«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Памяти Ефима Израилевича Пассова

Пятница 19 апреля 2019

8
19 апреля – день рождения Ефима Израилевича Пассова, и мы вспоминаем российского лингвиста, специалиста в области методики иноязычного образования, доктора педагогических наук, заслуженного деятеля науки РФ, руководителя Российского центра иноязычного образования, профессора Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, почётного профессора Нижегородского государственного лингвистического университета, почётного профессора Минского государственного лингвистического университета, профессора кафедры гуманитарного образования Института развития образования Липецкой области .

IMG_6598

 

  • Копылова Виктория Викторовна кандидат педагогических наук, профессор, вице-президент по издательской деятельностиАО «Управляющая компания «Просвещение»

В первый раз я познакомилась с работами Ефима Израилевича Пассова, когда была выпускницей института. В моем, как и в большинстве вузов, методика обучения иностранным языкам преподавалась как обычно. Однажды я попала на урок к своей коллеге, которая специально уехала из Москвы в Липецк учиться у Ефима Израилевича Пассова. Ее горящие глаза, нестандартные уроки меня поразили. Я была потрясена и решила найти в библиотеке все пособия Ефима Израилевича Пассова.

Первая книга, которую я прочитала, — «Беседа об уроке иностранного языка». Будучи учителем, посвятившим половину своей жизни методике обучения иностранным языкам, я выросла на этой книге. Она осталась моей настольной книгой на всю жизнь.

Ефим Израилевич всегда восхищал меня! Я видела, как он шутил и как играл на аккордеоне на дне рождения одной из аспиранток и как жестко отстаивал свою позицию и идеалы в спорах с представителями Британского совета. Общение с ним всегда было большим счастьем для меня.

Ефим Израилевич – необыкновенно волевой человек. Он всегда приходил на помощь и никогда, ни при каких обстоятельствах не изменял своим идеалам. Мы знаем, через что ему пришлось пройти. Не только как ребенку войны, но и как человеку, который пробивал через костный мозг чиновников и ученых свою теорию, свои подходы и поддерживал учеников. Он никогда не позволял себе плохого слова про учителя, ведь он посвятил свою жизнь педагогам. Благодаря ему была собрана величайшая команда учителей и авторов учебников английского языка под руководством Владимира Петровича Кузовлева.

Сфера научной деятельности Ефима Израилевича не ограничивалась только иностранным языком. Он многое сделал и для разработки теории русского языка как иностранного.

Человек с необыкновенным чувством юмора, прекрасный отец, дед и прадед.

Мы гордимся тем, что научная школа Е. И. Пассова сохранилась у нас в «Просвещении».

 

20190403_141142

Наследие Е. И. ПАССОВА

(цитаты из публичных выступлений и печатных изданий)

  1. Образование – очень сложная, многомерная и одновременно хрупкая система. И перемены в ней, чтобы быть успешными, должны быть тоже системными, обдуманными и осторожными. Это не сапожная мастерская, где ставят заплатки на старые башмаки, и даже не ателье или фабрика, где шьют всё по стандартам…
  2. Целью образования должен стать человек духовный, нравственный… Для этого содержанием образования должна быть культура. Именно вхождение человека в культуру, её присвоение делает его духовным. Входя в пространство культуры, человек познает, развивается, воспитывается и учится. Конечно же, он овладевает и знаниями, и умениями, но они – не самоцель; они – лишь «часть» (и не самая главная!) культуры. Человек знающий и умеющий («специалист»), но не развитый и бездуховный, безнравственный – просто деляга. Причём не безвредный.
  3. Есть две главные составляющие учителя – мастерство и личность. Если учитель не будет ими обладать, нам не удастся сделать образование мощным фактором духовного, социального и экономического развития.
  4. В современном мире ценность учителя заключается уже не в том, что он является неким ретранслятором знаний, а в том, что его функция становится личностно-образующей.
  5. Каков уровень учителей, таков и уровень образования, таков и интеллектуальный и нравственный потенциал народа. Именно от последнего зависит судьба любой страны. Поэтому профессиональная подготовка учителя – дело государственной важности.
  6. Иноязычное образование особенно ценно, если оно культуросообразно, так как оно основано:
  • на гуманистической философии и способно обеспечить «диалогический антропоцентризм», ведущий не к ксенофобии, а к диалогу культур, что выше, чем так называемая толерантность;
  • на аксиологии как науке о ценностях (а именно ценности составляют культуру), что обеспечивает должное мировоззрение и воспитание;
  • на интегративности, что обеспечивает единство всех аспектов иноязычного образования: познавательного, развивающего, воспитательного и учебного.

 

20190403_141232

 

  1. Да, профессии умирают. Но профессия Учителя никогда не умрёт. А если умрёт (станет лишь цифровой, техникой), то станет деградировать социум, общество, люди. Ибо Учитель – мост между поколениями, ретранслятор культуры (как профессионал), духовник (как человек), субъект диалога культур.
  2. Получается вот ведь

какая штука –

Одно явление,

хоть два разных названия:

Говорим «образование» –

понимаем «методика как наука»,

Говорим «методическая наука» –

понимаем «образование».

  1. Я не хочу жить по законам, согласно которым средство – выше цели, а цель – выше смысла. Потому что тогда в этом пространстве нет места для категорий нравственности, совести, достоинств.
  2. Методика или теория и технология иноязычного образования есть интегративная, проектного типа наука, то есть система всех форм знания о сфере иноязычного образования, позволяющая создать культуроносную экосреду и оптимально управлять процессом духовного развития индивидуальности как субъекта диалога культур.

