«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА «УПРАВЛЯЕМЫХ ОТКРЫТИЙ» В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ 21 ВЕКА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПО УМК TEAM UP («ВМЕСТЕ!»)

Вторник 12 октября 2021

Современный мир меняется молниеносно – новые требования, новые условия, новые…профессии, для овладения которыми необходимы так называемые soft skills. Привычные всем нам специальности постепенно исчезают. Людям, даже старшего поколения, приходится проявлять гибкость – осваивать новинки, менять порой сам образ мыслей, для того, чтобы оставаться востребованным профессионалом своего дела. Более того, понятие «профессия – это на всю жизнь», тоже постепенно уходит. Сейчас даже приветствуется смена деятельности и профессиональный рост человека, ведь это свидетельствует о его гибкости, остроте ума и желании работать, учиться и развиваться.

Автор: Покидова Анастасия Дмитриевна, автор рабочих тетрадей к УМК «Вместе» (“Team Up!”) 2-8, учитель английского языка ВКК, методист МБУ ДПО УМЦ «Коломна», старший преподаватель ГСГУ, эксперт ОГЭ по английскому языку, главный тренер Регионального проекта «Школа профессионального мастерства» по английскому языку в МО, автор сценарных планов Российской электронной школы и cifra-school,тьютор ГК «Издательства «Просвещение»

Очевидным становится тот факт, что дети в школе должны не только получить знания, но и приобрести навык работы с информацией, получения знаний самостоятельно и, что крайне важно, применения этих знаний в реальных жизненных ситуациях.

Longman Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics дает следующее объяснение понятия «грамотность»: literacy — 1) способность читать и писать на языке (the ability to read and write in a language). 2) Functional literacy – способность использовать навыки письма и чтения для успешного решения вопросов, возникающих во взрослой жизни (refers to the ability to use reading and writing skills sufficiently well for the purposes and activities which normally require literacy in adult life).

Современное понятие «функциональная грамотность», о котором мы говорим все чаще и чаще в связи с проведением Международного тестирования PISA, включает в себя ряд «грамотностей», овладеть которыми должны наши школьники по достижении 15-ти летнего возраста. Это математическая, естественнонаучная, читательская и финансовая грамотность.

Удивительная исключительность и уникальность нашего предмета «иностранный язык» заключается в том, что, как говорила Ирина Алексеевна Зимняя, советский педагог и учёный-психолог, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, мы всегда «интегрируем другие науки, у нас нет своего предмета речи, изучать языковые средства ради языковых средств никому не интересно. Все, что мы берем – темы и проблемы, мы берем из других наук».

Действительно, иностранный язык, в отличие от других учебных дисциплин, является одновременно и целью, и средством обучения. Все остальные предметы обучающиеся осваивают посредством языка («орудия»), при изучении же иностранного языка задача усложняется – необходимо всегда точно определять, что в данный конкретный момент является «целью» (лексика, грамматика, снятие языкового барьера и т.п.), а что «средством достижения другой, более сложной цели». К примеру, если наша задача «разговорить» ученика, а мы при каждом неверно произнесенном звуке и грамматической ошибке будем его прерывать и исправлять, то вероятность того, что ученик заговорит вновь, крайне мала. Однако, именно «выход в речь», умение и способность общаться являются, по сути, задачей каждого ребенка.

Выполнять указанную задачу, одновременно формируя и развивая критическое мышление, можно с помощью метода «управляемых открытий» (Guided discovery) – по определению Британского Совета (British Council), это прием индуктивного подхода, который заключается в том, что учитель сначала дает ученикам примеры языковой структуры и помогает самостоятельно находить правила.

Что же за индуктивный подход? Как известно, обучение может идти двумя путями:

Здесь важно вспомнить о каналах восприятия информации.

