«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ОБУЧЕНИЕ ПРОДУКТИВНОМУ ГОВОРЕНИЮ ПРИ ОПИСАНИИ КАРТИНКИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО УМК «SPOTLIGHT»)

Вторник 6 июля 2021

Говорение — продуктивный аспект изучения языка и ведущий вид речевой деятельности, направленный на решение коммуникативных задач. Зачастую именно раздел Говорение вызывает сложности при сдаче ЕГЭ. Причины тому недостаточный словарный запас, шаблонно заученные фразы, не вписывающиеся в сюжеты фотографий и неумение логично выстроить монолог. Возможно ли совместить шаблоны устной части ЕГЭ и живой литературный язык? Опыт работы по УМК «Spotlight» показывает, что подготовка к Говорению- это посильная задача при регулярной отработке этого навыка и творческом подходе, которые предоставляет нам данный УМК.

 

 

Автор: Тихомирова Елена Владимировна
Место работы: ГБОУ Школа №508, г. Москва
Должность: учитель иностранного языка

 

 

Умение описать происходящие события и правильно изложить свои мысли являются целью аспекта Говорения в изучении языка. Для достижения данной цели используется технология продуктивного монологического высказывания. Продуктивного значит детально отражающего подробности происходящего, включая элементы описания, сравнения и анализа.

Таким образом, работа над навыком говорения состоит из нескольких этапов.

1 этап. Работа над решением коммуникативной задачи монолога.

2 этап. Работа над лексической составляющей монологического высказывания.

3 этап. Работа над грамматической составляющей монолога.

4 этап. Работа над оформлением монологического высказывания. Структурирование. Логичность.

В УМК «Spotlight» работа над каждым этапом ведётся систематически, охватывая монологи различной тематики. Это позволяет затронуть разные тематические аспекты в плане лексического наполнения речи и отработать умения постановки и решения коммуникативной задачи наряду с грамотным оформлением высказывания.

На примере конкретных заданий из УМК «Spotlight» рассмотрим методику обучения оформления монологических высказываний.

1 этап. Работа над решением коммуникативной задачи монолога.

Этот этап является основой успешного монологического высказывания. Именно умение понять задачу лежит в основе её правильного решения.

Упражнения, которые даются перед выполнением задания помогают:

— спрогнозировать тематику и цель высказывания;

— выделить круг проблемы;

— мотивировать учащихся на монолог по определённой теме.

Приведём примеры упражнений из УМК «Spotlight 9», которые помогают успешно справиться с задачами 1 этапа.

А) Look at the public services in the pictures. Which of the places would you call/ go to if you wanted to…

1) Open a savings account? 2) buy a stamp? 3) report a fire…

B) Match the pictures and the names of events. Have you celebrated these occasions? What do you usually do?

C) The pictures show a teenager dreaming. What is he dreaming about? What do you think his dreams mean?

D) Which member of your family do the sentences best describe?

He/She…

  1. Never gets off the phone.
  2. Is always taking things without asking.
  3. Never helps around the house…

E) Match the problems to the solutions.

Данные задания помогают провести мотивационный «warming-up» и самое главное, настроиться на решение коммуникативной задачи по определённой тематике.

2 этап. Работа над лексической составляющей монолога представляет собой «стягивание» лексики по определённой тематике. Этому этапу необходимо уделить особое внимание, так как успешность монолога зависит именно от лексической составляющей.

Для реализации данной цели в УМК предложены разнообразные упражнения. Приведём примеры из учебников 9-10 классов.

А) Работа с «Mind map»:

Look at the mind map. Find as many words as you can think of related to computer.

  1. B) Работа над синонимичным и антонимичным рядом.
  • Match the underlined words in the text with their meaning below. Use them in sentences of your own.
  • Replace each highlighted linking words/ phrases with an appropriate alternative from the list below…
  • Explain the words in the bold.
  • Find the opposites to the following words.
  1. C) Работа с устойчивыми выражениями и фразовыми глаголами.

— Complete the gaps with the words in the list to make collocations. Use the completed phrases to make sentences based on the topic…

-Complete the sentences with the correct particle.

  1. D) Упражнения на лексическую сочетаемость:
  • Complete with: strong, raise, make, transforms…
  • …sure 2) traditions   3) money for charity…

Кроме того, на этом этапе уделяется большое внимание распространению предложений с помощью наречий и прилагательных. Этому моменту посещены такие упражнения, как

— Match the adjectives and adverbs with pictures.

