«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПО УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» (5-9 КЛАСС)

Вторник 7 сентября 2021

Проблема формирования функциональной грамотности школьников на уроках – одна из актуальных проблем школьного образования. Эта статья позволит учителю еще раз понять, что современный учебник из ФПУ дает возможность решать и эту важнейшую задачу школы в рамках урока.

 

 

Автор: Подоляко Ольга Евгеньевна, почетный работник общего образования РФ, член авторского коллектива линии УМК «Английский в фокусе» для 5-9 классов

 

 

 

Рассмотрим ресурс УМК «Английский в фокусе» 5-9 (прежде всего учебник) в этом аспекте.

Исходя из определения ФГ, мы имеем разнообразные возможности посредством своего предмета развивать способность ученика вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней  — готовим  к успешной жизни, к эффективному взаимодействию с внешним миром.

Учеными-методистами уже исследованы и описаны эффективные педагогические практики формирования ФГ:

Итак, пролистаем учебник, рассматривая его материалы под этим углом зрения. Среди важнейших метапредметных результатов обучения ИЯ в основной школе ФГОС выделяет смысловое чтение – как познавательное умение, обеспечивающее успешность использования прочитанного в разных жизненных ситуациях. Читательская грамотность (и смысловое чтение как её составляющая) была основным направлением в международном исследовании PISA в 2018 г.

Особое значение при обучении смысловому чтению имеет умение прогнозировать содержание текста (по заголовку, иллюстрациям, началу текста). Работа над этим умением выстраивается в АвФ в системе – на всех этапах обучения в 5-9 кл.

Безусловно, работа по обучению прогнозированию содержания текста в начале работы над ним играет и мотивирующую роль: неизменное последующее задание Listen, read and check подразумевает проверку высказанных прогнозов, приобретает личностно значимый характер для каждого ученика.

В учебнике нередки задания и на прогнозирование темы и содержания урока в целом – см. ниже. В данном случае задание T/F/NS выполняет проверочную функцию, а нередко (если задание предлагается ДО прочтения текста) и мотивирующую. Очень важен выход работы с текстом на устную речь – не в формате пересказа, а в тематических ситуациях, смоделированных с учетом возрастных интересов, близких подросткам (см. ex. 4).

В учебнике нередко предлагаются задания по прогнозированию содержания текста по невербальным опорам  (например, ниже – в  ex. 1  — по звукам города). Это не просто for a change – это важный ресурс для развития сенсорной сферы и учет особенностей «правополушарных» детей. Задание по формулированию вопросов, представляющих личный интерес учеников, способствует развитию как мотивации, так и критического мышления.

В плане развития функциональной грамотности интерес и важность представляет работа над несплошными текстами, которые сочетают в себе несколько источников информации, с которыми обучающиеся часто встречаются в реальной жизни: графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты, планы помещений/местности и т.п.  Выполняя предложенные задания (см. ниже примеры), обучающиеся развивают умение вычитывать явную информацию и подтекст, самостоятельно создавать несплошные тексты. При систематической работе с несплошными текстами повышается способность учеников к решению учебно-познавательных задач, к использованию несплошных текстов как опоры при аргументированном высказывании.

Несплошные тексты включены в учебники для всех этапов обучения в основной школе – см. пример из АвФ5:

См. ниже пример из АвФ 9 – здесь диаграмма используется как опора для устной речи, предваряющей работу с тематическим текстом. Таким образом организовано сопоставление учеником личного опыта с обобщенным опытом как этап развития мировоззрения, личностной позиции – в данном случае при формировании экологической культуры.

Следующий рассматриваемый важный момент – формирование умения управления своим поведением как одной из глобальных компетенций. Важность этого аспекта в школьном обучении подтверждает факт того, что глобальные компетенции были введены как новое направление в международное исследование PISA в 2018 г.