 

20190403_141054

 

  1. Иностранную культуру надо знать, понимать и уважать; свою культуру человек как гражданин должен знать и понимать (как можно больше и глубже), а также ценить, любить и жить ею!
  2. Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.
  3. Методика … – великая наука и в XXI веке станет важнее многих других наук, ибо научно обоснованные технологии станут требованием времени.
  4. В моей надежде есть только Любовь, Любовь к науке, которая зовётся методикой. Именно любовь побуждает меня к стремлению (извините за высокопарность) послужить её становлению как одной из важнейших наук о человеке. Да, наук о человеке, а не об учебном процессе. О человеке, который, вынужденно входя в учебный процесс, попадает под колеса традиционной дидактики и поневоле подвергается обучению. Мне жалко этих «человеков»! Ведь среди них есть и таланты, от которых зависит судьба страны. Я бы хотел, чтобы Методика (не случайно с большой буквы) создала для них «образовательное пространство», человечески уютное, содержательно культурное, мотивационно увлекательное, где бы они выросли духовно. Методика способна на это!
  5. Методике ещё предстоит осознать свой новый объект – иноязычное образование и связанный с ним переход в новое измерение, на новый уровень своего развития, приобретение нового статуса, характера и специфики себя как науки, понимание культуросообразной парадигмы, осознание цели и изменённого содержания и всего, что с этим связано.
  6. Возможности научного познания зависят от тех методологических принципов, с позиций которых решаются основные познавательные задачи как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях познания.
  7. Владение категориями – не повод для категоричности суждений.
  8. Если явление существует, а сущность не является, значит её нет? Есть. Причем всегда…

Конечно, не сама собой…, а только в том случае, когда мы её выявим. Подумаем, постараемся, докопаемся… Сущность подобна кладу: её нужно искать долго, её надо уметь искать.

    1. Если Вы исследуете какую-либо проблему, Вы обязаны знать всё, что было написано до Вас. Нужно читать «около». Успешность решения любой проблемы прямо пропорциональна разнообразию прочитанного «около».
    2. Хочешь убедить другого – поверь в это сам.
    3. Полезно не только РАЗ-суждать, но и ДВА-суждать, и ТРИ-суждать…
    4. Анализируя объект, не теряй его из вида!

20190403_141115

Несмотря ни на что, учитель-профессионал – это патриот, который верит в свою страну и передает эту Веру своим ученикам; это оптимист, который видит всю жестокость и грязь жизни, но понимает, что есть Доброта и Совесть, и проявляет всё это в своей деятельности. Это человек, который несмотря ни на что любит детей, желает им добра так, чтобы они чувствовали. Мы не имеем права быть иными, потому что иначе – зачем мы? Ведь наше мировоззрение, наши дела и чувства не скроешь ни за каким частоколом красивых слов. Ученики почувствуют всё это и переймут. Это значит, что мы не воспитаем их ни патриотами, ни нравственными, то есть не исполним своего призвания.

  1. Любая идея, если она не развивается, становится догмой. Конечно, очень нелегко пересмотреть и отказаться от чего-то, созданного огромным трудом. Легче созерцать, довольствоваться и наслаждаться продуктами своего труда. Какое-то время – это позволительно. Но главное – не упустить момент перехода на новую ступень развития. Развитие всегда диалектично. Оно предполагает отказ от созданного ранее. 1

 

  1. Если мы хотим создать настоящую Методику, надо создавать её национальную версию, а не копию западной. Об этом приходится напоминать, поскольку сейчас в методике – кризис беспочвенности, кризис самоидентификации.
  2. Общение – есть внутреннее устройство системы образования, обеспечивающее её функционирование.
  3. Когда ученик начинает понимать, что то, что он делает, – это упражнение, тогда общение заканчивается.
  4. Всякая организация процесса есть, по сути, управление им.
  5. Ценность хорошего урока в том, что из него можно извлечь много уроков.
  6. Знания о языке и владение языком – разные вещи, и последнее вовсе не определяется первым, хотя и тесно с ним связано.
  7. Социум (общество) состоит не из индивидуалистов, а из индивидуальностей. Индивидуалисты не станут возрождать страну.
  8. Без подлинного, фундаментального образования нереальны никакие планы модернизации страны, ибо некому будет её модернизировать.

 

2

  1. Покажи мне, как ты анализируешь, и я скажу тебе, какой ты методист.
  2. Диалог культур есть принцип жизнедеятельности людей.
  3. Необходима переориентация образования со знаниецентрического на культуросообразное, которое сделает человека не только образованным, но и культурным, духовным, научит не мыслям, а мыслить, нацелит не на овладение готовыми знаниями и их применение, а на креативность.

3_

 

  1. Важно, чтобы методисты занялись проблемой создания терминосистемы методики на методологическом уровне. Что это даст? Не пройдёт и двух–трёх десятков лет, как методика начнёт взрослеть, вырастет из коротких штанишек, возмужает и приобретёт тот самостоятельный статус, которого она достойна.