— Add the appropriate adjectives and adverbs.

— Correct the mistakes in using adjectives and adverbs.

— Replace the adjectives and adverbs in bolds with…

Базовая тематическая лексика неоднократно отрабатывается на протяжении модуля. Кроме того, объём лексики можно расширить путём упражнений на расширение и углубление «языковых гнёзд» с опорой на упражнения формата:

  • Complete your own dictionary on the topic.
  • Continue the chains:
  • Nation-national… 2)beauty-beautiful… 3) legal-illegal…
  • What words do you use to describe…

Можно расширить работу и попросить учащихся:

  • Sort the adjectives into positive/ negative.
  • Find the odd word out.
  • Underline the words which describe\ related to…

Match the base adjectives to their equivalent strong adjectives, then use some to complete the sentences.

3 этап. Работа над грамматической составляющей монолога.

Целью данного этапа является определение грамматической составляющей, а именно:

— в каком времени пойдёт повествование, какие времена глагола понадобятся и чем это обоснованно;

— какие категории других частей речи будут использованы, их необходимость (ед. и мн.ч существительных, степени сравнения прилагательных и наречий и др.)

Упражнения следующего содержания, которые помогут отработать данный этап, представлены в УМК

  • Match the sentences to the meanings. Are there similar grammar structure in your language?
  • Put the verbs\ nouns\ adjectives in brackets into the correct form. Explain any differences in meaning.
  • Identify the verb form in bold/ Why is each form used?

Match the verb form to the situations in the pictures.

4 этап. Работа над оформлением монологического высказывания. Структурирование. Логичность.

Этот этап немаловажен, так как целью этого этапа является оформление высказывания, согласно его коммуникативной задаче. Таким образом, правильно оформленное вступление, заключение, связки и логика построения играет значение в целостности высказывания и правильного понимания говорящего собеседником.

Здесь только несколько примеров на отработку логичности монологического высказывания:

  1. A) Find which paragraph:
  • Presents events before the climax event?
  • Contains the climax event?
  • Sets the scene?
  • Contains the main characters’ feelings?
  1. B) Put the sentences below in the correct order to make a main body paragraph. Which is the topic sentence? Which sentences support it?
  2. C) Find supporting sentences for the following topic sentences.
  3. D) Match the beginnings to the endings.
  4. E) Correct linkers in the text.

Образцы и примеры высказываний служат опорой для построения самостоятельного построения монолога. Кроме того, в каждом модуле УМК «Spotlight» есть рубрика Everyday English, которая предлагает учащимся большой выбор клише по решению различных проблем: expressing concern/ worry, criticizing/apologizing, stating preferences и др.

5 Этап. Анализ состоявшегося монолога.

После составления монологического высказывания рекомендуется записать голосовое сообщение, прослушать и проанализировать его по дополнительной схеме ЕГЭ. Кроме того, можно предложить учащимся оценить своего одноклассника по той же схеме.

Обсуждение состоявшегося монолога является неотъемлемой частью работы при отработке говорения. Анализ и корректировка ошибок позволит не повторять их в дальнейшем.

Раздел Speaking в УМК предлагает много творческих заданий для отработки навыков говорения. Образцы, опорные слова и планы монологических высказываний помогают учащимся выстраивать монолог в соответствии с поставленной задачей. На страницах учебников можно встретить много подобных заданий-тренингов.

— Your school is going to set up its own website. Discuss what to put on the website. You can choose from the following as well as use your own ideas.

-Use the language below to describe the situation. You can use audioscript as a model.

— You are going to give a talk about…Remember to say about…

Одной из положительных характеристик заданий, данных в УМК «Spotlight» является то, что в них используются репродукции знаменитых картин, произведений искусств и отрывки из классической зарубежной литературы.

Регулярная работа над развитием говорения проходит во всей линейке УМК «Spotlight». Это позволяет учащимся избежать языкового барьера при общении и быть подготовленными к ГИА.

Уважаемые коллеги!

Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте

Записи всех  вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Специализированный плейлист УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» 2-11

 

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»

можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку серии «Английский в фокусе»
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.​

Комментарии закрыты.