Задачи нравственного воспитания, формирования навыков управления поведением успешно решаются в учебнике АвФ 5-9. Подростки – пользователи учебника с интересом и пользой воспринимают многочисленные материалы такого рода. При всей разнородности эти материалы объединяет выход на ситуации, связанные с личностным развитием, самосовершенствованием, эффективным взаимодействием с социумом. См. примеры:

С этого урока в 8 классе ученики уходят, не только усвоив, но и на практике освоив приемы и подходы для первого шага в общении. Главное – не пропустить, не опустить как малозначимые соответствующие задания учебника (ex. 8). При умелой организации и благоприятной атмосфере урока это задание требует от учеников вербализации элементарного личностного самоанализа и постановки задач саморазвития. При непонимании смысла и важности этой работы не исключена подмена её простым пересказом текста. А тогда – вне деятельности и личностной составляющей – эта работа нацелена на достижение исключительно предметных результатов (изложение содержания прочитанного) и не имеет ничего общего с работой на развитие личности.

Ниже еще один пример выхода на речевые ситуации, связанные с управлением своим поведением.

Более чем правомерно при планировании этого урока в число его задач включить развитие умений разрешать/предупреждать конфликтные ситуации в межличностном общении. И, соответственно, сосредоточить внимание на этом на этапе рефлексии. Не только узнав о приемах, но и попробовав себя в трансформации «ты» — высказываний в «Я» — высказывания как средстве профилактики конфликтов, обучающийся уходит с урока личностно обогащенным для реальной жизни, безотносительно иностранного языка.

Функциональные умения саморегуляции и  рефлексии напрямую соотносятся с не раз рассмотренными нами межпредметными результатами обучения ИЯ по УМК АвФ5-9. В связи с этим мы вспоминаем структуру психической деятельности в процессе учения:

В АвФ мы находим очевидное отражение этой закономерной последовательности как в структуре каждого урока, так и в структуре тематических модулей.

Так, система работы с модульной страницей (в 5-7 кл. 10 модулей, т.е. 10 модульных страниц) существенно влияет на развитие регулятивных УУД. Приемы работы подробно описаны в книге для учителя. И, соответственно, игнорирование этого этапа работы («в пользу», например, очередного словарного диктанта) – свидетельство методической близорукости учителя, недооценки им ресурса УМК в плане развития функциональной грамотности учеников, вооружения их необходимыми умениями и навыками для жизни.

Все последующие уроки модуля направлены на достижение целей, поставленных и принятых обучающимися на уроке по модульной странице. И отдельный регулярный урок (этап урока) посвящен самооценке, самокоррекции и рефлексии – это урок Progress Check.

Следует избегать недооценки рефлексии при подведении как итогов урока, так и итогов работы с тематическим модулем (приемы также описаны в книге для учителя, есть накопленный и обобщенный в педагогической печати опыт коллег). Если внимательно посмотреть на содержание рефлексии (например, в АвФ 8), то можно увидеть, наряду с языковыми навыками и речевыми умениями, предложенные для осмысления функциональные умения, позволяющие эффективно решать задачи в ситуациях реальной жизни (order food&drinks, interact and keep the conversation going, give good/bad news and react to it, etc).

Освоению тематических функциональных диалогов в реальных ситуациях общения в АвФ5-7 отводится регулярный урок в каждом модуле – English in Use. Так, например, в 6 классе осваиваются ситуации introducing and greeting people, requesting services, asking for/giving directions, buying a present. Алгоритм освоения: отработка клише, работа с текстом (диалог-модель), самостоятельное составление и инсценирование диалога по данной ситуации – обеспечивает освоение как речевого, так и неречевого поведения.

Во многом недостаток умений применить полученные на уроках знания в ситуациях решения практических задач проистекает из неумения обучающихся переносить знания в другую предметную область. Задачи интегрирования знаний на уровне межпредметных связей в УМК АвФ решаются в том числе регулярным уроком Across the Curriculum (АвФ 5-9). Например, в 5 классе, осваивая английский язык не только как средство общения, но и как средство познания мира, обучающиеся приобретают опыт интеграции английского языка с такими предметами, как Science, Literature, PSHE, Maths. В ядро модуля данный урок не входит. Но вовсе исключать этот ресурс нельзя – в случае если общий уровень класса/группы не позволяет спланировать время на этот урок, его следует использовать для дифференцированной работы.