Конкретно:

  • — появится надежда на создание мыслительного и языкового аппарата науки как основы взаимопонимания…;
  • — методика вступит на путь, ведущий от эмпирического уровня к теоретическому…;
  • — станет более определённым предмет методики как науки…;
  • — возрастёт эффективность решения основных проблем методики как теории и технологии…;
  • — речь наших учителей станет грамотной, содержательной, красивой и многое другое…

ВОСПОМИНАНИЕ ОБ УЧИТЕЛЕ

Коллеги, ученики и соратники о Е. И. Пассове

4_

  • Авторский коллектив линии УМК «Английский язык» для 2–11 классов (издательство «Просвещение»)

Многие из нас слушали лекции Е. И. Пассова ещё во время учёбы в институте. Уже не одно десятилетие Е. И. Пассов – наш Учитель, высший научный авторитет, вдумчивый арбитр в рабочих спорах. Наш коллектив формировался в составе Центра иноязычного образования в 1989–90 годы. Центр был творением Ефима Израилевича, он выражал представление Пассова о новой системе образования, включающей в себя подготовку современного учителя, разработку актуальных учебников, повышение квалификации учителя. Последовали несколько лет научных семинаров под руководством профессора Е. И. Пассова. Ефим Израилевич привлекал для чтения лекций в Центре выдающихся учёных – к нам приезжали А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, С. Г. Тер-Минасова, П. Б. Гурвич, Р. К. Миньяр-Белоручев, С. Ф. Шатилов, В. Г. Скалкин, Г. Д. Томахин и др.

И Е. И. Пассов был одним из них, из выдающихся, диапазон его научных интересов был огромен, он был неординарным лектором, мы были свидетелями его дискуссий с авторитетными специалистами в области психологии, лингвистики, философии. Мы понимали, что Ефим Израилевич является учёным незаурядного уровня, и очень ценили, что судьба даровала нам возможность работать под его руководством. Все, кто общался с Ефимом Израилевичем, поражались его работоспособности, знали, что масштаб его личности не ограничивается только научными сферами: Пассов был блестяще образован в гуманитарной сфере, он писал стихи, музыку для своих песен и сам исполнял их.

К нашему коллективу судьба была многократно благосклонна, нам было дано общение вне рабочих ситуаций. Ефим Израилевич всегда охотно откликался на наши приглашения отметить с нами какое-либо событие. Мы разговаривали о чём угодно: о любимых и нелюбимых книгах, спектаклях, событиях современной жизни, детях и внуках. Случалось, что Ефим Израилевич приходил с гитарой, пел свои новые песни. Он нередко дарил нам свои книги с автографами, сборники своих стихов, диски со своими песнями. В последний раз Ефим Израилевич приходил к нам, чтобы отметить наступающий 2019 год. Он был уже очень болен.

Окончилась целая эпоха. Но не ушла в прошлое. Остались книги на полках, учебники видеозаписи лекций и выступлений, а ещё томики стихов и диски с записями песен. И память… Светлая память, благодарная память…

  • Заместитель главы администрации Липецкой области, кандидат педагогических наук Ю. Н. Таран

8

 

За годы своей плодотворной деятельности Ефим Израилевич не только разработал эффективные технологии обучения, поднял на новый уровень методику преподавания, но и обеспечил внедрение и широкое распространение своих авторских программ и методик обучения. Не одно поколение педагогов прошло через его методическую школу и эффективно применяет полученные знания сегодня.

Особую актуальность его монографических исследований представляет концепция о целостном духовном воспитании человека: гражданина, интеллектуала, умелого человека. 

  • Заведующая кабинетом иноязычного образования ГАУ ДПО Липецкой области «Институт развития образования» М. А. Федотова

DSC00009

 

В жизни каждого человека есть события, встречи, которые являются особо значимыми, судьбоносными, накладывающими отпечаток на всю жизнь. Вот такую встречу мне, как и всем моим однокурсникам, подарила судьба уже в первые годы учёбы в Липецком педагогическом институте (1970–75 гг.). Это были и первые годы работы Ефима Израилевича Пассова в Липецке. В стенах вуза всё было для нас тогда ново и интересно, но появление профессора Пассова с самой первой лекции поразило нас всех. Вспоминая сейчас эти встречи и анализируя, чем он был так необычен, интересен, притягателен, можно многое перечислить: образованность, интеллигентность, эрудиция, исключительное умение общаться и владеть аудиторией. Но за всем этим чувствовалось что-то большее – целостность Личности, гражданская позиция Человека и поразительная целеустремлённость Учёного. Вот эта притягательная сила, осознанная, с новым знанием, с желанием свершения, делания сконцентрировала вокруг Учёного всех нас. А мы были первые птенцы, которым посчастливилось, наверное, больше, чем кому-либо, расти непосредственно под его руководством, впитывая не только теорию, но и прорабатывая всё на практике. Мы познавали методику как науку, и это был в прямом и переносном смысле наш хлеб, наша профессиональная основа на всю жизнь. Ефим Израилевич не просто вырастил нас как учителей, он сделал нас методически зрячими, а значит, профессионально сильными и смелыми, своими единомышленниками, развивающими его теорию и претворяющими её в жизнь.

