаблон, наполнить который можно в соответствии с требованиями к уроку. После выполнения обучающимися задания можно увидеть всю информацию о прохождении урока, увидеть  таблицу с результатами выполнения заданий обучающимися. Также на сайте есть возможность давать обратную связь от учителя к детям, отслеживать статус выполнения работы, а также принимать или отклонять ответы. Платформа очень удобна для учителей в плане автоматизированной проверки заданий, но можно давать задания и с открытым ответом, что дает обучающимся возможность записать свой собственный ответ. Ниже приведем ссылки уроков, которые участвовали в конкурсе от Рыбаков Фонда:

Данные уроки представлены в библиотеке Рыбаков Фонда, как и многие другие, поэтому рекомендуем воспользоваться данной библиотекой, в которой представлены уроки педагогов Лицея, а также уроки коллег из России, Беларуси, Казахстана и других стран СНГ. Платформа Core находит применение при работе с детьми в формате индивидуального обучения, с детьми, которые профессионально занимаются спортом и не имеют возможности посещать все уроки очно, а также с теми, кто не может посещать лицей в силу разных причин. Опыт лицея неоднократно был представлен и на региональном уровне, и на всероссийском.

Региональный проект «Интеграция языкового образования  в предметы естественнонаучного цикла» стал возможен после следующего события. В 2014 году в послании Федеральному собранию Президент РФ впервые актуализирована необходимость вывести инженерное образование в стране на мировой уровень. Робототехнические комплексы были внесены в число приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в России. Начала складываться сеть инженерно-технических центров, а в школах стали появляться спецклассы, оборудованные всем необходимым для создания программируемых роботов. Магистерские программы STEM-подготовки учителей появляются в российских университетах.

В МБОУ “Кольцовская школа №5 с углубленным изучением английского языка” были созданы инженерные классы, где на занятиях учителя иностранных языков применяют инновационные технологии для интеграции языковой среды в предметное пространство естественнонаучного цикла. Интеграция английского языка в изучение предметов естественнонаучного цикла – один из ведущих факторов формирования межпредметных связей и развития глобальных  коммуникативных умений, лежащих в базе функциональной грамотности учащейся молодежи.

Региональный проект «Интеграция языкового образования  в предметы естественнонаучного цикла» на базе кафедры иностранных языков МБОУ “Кольцовской школы № 5 с углубленным изучением английского языка” (р.п.Кольцово)  не один год реализуется в рамках актуальной научно-методической темы «Повышение качества иноязычного образования в пространстве инновационных технологий» в контексте компетентностного подхода к обучению. На занятиях учителя используют такие инновационные технологии, как Case-study, Quest технологии, Проектная деятельность, STEM — образование, технология CLIL и др. Учителя английского языка используют такие учебники, как Английский язык для школ с углубленным изучением английского языка, авторы: О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, издательство “Просвещение”, Звездный английский, авторы: К. М. Баранова, Дж. Дули, В. В. Копылова, Р. П. Мильруд, В. Эванс, издательство “Просвещение”. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) осуществляется в инженерных классах; при этом факультатив Technical English, сопровождая базовый курс, расширяет и углубляет системное освоение знаний, способствует формированию коммуникативных умений. Такой формат учебного процесса предполагает поддержку профильных предметов образовательной организации — физику, математику, информатику и некоторых других; одновременно он ориентирован на учащихся, видящих свое будущее в профессии специалиста инженерного направления, владеющего английским языком в его деловом аспекте.

Метод CLIL позволяет изучать любой предмет на иностранном языке.

Урок в системе CLIL включает следующие четыре компонента: CONTENT(Содержание)  — развитие системных знаний, умений и навыков по образовательной области
• COMMUNICATION (Общение) – овладение иностранным языком на уровне пользователя
• СOGNITION (Познание) — развитие познавательных и мыслительных способностей в аспекте обобщенных представлений
• CULTURE (Культура) – презентация себя как части культуры, а также осознание существования альтернативных культур; установление межпредметных связей и воспитание гражданской позиции.

В свою очередь, технология CLIL подразделяется на два вида:

Soft — в переводе с английского «мягкий» подразумевает использование на занятиях простых элементов, в частности, терминов, клише.

Hard — более сложный вид, требующий хорошего знания языка и его практического применения.

Преимущества CLIL:

  • Развивает мышление и «распаковывает» творческий потенциал личности.
  • Повышает мотивацию и самооценку.
  • Совершенствует языковую компетенцию и навыки естественной устной речи.
  • Развивает интерес в разных сферах жизни.

Идея использования принципа предметно-языкового интегрированного обучения возникла в результате возросших требований к уровню владения иностранным языком при ограниченном времени его изучения. С этой проблемой сталкиваются практически все учителя. Этот подход позволяет осуществлять обучение по двух предметам одновременно, хотя основное внимание может уделяться либо языку, либо неязыковому предмету. Изучение языка становится более целенаправленным, так как язык используется для решения конкретных коммуникативных задач. Кроме того, обучающиеся имеют возможность лучше узнать и понять культуру изучаемого языка, способствуя формированию социокультурной компетенции учащихся. Обучающийся пропускает через себя достаточно большой объем языкового материала, обеспечивая полноценное погружение в естественную языковую среду. Необходимо также отметить то, что работа над различными темами позволяет освоить специфические термины, определенные языковые конструкции. Такой формат обучения способствует пополнению словарного запаса предметной терминологией и подготавливает к дальнейшему изучению и применению полученных знаний и умений. Таким образом, CLIL (Content and Language Integrated Learning или предметно-языковое интегрированное обучение) позволяет осуществлять обучение по двум предметам одновременно. Причем основное внимание может переключаться как с языка на предмет, так и обратно; приобретаются навыки вести беседу на профессиональную тему. Эта технология применима не только на уроках естественнонаучного цикла, но и на уроках истории, географии, литературы. Данный подход считается одним из самых успешных, позволяя совмещать изучение сразу двух и более предметов, одним из которых является иностранный язык. Планируя учебный материал на основе методики CLIL, учителю важно учитывать возраст учащихся, степень владения иностранным языком, готовность к восприятию учебного материала на иностранном языке. Для уроков по методике CLIL можно использовать аутентичные материалы, которыми насыщены учебники Starlight.