Один из новых параметров тестирования международного исследования PISA является осведомленность школьников о глобальных тенденциях развития. Здесь английский язык как учебный предмет трудно переоценить. Например, при опросе школьников, на каких уроках они чаще всего обсуждают проблемы экологии и личной ответственности каждого в этом аспекте, ответ очевиден: на уроках иностранного языка. Примеры – см. ниже.

Перейдем к вопросу использования современных педагогических технологий.

Грамотное и целесообразное использование ряда из них напрямую связан с формированием функциональной грамотности, развивает навыки, проверяемые в рамках PISA. Остановимся на некоторых.

Так, обучение в сотрудничестве заявляется как инструмент эффективного обучения уже в модуле 1 АвФ 5. Анализируется важность и место этой технологии в индивидуальном стиле учебной деятельности ученика, прорабатываются основные правила работы в парах/группах. Ими предстоит руководствоваться на всех последующих этапах обучения по АвФ 5-9.

Работа в группах интенсивно планируется в заданиях учебника при работе над проектами, для коллективного решения проблем.

Широко используется совместное планирование деятельности в ситуациях, близких к реальной жизни для каждой возрастной группы.

О технологии проектов в связи с развитием функциональной грамотности следует сказать особо. Именно проекты позволяют организовать целенаправленную самостоятельную работу с информацией, развивают исследовательские умения, креативность, учат доводить работу до конца – выхода на решение конкретной исследуемой проблемы.

В качестве примера рассмотрим проблематику проектов в АвФ 6-7. Спектр тем широк: от школьных событий (от обучающихся требуется осмысление ситуации, выбор, речевое и неречевое оформление продукта, изложение по плану) до обсуждения исторических тем, самостоятельно проведенных опросов и анализа их результатов.

С этапом обучения меняется не только тематика – в соответствии с возрастными интересами обучающихся, но и используемые виды деятельности и тип продукта (создание текста с учетом адресности, исследование краеведческих материалов, создание рекламного буклета о местных достопримечательностях).

Стоит остановиться и на игровых технологиях, а именно на ролевых играх. Именно они помогают моделировать ситуации общения, близкие к реальной жизни, обеспечивают эффективное и продуктивное взаимодействие обучающихся в этих ситуациях. См. примеры ролевых игр из АвФ 6-7.

Еще один аспект современной личности, новый как одна из целей развития ребенка в системе школьного образования, но очень важный для эффективного взаимодействия с окружающими людьми, с социумом. Это эмоциональный интеллект. EQ не противопоставляется IQ, только в совокупности они могут обеспечить успешность этого взаимодействия.

Материалы АвФ 5-9 при их осознанном и последовательном использовании на уроке могут сыграть существенную роль для развития всех перечисленных умений, составляющих ЭИ. См. примеры.

 

Время заставляет нас двигаться вперед, осознавать новые задачи, которые ставит перед школой, перед каждым учителем стремительно развивающаяся жизнь. Год назад на заседании авторского клуба в Издательстве просвещения впервые обсуждался вопрос развития функциональной грамотности средствами УМК.

К.п.н. О.Б. Логиновой  были представлены направления работы авторов учебников, которые смогут обеспечить успешную работу по формированию функциональной грамотности обучающихся.

Сопоставление ресурса УМК АвФ 5-9 с изложенными требованиями позволяет говорить о наличии всех возможностей использовать АвФ для эффективной работы по формированию функциональной грамотности школьников. Мы сегодня рассмотрели  большинство из них. Главное теперь – освоить этот ресурс учителю-практику. Помочь в этом и призваны данные материалы.

 

Уважаемые коллеги!

Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте

Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Специализированный плейлист УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» 2-11

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»

можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку серии «Английский в фокусе»
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.​

Комментарии закрыты.