Мой профессиональный путь был неразрывно связан с моим Учителем. Уже с первого года работы в школе у меня проходили практику студенты нашего факультета иностранных языков, апробировались новые учебные материалы даже тогда, когда я стала заместителем директора школы. А затем была работа в Липецком педагогическом институте в Лаборатории учебников, в созданном Ефимом Израилевичем уникальном Российском центре иноязычного образования. Последние 25 лет я работала с учителями иностранных языков Липецкой области в Липецком институте усовершенствования учителей и далее в Липецком институте развития образования в тесном содружестве с коллективом авторов учебников английского языка под руководством В. П. Кузовлева издательства «Просвещение» и с Ефимом Израилевичем. Это была действительно творческая, плодотворная работа, основанная на выверенной теории, воплотившейся в практике учителей нашей области и давшей возможность нашим учителям на основе этой теории приобрести свой уникальный опыт работы, которым они делились в течение десяти лет не только внутри Липецкого региона, но и со всеми коллегами нашей страны на ежегодных Всероссийских семинарах «Технология коммуникативного иноязычного образования», проводимых совместно Институтом развития образования Липецкой области и издательством «Просвещение», авторским коллективом учебников английского языка под руководством В. П. Кузовлева.

Но особенно мне хотелось бы акцентировать внимание на том уникальном бесценном вкладе, который внёс в эту нашу работу Ефим Израилевич. Его именно бесценность и уникальность в том, что он видел в учителе всё то, чем обладал сам. На своих лекциях он подчёркивал, что Учитель – это, прежде всего, Гражданин, патриот своего Отечества, если нет, то все его профессиональные умения и даже творческие взлёты обесцениваются. На одной из последних его лекций я записала дословно: «На первом месте у учителя должно быть гражданское чувство ответственности за судьбу Родины и боль, если что-то не получается. Критиковать можно, но не с позиций охаивания, а с позиций заботы. Что может учитель сделать? Прежде всего, быть Учителем. Если ощущаешь эту боль, говори об этом на уроках с учениками, проявляй своё отношение, обозначь свою позицию. Мы с вами трудимся на ниве Образования. Образование – это даже не служба, это – служение». Вот что помогло нам выжить, не сломаться, не прельститься внешним благополучием и не предать. Как же было важно нашим учителям и в «лихие» девяностые, и в нулевые, и сейчас в новом столетии слышать из уст нашего Учителя эти слова! Он подарил нам радость общения с ним, с настоящим Человеком, он оставил нам великое наследие Учёного, он завещал нам хранить непреложные истины Патриота и Гражданина. Моя благодарность и низкий поклон, и наша признательность от всех учителей Липецкой области.

  • Светлана Григорьевна Тер-Минасова, доктор филологических наук, заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, президент факультета иностранных языков и регионоведения МГУ

 

SONY DSC

Примите мои самые искренние соболезнования всем, кто так же, как и я, грустит, скорбит и плачет из-за чувства огромной потери, которое все люди, знавшие и почитавшие Ефима Израилевича, сейчас испытывают. А нас легион. Хотя мы все и филологи, слов не хватает и невозможно ими выразить почитание, уважение, любовь и благодарность нашего научного и педагогического сообщества за его огромный вклад в теорию и практику изучения и преподавания английского языка. Лично для меня особенно ценно было то, что Ефим Израилевич был не только великий знаток своего дела, но ещё и умел рассказать просто о сложном. Мир его праху.

  • Профессор, руководитель Департамента иностранных языков НИУ ВШЭ Соловова Е. Н., г. Москва

 

DSC_8219

 

Примите мои соболезнования. Не смогла приехать, но мысленно я с вами, в душе и в памяти Ефим Израилевич всегда для меня будет жив. Жаль, что такие великие люди от нас уходят, а после них…

  • Председатель диссертационного совета на базе МПГУ, доктор педагогических наук, профессор А. Д. Дейкина

 

24н

 

Учёный-эрудит, глубокий лингвист, философ – мыслитель языка, он был подвижником и защитником методической науки, принципиально и бесстрастно отстаивающим её аксиологическое значение.

Всегда на передовом рубеже, тонко анализируя систему образования, Ефим Израилевич учил частности в науке, основательности в исследованиях, доказательности в выводах. Его умное профессиональное слово служило и будет служить на благо отечественного просвещения.

Ефим Израилевич Пассов всегда будет в передовом строю великих Учителей.

  • Диссертационный совет Д 212.154.27 на базе МПГУ

Passov_EI3

 

Ефим Израилевич Пассов – Учёный, Учитель, Педагог, Методолог Методики, совершивший научную революцию в отечественной методике преподавания иностранных языков. В конце 60-х годов ХХ века он убедительно обосновал и применил в обучении иностранным языкам впоследствии ставший ведущим коммуникативный метод. На его научных трудах выросло несколько поколений учителей. Его монографии в защиту методической науки широко известны педагогам в России и за рубежом. Он создал большую Липецкую научно-методическую школу, которая продолжает начинания своего Учителя.

В течение многих лет доктор педагогических наук профессор Е. И. Пассов входил в состав диссертационного совета Д 212.154.27 на базе МПГУ. Членам диссертационного совета запомнились его яркие и убедительные выступления, высокий профессионализм, широчайшая эрудиция, острый ум и тонкое чувство юмора.

Последняя прижизненная работа выдающегося учёного – статья «Как создать эффективную систему образования?» – была опубликована в журнале «Преподаватель XXI век» в конце 2018 года (№ 4, 2018). Сегодня, когда учёного нет с нами, но остались его труды, она приобрела особую ценность, и эту статью, как и другие работы Е. И. Пассова, составляющие обширное научно-методическое наследие, предстоит внимательно изучить, чтобы извлечь многогранный полезный опыт.

Е. И. Пассов всегда выступал за приоритет российских ученых в области методической науки: «Коммуникативность, которая зародилась и выросла на нашей научной почве (кстати, на 10 лет раньше, чем на Западе!), не могла не впитать в себя соки этой почвы», – убедительно написал он десять лет назад в книге «Терминология методики, или Как мы говорим и пишем» (2009).

