«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КНИГИ)

Вторник 24 августа 2021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В современном образовании перед учителем стоит задача сформировать у обучающихся коммуникативную компетенцию. Для достижения этой цели, педагог начальных классов подбирает для себя наиболее оптимальные технологии, одна из них – это арт-технология. Арт-технология – это современный феномен в методике, показывающий практико-ориентированную направленность, где личностное развитие школьника, его воспитание и развитие реализуются посредством искусства.

 

 

Автор: Трубина Зоя Игоревна
Место работы: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Екатеринбург)
Должность: кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и русской филологии

 

 

Способы и приемы арт-технологии концентрируют внимание на эмоциях школьника, могут помочь ему выразить и познать себя, приобрести навык общения и работы с другими учениками, развивают его коммуникабельность, творческое начало, позволяют снизить эмоциональное напряжение. В ходе выполнения заданий ученик дает выход своим чувствам, снижает эмоциональное напряжение, уходит от отрицательных мыслей, осваивает новые для себя методы самовыражения и самопознания. Занятия с применением арт-технологии помогают не только сформировать коммуникативную компетенцию у учеников, но и помогают передать знания нестандартными методами. Именно на начальном этапе овладения английским языком очень важно показать обучающимся практическое применение знаний и умений. Учителю необходимо предоставить учащимся возможность мыслить, решать проблемы и рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Использование приемов арт-технологии на уроках английского языка помогает решить важные дидактические задачи.

Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества [Щукин, 2007]. Арт-педагогика в широком смысле рассматривает ученика как личность, стремящуюся к самореализации и самоопределению, выстраивая взаимодействие с ним на основе субъектно-субъектных отношений [Щукин, 2007].

Образовательные технологии в арт-педагогике направлены на решение задач художественного развития ребенка, облегчение процесса учения, мыслительной деятельности.  К арт-технологии, применяемой в обучении английскому языку, относятся следующие виды деятельности:

  1. Рисование (труды, раскраски и т.п.) и рукоделие (лепка, поделки, открытки и т.п.).
  2. Создание средств иллюстративной наглядности: фотографий; картинок (карикатур, комиксов, диаграмм, коллажей, и т.п.); игрушек (фигурок, поделок и т.п.); презентаций (слайдов и т.п.).
  3. Драматизация (инсценировки, театральные игры, спектакли, сценки, этюды, стихи, рифмовки-симили и т.п.); игры (ролевая игра, танцы, пантомима, конкурсы, соревнования и т.п.).
  4. Концерты (песни, мюзиклы, ритмопластика и т.п.).

Яркая книжка является неизменным спутником ребенка практически с момента его рождения. Поэтому создание электронной книги по английскому языку для детей младшего школьного возраста будет примером применения арт-технологии на уровне начального общего образования. Как уже отмечалось ранее, именно применение элементов арт-технологии в обучении иностранному языку дает школьникам очень многое: пробудит воображение, разовьет образное мышление, создаст ситуацию проживания детьми изучаемого материала, обучит учащихся различным видам ситуативного поведения, ускорит развитие навыков говорения, фонематического слуха и аудирования, повысит интерес к изучению грамматических правил не при помощи скучных заданий на подстановку и выбор правильного ответа, а при помощи сказки, рисования и песен. Электронная книга является современным средством, использование которого помогает активизировать обучающихся и повысить их интерес к учению. Электронная книга – это версия книги, объединяющая текст с цифровым контентом, хранящаяся в электронном виде, и предлагающая огромный спектр возможностей для разработок развлекательных и образовательных моделей. Самое главное – это то, что книга создается самими учащимися, а учитель выступает в роли консультанта.

Основой для электронной книги является учебник «Spotlight» («Английский в фокусе») 4 класс и электронный ресурс Canva. В учебнике представлено 8 модулей. Каждому модулю посвящена отдельная глава. Книга содержит в себе коммуникативные ситуации, аудиозаписи диалогов. Дети общаются с персонажем своей книги и рассказывают ему обо всем на английском языке. Задания выполняются на уроке и предлагаются в качестве домашней работы. Составление книги целесообразно начать с модуля 1 «Family and friends».

Первая страница посвящена знакомству с книгой. Дети должны изобразить себя и представиться. Также школьники изображают персонажа, который будет сопровождать их на протяжении всей книги, и дают ему имя. Первый диалог, который строят дети на примере из учебника – это диалог-знакомство между ребенком и их персонажем. Дети в диалоговом окне рассказывают своему персонажу о себе: имя, возраст, увлечения, любимый вид спорта и т.д., а еще учащиеся описывают своего персонажа из книги (рис.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Персонажи электронной книги

 Вторая страница книги посвящена теме урока «Family and friends». Дети размещают фотографии своих членов семьи. Затем описывают свою семью персонажу из книги.