В 2021 году в школе прошел открытый региональный методический семинар с on-line трансляцией “Формирование универсальных компетенций обучающихся на основе современных образовательных технологий. Инновационная технология CLIL при интеграции английского языка в предметы естественно-научного цикла. STEM-образование”. В инженерных классах были проведены мастер-классы на английском языке по биологии, физике, робототехнике и математике с использованием CLIL-технологии и STEM (Science, Technology, Engineering, Math). Одновременно был проведён STEM-Fest, где учащиеся начальной школы делали презентации своих моделей и устройств.

Связь современной модели образования STEM, объединяющей естественные науки и инженерные предметы в единую систему в пространстве иностранного языка, была подробно представлена учителем английского языка, Еленой Николаевной Юркиной. В такой «связке», по ее убеждению, преподаватель иностранного языка занимает позицию эксперта, тьютора и наставника. Учитель приводит множество примеров успешных проектов именно в концепции STEM. Главная цель STEM-Approach – преодоление оторванности образования  от решения практико ориентированных задач и построение понятных ученикам связей между учебными дисциплинами. С применением искомых инновационных технологий проходят такие мероприятия,  как Open Space Picnic – начальная школа, Irish Quest, Guy Fawkes Quest – среднее звено. В 2021 году был проведен Международный конкурс по орфографии — Spelling Bee (для 9-11 классов); ежегодно проводится ArtsFest — Фестиваль Искусств   на английском языке; школа становится площадкой для Тотального диктанта на английском языке. Благодаря активному применению инновационных технологий, ежегодно ученики школы успешно выступают на Всероссийской олимпиаде школьников.

Школа №5 — активный участник международных конкурсов: на чемпионате Junior Skills есть победы в компетенции “Технический английский”,  где необходимо было показать не только знания по физике, информатике и робототехнике, но и знания английского языка (так как ученики собирали робота по инструкции, написанной на английском языке, и описывали его функции и спецификацию также на иностранном языке); участие в WorldSkills в компетенции “Администрирование отелей”; в 2021 году прошел форум «Лидеры России», на котором выступил Юркин М.В., выпускник школы (сегодня ст. н. сотрудник ИХКиГ СО РАН, степень PhD университета Амстердама), выигравший конкурс в этом проекте. Английский язык был рабочим языком форума. Учителя кафедры «Иностранные языки» школы №5, приглашая коллег на семинары и конференции по инновационным направлениям, всегда рады поделиться опытом на мастер-классах. Если опыт гимназии № 10 и Экономического Лицея знаком читателям нашего журнала, то опыт учителей р.п. КОЛЬЦОВО НСО мы представляем впервые и, надеемся, на долгосрочное сотрудничество.

Некоторые выводы

Как показывает проведенное микроисследование, создание организационно-педагогических и дидактических условий для такого рода образовательной среды было бы невозможно без системной методической поддержки и сопровождения, осуществляемой авторскими коллективами учебной литературы  нашего издательства, которое является ведущим фактором сохранения фундаментальности и креативности содержательной технологичности образовательного процесса в школе в целом.

Этот ведущий посыл нашего образования, цель которого обеспечить развитие личности, наращивая интеллектуальный потенциал народа, страны и государства, человека и его жизни как приоритетной ценности, находит отражение во всех программных образовательных документах.

В свою очередь, от учителя во многом зависит решение этой чрезвычайно трудной задачи. И ведущее издательство страны постоянно и системно проводит в этом направлении работу по наполнению содержательной технологичности гуманитарной среды гармоничного взаимодействия непосредственных его участников; через научно обоснованный отбор как содержания, так и дидактических единиц обеспечения процесса освоения элементов полиязыковой культуры, представленных в концептосфере ментальных языков учебно-методической литературы для школ, гимназий, лицеев и колледжей. Авторские коллективы – это команды единомышленников, способных осознать плюсы и помочь учителям преодолеть дефициты и негативные реалии конкретных образовательных организаций в регионах.

 

Список литературы

  1. Буланкина Н.Е. Культурное самоопределение личности в полиязыковом образовательном пространстве // Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Москва, 2003. 450с.
  2. Буланкина Н.Е. Ценностные аспекты профессионального становления педагога в контексте радикальной смены образовательной парадигмы // Value aspects of professional formation of a teacher in the context of a radical change in the educational paradigm // Журнал КАНТ, 2020, №  3 (36). С.220-226. Изд-во Ставролит», Ставрополь DOI: 10.24923/2222-243X.2020-36.42
  3. Буланкина Н.Е. Методическая поддержка  педагогов: ракурс непрерывного повышения квалификации в условиях дистанционного обучения //Methodological Support for Educators: recurrent professional development perspectives in the aspect of distance learning// Pedagogical IMAGE. 2020. Vol.14. No 4 . P.648-657. Иркутск. ИПКРО. In Engl. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-648-657 (in Engl.)

Уважаемые коллеги!

Напоминаем, что для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение всего учебного года проводятся авторские вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте. Кроме того, существует возможность посмотреть записи вебинаров в любое удобное для вас время на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.

 

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»

можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку
Все цены в официальном магазине сохраняются на уровне производителя. Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.

Комментарии закрыты.