Труды Е. И. Пассова будут серьёзно изучены, его научный вклад будет глубоко осмыслен.

Мы всегда будем помнить Ефима Израилевича Пассова.

  • Буланкина Надежда Ефимовна, заведующая кафедрой, профессор, доктор философских наук, почётный работник ОО РСФСР, основатель кафедры гуманитарного образования, заведующая кафедрой, профессор, доктор философских наук, кандидат педагогических наук, заместитель директора филиала МПГУ в г. Новосибирске

7

 

Ефим Израилевич Пассов, доктор педагогических наук, профессор, член многочисленных экспертных комиссий и ученых советов по защите диссертаций, – это не только целая эпоха в отечественной педагогике и практике изучения иностранных языков. Это, прежде всего, страстный автор идеи и технологии инволюционного преобразования современного образования в целом и иноязычного образования в частности. Одновременно Ефим Израилевич и выдающаяся личность, системно созидающая со своими учениками и последователями исследовательское пространство освоения иноязычной культуры в российской школе, а также реально представляющая разумные условия создания развивающей среды во имя культурно образованного человека – что, зачем и как! Среды, в которой должен изменяться и развиваться человек в пространстве урока современного типа.

В апреле 2020 года многочисленная армия учителей-практиков и преподавателей вузов отметила бы Ефиму Израилевичу 90-летний юбилей. Несомненно, немало тёплых и вдохновенных слов-посланий прозвучало бы в его адрес, так как мы, его последователи, осознавая культуротворческую миссию современного образования, благодарны этому человеку и величайшему педагогу, нашему соотечественнику, за интересные и драгоценные находки в области преподавания иностранных языков в школе.

Инновационное исследование фундаментального характера по проблемам использования коммуникативного метода в школьной практике в 60–70-е годы прошлого столетия становится значимым событием в теории и методике преподавания иностранных языков. Этой работой великого мастера зачитываются и маститые ученые, и молодые педагоги-практики по всей стране не одно десятилетие.

Ефим Израилевич Пассов – человек высокого гражданского долга, выступающий против любых проявлений беспринципности! Таким его помнят ученики и коллеги, когда делятся своими впечатлениями, отмечая его оптимизм и патриотизм. Вокруг Ефима Израилевича и его многоаспектных исследовательских трудов в формате монографий, научных статей и докладов, выступлений на конференциях, учебных изданий всегда создаётся дискуссионное пространство, стимулирующее обмен информацией в разных направлениях по проблемам интерпретации тех или иных реалий современного иноязычного образования и педагогической деятельности учителя.

В частности, результаты нашей многолетней практики работы в системе дополнительного профессионального образования учителя свидетельствует о том, что разработанные профессором Е. И. Пассовым системные и разумные представления о коммуникативной культуре в пространстве учебной коммуникации надёжны и продуктивны.

Причём для нас важным регулятивом всегда являлось и является следующее утверждение уважаемого мастера: «Умение общаться – достаточно многогранно и обязательно двусторонне, где ведущая роль принадлежит учителю/преподавателю, главное правило которого – хочешь иметь речевого партнёра, будь им» [Образование как феномен и методика как наука: проблема конвергенции. – Липецк, 2016. – С.157].

В заключение хочется отметить ещё одно качество уважаемого учёного! Что всегда поражало и продолжает удивлять и вдохновлять в Ефиме Израилевиче, так это его удивительная трудоспособность. За последние десять лет у Ефима Израилевича Пассова появились десять монографий, посвящённых современной России, научные и публицистические статьи об отечественной системе образования, рецензии на монографические исследования своих многочисленных учеников и коллег по педагогическому корпусу. А потому счастье, когда удаётся встретить такого уровня ученого-педагога – искреннего, с богатым внутренним миром и бесконечно преданного большой науке и отечественному образованию!

6

 

  • Проректор по учебно-методической работе Башкирского государственного университета А. Б. Галимханов

Ефим Израилевич Пассов – выдающийся творец уникального девятитомного издания «Методика как наука. Теория и технология», человек тонкой души, совесть всего учительства, неукротимый борец за высоконравственное Российское образование, отдавший всю свою жизнь, до капли, «Его Величеству Образованию».

Семья, липецкая научная школа, российская методическая школа понесли невосполнимую утрату с уходом из жизни этого уникального человека: доброго, мудрого, энциклопедически образованного, всесторонне одарённого, романтичного. Светильник человеческой памяти об Учителе, Учёном и Человеке – Ефиме Израилевиче Пассове – не угаснет, потому что в читальных залах вузов страны алеют девять томов-факелов его последнего труда, написанного светом мудрого сердца и тонкой души.

112

  • Заведующая кафедрой русского языка как иностранного и методики его преподавания ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», доктор философских наук, профессор Т. И. Попова,

Профессор кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», доктор философских наук, доктор педагогических наук Ю. Е. Прохоров

Е. И. Пассов, несомненно, уникальная личность не только в отечественной методике – в его понимании «науке наук и обучению наукам». Полагаю, что столь масштабное изучение методики, реализованное Е. И. Пассовым в его многочисленных публикациях, выступлениях на международных и российских научных форумах, не имеет аналогов и в современной международной методической школе.