Третья страница посвящена диалогу с использованием словарных слов. Дети используют словарик для записи слов, но для их лучшего запоминания и умения правильно применять детям предлагается составить диалог с персонажем своей книги и сделать аудиозапись. При составлении диалога они используют новую лексику в каждой фразе (рис. 2). Всего фраз может быть от 3 до 5 для каждого говорящего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Пример оформления диалога

Далее переходим ко второму разделу первого модуля, который называется «My best friend». Следующим заданием является написание рассказа о лучшем друге для своего персонажа из книги, основываясь на тексте из учебника (упражнение 4, страница 15). Рассказ должен включать имя друга, его возраст, описание его внешности, его увлечения и как они проводят время вместе (рис. 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Пример оформления страницы электронной книги «Мой друг»

Следующий раздел книги посвящен спорту. Дети составляют диалог со своим персонажем о любимом виде спорта. Рядом с диалогом размещаются изображения тех видов спорта, о которых обучающиеся рассказывают в диалоге (рис. 4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.4. Пример оформления страницы книги «Виды спорта»

Далее переходим к Модулю 2 «A working day». Школьники рассказывают своему персонажу из книги о районе, в котором они живут. Здесь целесообразно составить небольшой план района или нарисовать карту. При подготовке ответа можно описать местоположение какого-либо здания, указать его предназначение, и как часто они его посещают (рис. 5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Пример оформления страницы книги «Мой район»

 Следующее задание посвящено профессиям. Дети составляют список профессий (можно выбрать три профессии) и описывают 2 главные особенности представителей этих профессий. В описание можно включить профессии родителей или выбрать любые другие. Далее дети выбирают профессию, которой хотят овладеть в будущем, и описывают ее. Для описания профессий прикрепляются соответствующие картинки (рис. 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.6. Пример оформления страницы книги «Профессии»

Неотъемлемой частью обучения является работа со словариком по каждому модулю.  Для закрепления пройденных слов с использованием электронной книги в этом задании дети используют новую лексику и запоминают ее.

Переходим к модулю 3 «Tasty treat». Первый раздел модуля, посвященный продуктам и рецептам, называется «Pirate’s fruit salad». Для детей очень интересно рассказать своему сказочному персонажу о любимых блюдах. На страничке электронной книги дети описывают свой повседневный рацион питания: не только любимые блюда, но и любимые фрукты и овощи, напитки и десерты.

Для второго раздела третьего модуля «Make a meal of it!», обучающиеся составляют диалог, в котором описывается ситуацию похода в магазин. При подготовке диалога нужно использовать различные товары и их количество (рис. 7).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7. Пример оформления страницы книги «Покупки в магазине»

Модуль 4 «At the zoo» включает в себя лексику, связанную с названиями животных и походом в зоопарк.

Для страницы в книге «Funny animals» можно предложить следующее задание – на уроке учащиеся повторяют различные геометрические фигуры, затем составляют из них животное и описывают его. Полученные работы фотографируются и вставляются в одну из страниц электронной книги.

На одном из уроков дети разыгрывают сказку, например, «A house in the wood». Проводится предварительная работа со сказкой: распределение ролей, чтение по ролям и выразительное чтение (рис.8).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.8. Пример оформления страницы книги по теме «Funny animals».

 Уроки пятого модуля «Where were you yesterday?» направлены на работу с прошедшим временем, поэтому для закрепления материала детям предлагается работа с личным дневником, в котором они рассказывают о событиях, произошедших в прошлом. При рассказе учащиеся используют различные даты и месяцы, употребляют не только единственное, но и множественное число, используют слова ago и last. Оформление страницы в книге напоминает личный дневник (рис.  9). При желании дети могут добавить фотографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 9. Пример оформления личного дневника

В 6 модуле «Tell the tale» рассматривается прошедшее время. В  этом модуле обучающиеся учатся рассказывать истории и задавать вопросы. Для выполнения задания учащимся нужно составить небольшой рассказ. В текст должны быть включены год, в котором эта история случилась, место, где она произошла, и чувства, которые дети испытывали в тот момент. Также по тексту необходимо задать 3 вопроса (рис. 10). Эти истории дети принесут в школу на урок и обменяются друг с другом. Затем одноклассники ответят на вопросы по тексту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.10. Рассказ о путешествии

7 модуль «Days to remember».  Первое задание для детей в этом модуле направлено на работу с неправильными глаголами. Ученикам и их сказочным персонажам с помощью электронной книги нужно составить предложения. В первом предложении дети или персонаж книги используют глагол в первой форме, затем используют этот же глагол во второй форме в другом предложении (рис. 11). Учащиеся могут использовать три глагола на выбор. Второе задание связано со степенями сравнения. Школьники со своими сказочными персонажами составляют рейтинг любимых цветов, фильмов или животных (рис. 12).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 11. Пример оформления страницы с неправильными глаголами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 12. Пример оформления страницы со степенями сравнения

В 8 модуле «Places to go» отрабатывается лексика, связанная с путешествиями и описанием поездки. В этом модуле задание заключается в составлении диалога о путешествии, который можно озвучить и записать аудио. На странице электронной книги дети могут изобразить вещи, которые они чаще всего берут с собой в путешествия (рис. 13).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 13. Пример оформления страницы «Мы берем с собой»

Таким образом, работа над книгой не только обогатит знания детей, но и позволит активизировать их творческие способности. Ученик начальной школы может самостоятельно создать и оформить электронную книгу, и эта работа является интересной и познавательной. Арт-технология в созданной детьми книжке применяется для усиления интереса учащихся к изучению иностранного языка. Задания, которые используются в электронной книге, направлены на развитие коммуникативной компетенции ребенка, его фантазии и творческих способностей, и включают в себя составление рассказов и диалогов, их аудиозапись, изучение и повторение пройденной лексики, а также тренировку письменной речи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Spotlight 4. Student’s book: Английский в фокусе. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс. – 2-е изд. – Москва: Express Publishing: Просвещение, 2002. – 168 с.
  2. Щукин, А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. Москва: Астрель, 2007. – 747 с.

Уважаемые коллеги!

Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте

Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Специализированный плейлист УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» 2-11

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»

можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку серии «Английский в фокусе»
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.​

 

Комментарии закрыты.