Уильям Глэйсер (William Glasser) в своей книге “Schools without failure” приводит следующие данные:

 

 

 

 

 

 

Действительно, на собственном опыте мы все с вами почувствовали, что пассивные методы обучения (лекции, к примеру) позволяли запомнить малую долю информации (целью было успеть записать, а не вникнуть). В то время как активные методы (дискуссия, семинар, разработка и защита проекта) действительно помогали запомнить информацию надолго. Наша задача, таким образом, объединять эти методы.

В качестве подтверждения сказанного приведу «пирамиду обучения», разработанную на основании многочисленных исследований National Training Laboratories:

Итак, что же такое индуктивное обучение и как его верно организовать? Скот Торнбери (Scott Thornbury) в своей книге по обучению грамматике «How to teach Grammar» выделяет следующее:

— Проблемно-ориентированный подход (Problem-Based Learning) — обучение в процессе решения проблемы. Ученики получают сложную, нестандартную задачу без готовых ответов, изучают информацию о проблеме, ищут источники получения недостающих знаний, вырабатывают собственное решение.

— Проектное обучение (Project-Based Learning) — этот подход похож на предыдущий, но решение задачи упаковывается в форму учебного проекта с четко обозначенными сроками и результатом в виде доклада, презентации, исследования, арт-проекта, видео.

— Метод управляемых открытий (Discovery Learning) – прохождение учениками упрощенного пути первооткрывателей законов. Они находят недостающую информацию, проводят опыты, взвешивают факты, устанавливают логические связи и приходят к выводам. Чтобы «открытие» произошло, учащиеся должны быть мотивированы, а учитель должен организовать учебную ситуацию, предоставляющую простор для исследования, эксперимента и открытия.

Главным достоинством подхода считается глубокое и прицельное формирование практических навыков, когда теория становится продолжением опыта обучаемого, ложится на подготовленную почву из проб и ошибок. Главным же минусом, конечно, является время, затраченное на эти пробы и ошибки. Более того, ученик должен быть готов работать частично самостоятельно и в группе.

Давайте более детально посмотрим на процедуру внедрения указанного подхода в объяснение грамматики:

Шаг 1:

Study these two sets of sentences:

  1. 1.Chris has lived in Cape Town for ten years.
    Andrew has been learning to drive for six months.
  2. Wendy has lived in Edinburgh since 1995.
    David has been out of work since January.
    Обучающиеся, работая в мини группах, изучают модели предложений, стараясь понять суть использования for и since.

Шаг 2:

Предлагаем обучающимся простые предложения для заполнения пропусков указанными словами:

Choose for or since to complete the sentences:

  1. Anna has been married ______ seven years.
  2. Jeff has been studying French ______ 1990.

Шаг 3

Предлагаем обучающимся более сложные предложения для заполнения пропусков. Важно сделать так, чтобы необходимость постановки того или иного варианта «не лежала на поверхности», чтобы школьники критически осмыслили их.

Choose for or since to complete the sentences:

        3. Chris and Jim have been together _____ a long time.
        4. I have been living here ______ last summer. 
        5. They have been going out together _____ they met five weeks ago.

Наличие ошибок в этих предложениях должно подтолкнуть ребят к повторному возвращению к шагу 1 и более детальному анализу модели («up-the-garden-path»), не придерживаясь только очевидного факта.

При первичном анализе модели у обучающихся могло сформироваться понимание того, что For используется для выражения времени с числами и количеством (10 years, 6 month), что приведет к ошибкам в п. 4 и 5.

        4. I have been living here for last summer.
        5. They have been going out together for they met five weeks ago.

Теперь предлагаю от теории перейти к практике и посмотреть, как указанный метод «управляемых открытий» может быть использован при обучении английскому языку в общеобразовательной школе по новинке АО «Издательство «Просвещение» — УМК Team UP («Вместе!»).