 

фото 2

  • Доктор философских наук., профессор, почётный работник ВПО РФ, член правления РОПРЯЛ И. П. Лысакова

Пройдя долгий подвижнический путь от учителя средней школы до профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, Е. И. Пассов снискал уважение и признание своих коллег и многочисленных учеников. Доклады профессора Пассова на международных конгрессах и конференциях всегда собирают полные залы благодарных слушателей, жадно внимающих новаторским научным идеям, содержащимся в ярких по форме выступлениях мэтра отечественной педагогики.

  • Доктор педагогических наук, профессор Башкирского ГУ, заслуженный учитель РБ К. Мазунова

На исходе восьмого десятка жизни слепнущий учёный задумывает десятитомное издание «Методика как наука». За шесть неполных лет академическое издание, не имеющее аналога в мировой науке издано на собственные средства. Очевидно, в историографию науки этот подвиг будет вписан как высокий пример служения Науке и своему Отечеству.

  • В. П. Фурманова, доктор педагогических наук, профессор ВАК, президент Мордовского республиканского общества немецкого языка и культуры

Многотомный труд Е. И. Пассова сверкает новизной своих идей в палитре их многоцветия и яркости на фоне синергетики всех её составляющих; полемической формой изложения, нацеливающей на серьёзные размышления и возможности их преломления в конкретной сфере научно-исследовательской деятельности и дальнейшей разработки. Этот труд – великий успех науки, а каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения. И не только дерзость! Ефиму Израилевичу Пассову присущи Любовь, Строгость и Страсть к науке, принципиальность и гражданская позиция учёного. ПАССОВ ГОВОРИЛ, ГОВОРИТ И БУДЕТ ГОВОРИТЬ С НАМИ! ВЕДЬ МЕТОДИКА – ЭТО НАУКА БУДУЩЕГО.

 

5

  • Валентина Вегвари, кандидат педагогических наук, руководитель Русского центра, г. Печ, Венгрия

Прекрасный учёный и докладчик. Многому научились у него, особенно коммуникативному методу обучения РКИ, скромный прекрасный человек, увлекающий аудиторию своими лекциями. В Пече все были от него в восторге. Вечная память!

  • Доктор философских наук, профессор ВГУ М. Стернина, г. Воронеж

Труды Пассова Е. И. по методике преподавания иностранных языков уже многие годы служат настольной книгой всё новым и новым поколениям преподавателей иностранных языков в России. Вспоминаю, как я, работая в 70-е годы по распределению в Павловской средней школе № 32 Воронежской области, читала и перечитывала его книгу «Беседы об уроке иностранного языка».

 

IMG_1567

 

  • Начальник отдела филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО Канаева Валентина Михайловна, Ростовская область

Учитель, перед именем Твоим позволь смиренно преклонить колени!

Этими словами хочется сегодня обратиться к Ефиму Израилевичу Пассову. Но как несовершенны, как меркнут слова и как далеки они от тех чувств благодарности, уважения, осознания глубины идей научных трудов Учителя, высочайшего профессионализма его как автора учебников, основателя и руководителя «Методической школы Пассова», настоящего Учителя учителей, глубоко нравственного человека, гражданина и патриота России, жизнь свою посвятившего российскому образованию. Долгие годы нас связывало то, что сегодня бы называли профессиональным взаимопониманием, сотрудничеством. Более трёх десятилетий тому назад состоялось наше знакомство в Москве на курсах региональных методистов. С первой встречи этот человек поразил меня умением привлечь внимание аудитории, просто и доступно обозначить острые проблемы филологического образования: чему учить, зачем учить, как учить. И предлагал нестандартные решения! Как органично уживались в этом человеке художник и мыслитель! Подвижник, интеллектуал, эрудит! Прибавьте к этому его личное обаяние, высочайшую степень уважения к учителям России. Он неоднократно повторял, что учитель – это главная производительная сила общества. Потом были неоднократные встречи на конференциях, совещаниях, курсах, переписка. Подаренные Е. И. Пассовым мне и коллегам его труды, посвящённые методике преподавания иностранного, русского языков, методической культуре учителя, уроку иностранного языка, занимают достойное место в моей личной библиотеке. Навсегда останется в памяти урок немецкого языка, который проводил Ефим Израилевич. Сейчас я назвала бы это мастер-классом! Разговор в 10 классе шёл о музыке и музыкальных произведениях. В словах учителя, его интонациях, жестах было столько искренности, открытости, достоинства, уважения к высказываниям ребят! Они ловили каждое его слово, взгляд, движение мысли, откликались, обсуждали, предлагали. А когда на уроке зазвучали чарующие звуки «Венского вальса» и Ефим Израилевич, подойдя к одной из девушек, пригласил её на тур вальса, класс взорвался аплодисментами. Вот такие уроки мы имели счастье видеть, уроки любви к своей профессии, к своим ученикам, уроки душевной щедрости. И он с радостью делился всем этим с коллегами. И осень его жизни была прекрасна! Он много работал, строил планы, не переставал писать, трудился с присущей ему глубочайшей ответственностью. В этом убедила меня наша последняя с ним встреча в Липецке в марте 2018 года. Но, к сожалению, уж так устроена жизнь, уходит эпоха, уходят в мир иной учителя, уходят, но не умирают. Ефим Израилевич оставил нам неоценимое и пока ещё не до конца оценённое наследие – свои труды. И как много Вашего осталось с нами. Спасибо Вам, Учитель!

IMG_1573

  • Кафедра иностранных языков и международной деятельности ГБОУ ИРО Краснодарского края:

Науменко Ольга Сергеевна, заведующий кафедрой

Овсиенко Виолетта Евгеньевна, доцент

Ефим Израилевич прожил долгую, плодотворную жизнь. Учитель, Учёный, неординарный замечательный Человек, истинный Патриот нашей страны. Он много успел, внёс огромный вклад в Методику как науку и оставил после себя много благодарных и признательных ему людей.

  • Коллектив кафедры методики преподавания иностранных языков и второго иностранного языка Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

Ефим Израилевич был светлым и талантливейшим человеком, великим учёным и неутомимым тружеником, настоящим гражданином. Невозможно описать словами его вклад в развитие методики, а его уход – это невосполнимая утрата для нашей науки.

Ефим Израилевич!

Всем Вас так будет не хватать,

Но это – жизнь, куда же деться?..

Теперь – читать и почитать.

И помнить, оживляя сердцем.

 

3

  • Вероника Ефанова и сообщество учителей иностранного языка Белгородской области

Ушел настоящий патриот, настоящий человек, труженик, блестящий учёный, романтик, философ! Этот перечень бесконечен.

Ефим Израилевич всю жизнь боролся с невежеством и несправедливостью! Он сохранил в себе человека и чистую душу до конца своих дней!

Это ФЕНОМЕН, и таких людей больше нет! Его «нива образования» у меня в сердце.

Оставлю в своей душе навсегда все минуты общения с Ефимом Израилевичем, его книги, его юмор, его стихи и песни! Светлая память светлому ЧЕЛОВЕКУ.

  • Рита Фандависовна Хасанова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков и второго иностранного языка Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

Ефим Израилевич прожил долгую и яркую жизнь. Но, казалось, что он мог бы прожить ещё десять жизней с его идеями. Думаю, что он многое не успел сделать из того, что хотел бы. На тех, кто его знает, уважает и любит, – а нас таких очень много – лежит большая ответственность продолжить его дело. Он ведь очень на нас рассчитывал!

Память о нём будет такой же бесконечной, как и его чувство любви к методике. Умный, мудрый, с железной волей, честный, строгий, справедливый и в тоже время по-отцовски добрый… Для нас всегда живой Ефим Израилевич!

  • Л. К. Мазунова, доктор педагогических наук, профессор Башкирского ГУ, заслуженный учитель РБ

Ушла целая методическая эпоха, а с нею и уникальная история неофициальной науки методики. Спасибо, что Вы прочно поселились в моей судьбе.

 

4

  • Кандидат педагогических наук Л. Н. Ивашова, г. Липецк

Ефим Израилевич Пассов для профессионального сообщества преподавателей иностранного языка является авторитетным учёным-методистом, идейным вдохновителем авторских коллективов и научным рецензентом учебников английского, французского, немецкого и русского языков для общеобразовательных организаций России. Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член множества Учёных советов разных университетов, автор огромного количества монографий и научных работ в области методики преподавания иностранных языков, создатель уникальной авторской методики и т. п. Список его заслуг и регалий можно продолжать долго, но…

Кто такой Пассов для меня? Учитель, определивший раз и навсегда моё профессиональное будущее.

Всего лишь одна неожиданная встреча и 40 минут незабываемого тёплого и задушевного разговора Великого человека и выпускницы школы, мечтающей изучать иностранные языки, круто изменили мою жизнь навсегда. Величайший учёный и педагог с неподдельным интересом слушал идеи 17-летней девочки о том, каким должно быть преподавание иностранного языка в школе. Слушал, соглашался, переубеждал, открывал какие-то новые стороны казалось бы уже известного, ставил вопросы, над которыми хотелось думать… Всего 40 минут этого разговора, и я уже не представляла другой профессии для себя – только учитель.

Вообще, его талант объединять и окружать себя командой единомышленников поражает и заслуживает отдельного уважения и восхищения.

Потом были незабываемые годы обучения на Факультете иноязычной культуры, первом и таком уникальном для тогдашней системы образования. Дальше – интересная работа на кафедре профессиональной подготовки учителя иностранных языков в педуниверситете, защита диссертации. И всё это бок о бок с ним, с человеком, никогда не отказывающим в помощи, в консультации, да и просто в необходимой человеческой поддержке.

Судьба порой устраивает курьёзные ситуации, и спустя много лет я стала его непосредственным работодателем. И вот здесь надо вернуться к тому, с чего я начала, – несмотря на все регалии и звания, Ефим Израилевич был самым пунктуальным, ответственным и безотказным коллегой. Не обращая внимания и никогда не козыряя своими высокими званиями, всегда готов был помочь и советом педагогическим, и делился своими организаторскими «секретами», вернее, всего одним – быть всегда честным, порядочным, дисциплинированным во всём руководителем и быть готовым всегда показать пример своей непосредственной работой.

Ефим Израилевич! Спасибо за всё! Горжусь, что могу называться Вашей преданной ученицей!

Светлая Вам память! Вас нам очень будет не хватать».