Шаг 1 – найти правило:

 

 

 

 

 

 

 

 

После просмотра видео и работы с диалогом мы переходим к грамматике (помним, что говорила И.А. Зимняя про цель и средство обучения при постепенном «подключении» аспектов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В сплошном тексте ребятам на первых этапах будет сложно найти правило, поэтому рекомендуется вывести на экран / доску предложения с выделенными глаголами в Present Simple (в соответствии с нашим примером):

Tom and Lucas usually meet before class.
I always have breakfast at home.
She usually listens to music.
He often brings his football to school.

Изучив указанные примеры, обучающиеся находят в тексте все остальные случаи использования Present Simple в (на данный момент) утвердительных предложениях и выделяют глагол. Также рекомендуется обратить внимание на глагол to be чуть позже, чтобы «все легло по полочкам в головах школьников»:

I never watch football.
Elena often does her homework at school.
But he sometimes loses things. 

Шаг 2 – сформулировать правило:

Критически оценив найденные и указанные учителем предложения, обучающиеся приходят к выводу относительно окончания 3 лица единственного числа (-s/es) и отвечают на вопрос:

There is a final –s on the verb only with certain subjects. What are they?

Шаг 3 – применить правило:

Упражнения на отработку указанного правила в достаточном количестве представлены как в учебнике, так и в рабочей тетради. Важно отметить, что все упражнения соответствуют базовому принципу обучения «от простого к сложному». В нашем Team Up мы сначала выбираем форму глагола (упр. 6), затем ставим верное окончание в утвердительных предложениях (упр. 7), только после этого усложняем «сигнальными словами» (разобрать которые также можно на основании примеров из «шага 1», а применить уже в упр. 8), и составлением предложений из слов (упр. 9).

Заметим, что все эти 4 упражнения ребята выполняют на уроке, работая группами, в рамках применения Guided Discovery.

Дома же обучающиеся, выполняя задания из рабочей тетради, по факту, проходят тот же путь, но уже самостоятельно: заполняют пропуски необходимыми словами (упр. 1), пересказывают предложения от 3 лица, тренируясь тем самым в использовании окончания (упр. 2), раскрывают скобки (упр. 3) и добавляют «сигнальные слова» (упр. 4).

Обратите внимание: в рабочих тетрадях мы сохранили грамматическую справку, чтобы обучающийся всегда знал, куда посмотреть, где повторить пройденный на уроке материал.

Вопросительные и отрицательные предложения появляются позже, только на следующем уроке. Работать с ними также рекомендуется в рамках Guided Discovery.

В рамках отработки и закрепления грамматических тем нельзя забывать про применение игровых приемов и внесение разнообразия в задания, ведь дети любого возраста любят играть и шутить. Игра снимает все барьеры, позволяет «расшевелить» даже самых пассивных обучающихся благодаря природному, врожденному желанию победить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте подведем итоги. В чем же преимущества и недостатки рассмотренного метода?

  • Правило, которое вывел обучающийся самостоятельно, становится значимым, лучше запоминается.
  • Обучающиеся становятся активными субъектами образовательного процесса (не пассивными объектами).
  • Метод «бросает вызов», развивает критическое и креативное мышление.
  • При групповой работе – развитие навыков говорения, работы в команде, формирование социально-значимых моделей поведения
  • Позволяет обучающимся поверить в себя, развить самостоятельность.

— Затраты времени и энергии.

— Мнение, что вывод правил — цель изучения языка (это лишь средство).

— Обучающиеся могут запомнить не совсем верный вариант правила.

— Сложность планирования (для педагога).

— Психологические сложности (для обучающегося).

Таким образом, рациональность мы видим в умелом сочетании традиционного дедуктивного и индуктивного подходов, ведь это поможет наиболее эффективно и продуктивно организовать работу по формированию того самого критического мышления, умения решать задачи, понимать суть проблемы, которые так пригодятся нашим обучающимся во взрослой жизни, сделают их по-настоящему функционально грамотными взрослыми!

Уважаемые коллеги!

Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте

Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Специализированный плейлист УМК “TEAM UP!” (ВМЕСТЕ)

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»

можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку.
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.

Комментарии закрыты.