  • Кандидат педагогических наук С. В. Зелепукина, г. Липецк

Когда я вспоминаю Ефима Израилевича Пассова, то в сознании невольно возникают самые яркие образы, связанные с ним. Это и образ выдающегося учёного, и одарённого лингвиста, и прогрессивного новатора, и творческой личности, способной чувствовать и передавать прекрасное в своих стихах. Этот перечень бесконечен. И всё же, как и для многих его единомышленников и последователей, для меня он, прежде всего, Учитель! Но Учитель особенный! Он научил меня по-другому смотреть на процесс обучения иностранному языку, а позже и переводу. Он, будучи моим наставником и научным руководителем, помог мне в написании кандидатской диссертации. Он, сам того не зная, позволил мне прикоснуться к своей давней мечте учиться в НГЛУ (доверив мне преподавание практического курса перевода в Липецком филиале НГЛУ, он отправил меня на стажировку-обучение на переводческий факультет в Нижний Новгород). Оглядываясь назад, понимаю, что на моём жизненном пути таких моментов, где важную, ключевую роль сыграл Ефим Израилевич, было немало. И как же хочется ещё раз сказать ему огромное спасибо за то, что в трудных жизненных ситуациях он всегда выручал меня словом и делом. Спасибо за то, что он просто был в моей судьбе!

  • Кандидат педагогических наук Т. А. Пустовалова, г. Липецк

Я принадлежу к числу тех людей, которые знали Ефима Израилевича всю свою жизнь! Будучи еще трёхлетней соседской девочкой, я часто приходила к нему в гости, и мне становилось необъяснимо хорошо в доме. где царило тепло искренне любящих друг друга людей. Став постарше, встал вопрос «кем быть?». И тут снова судьба столкнула меня с Ним, связав прочно общей профессией Учителя. И ни на секунду я не пожалела об этом и не усомнилась в правильности выбора профессии, а после первой лекции по методике у меня появилось ощущение, что я прикоснулась к чему-то настоящему, значимому, прекрасному, к чему надо стремиться, с чем быть сопричастной, чему смело можно себя посвятить. Во мне до сих пор сохранилось магнетическое ощущение его лекций, скорее даже бесед, в которые он вкладывал всего себя. Он всегда говорил с воодушевлением, не критикуя обстоятельства и людей, научно аргументированно и в то же время логично и доступно.

Из близкого и долгого общения с Ефимом Израилевичем я поняла, что жизнь предъявляет человеку его ума повышенные требования, вследствие чего она нелегка. Но с развитием мышления возрастала и сила его духа! И последнее наблюдение, которым бы хотелось поделиться. Любой его ученик (особенно трудный) являлся для него учителем, через него он сам тоже учился и развивался. Ефим Израилевич любил своих учеников, даже если они делали ошибки, если были не согласны и спорили с ним. Наверное, именно поэтому до самых последних дней его ученики звонили ему, советовались, рассказывали о своих достижениях. Вот и я принадлежу к ученикам, отмеченных его любовью, к тем, в кого он вложил искру своего учительского таланта, кого он всегда воодушевлял своим личным примером. И я просто счастлива, что в моей жизни был такой Учитель.

  • Коллеги и студентки Е. И. Пассова Элла и Екатерина Меркуловы

Ефим Израилевич – удивительно разносторонний человек. Его жизненное кредо – отдавать себя любимому делу без остатка – помогает всегда быть в отличном настроении и форме, заряжать других неиссякаемой позитивной энергией. Он принадлежит к числу тех руководителей, которые умеют видеть перспективные направления развития, собрать эффективную команду единомышленников и успешно организовать процесс реализации инициатив, имеющих государственное и для каждого ученика огромное личное значение.

Хочется быть похожим на него, ведомого задором, романтикой, свершениями и открытиями. Для нас он всегда являлся мудрым наставником.

  • Орехова Ю. М., кандидат педагогических наук, учитель английского языка МОУ «Средняя школа № 44», г. Ярославль

Его ум и педагогическое мастерство не были ограничены подачей порций лексико-грамматического материала. Он прогностично мыслил, стремился создать широкую поликультурную образовательную среду, построенную на реальном общении. Благодаря Е. И. Пассову педагоги научились развивать свой творческий потенциал и развивать учеников, учитывая их индивидуальные особенности. Он учил работать в сотрудничестве.

Лично я благодарна Ефиму Израилевичу за его концепцию взаимосвязанного обучения языку и культуре, которому я следую при планировании и проведении уроков. Современным школьникам интересно узнавать новые факты об англоязычных сверстниках и знакомиться с реалиями страны изучаемого иностранного языка. Более того, культурологическая информация помогает ученикам лучше усваивать и языковой материал. Спасибо Ефиму Израилевичу за его идеи, которые помогли мне при написании кандидатской диссертации, что ещё раз доказывает его гениальность и талант учёного: говорить о трудных вещах простыми словами и вдохновлять других.

  • Доктор философских наук, профессор Нижегородского государственного лингвистического университета Г. Рябов

Товарищу Пассову, учёному и человеку

Я не даром вздрогнул.

Не сна ли это ход:

В порт методики,

поперёк установленной трассы,

разворачивался

и входил

пароход

«Ефим Пассов».

 

Это – он.

Я узнал его.

В блюдечках-глазах спасательных кругов,

В элегантности корпуса

И гудка-баса,

В уверенности хода – его шагов…

– Здравствуйте, Пассов!

 

Как я рад, что Вы с нами сейчас

в дымной жизни труб

дидактической логики.

И в учениках,

Что помнят Вас,

Продолжая Ваш путь

в методике.

Корпус Ваш

штормы жизни качали.

Вы ж выносили всё это стоически

и сохранить

своей целью считали,

образования код генетический.

Я уверен –

Мой сон сбудется,

время ускорит свой ход:

выйдет в свет

сто томов

Методики будущего,

в Вашу честь

Назовут Пароход!

Статью к выпуску подготовил

методист Центра лингвистического образования

Издательства «Просвещение»

Беляев В. В.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.