«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

А2 Key for schools 2020: обзор изменений и рекомендации по подготовке

Четверг 13 февраля 2020

Экзамен Key for schools является одним из первых серьёзных Кембриджских экзаменов, ориентированный на уровень A2 в соответсвии с Общеевропейской шкалой языковой компетенции (Common European a framework of reference for languages, CEFR). С января 2020 года в силу вступают изменения формата экзамена. Данная статья представляет краткий обзор этих изменений и рекомендации по подготовке.
Кембриджские экзамены, уровень А2, шкала CEFR, рецептивные навыки, продуктивные навыки, критерии оценки, изменения.

 

 

 

Автор: Редькина Екатерина Андреевна
Московский Государственный Университет им М.В. Ломоносова, факультет психологии

Английский язык давно стал языком международного общения, и не секрет, что владение английским языком на достаточно высоком уровне открывает многие возможности, как карьерные, так и образовательные. Качество освоения языка можно оценивать по-разному, но уже давно принято использовать международные экзамены. В этой статье поговорим об одном из первых серьёзных  Кембриджских международных экзаменов.

Экзамен Key ориентирован на уровень A2 в соответствии с Общеевропейской шкалой языковой компетенции (Common European a framework of reference for languages, CEFR). Владение английским языком на уровне А2 подразумевает, что студент имеет хорошие базовые знания по английскому языку и может общаться, как в письменной, так и в устной форме, в простых повседневных ситуациях.  Иными словами, это экзамен базового уровня, а учащийся может:

  • понимать и использовать простые фразы и выражения
  • представиться и ответить на простые вопросы о себе
  • общаться с носителями английского языка, говорящими медленно и четко
  • писать короткие, простые записки.

У преподавателей часто возникают трудности в выборе экзамена для уровня А2, потому что, как видно по схеме CEFR, их на самом деле 3: Young learners exam: A2 Flyers; A2 Key and A2 Key for schools. Первый из трёх предназначен для детей 10-12 лет, и так как он относится к линейке детских экзаменов (YLE), экзаменационные материалы содержат больше картинок, а тексты для чтения и аудирования меньшего объёма.  A2 Key for schools и A2 Key ориентированы соответственно на подростков и взрослых, начинающих изучать язык. В школах рекомендуется использовать именно А2 Key for schools, потому что контент (темы, вокабуляр) больше подходит для школьников, а экзаменационные материалы составлены исходя из их интересов и предпочтений. Именно об этом экзамене и пойдёт речь подробнее.

Настольной книгой любого педагога, занимающегося подготовкой к Кембриджским экзаменам по английскому языку является Handbook for teachers или мануал для учителей, подробно описывающий экзамен, требования, критерии оценки и т.д. Изменения в экзаменах сразу отражаются там же. Изменения в формате Кембриджских экзаменов происходят нечасто, примерно раз в 7-10 лет, а последние изменения в экзамене А2 Key for schools действуют с января 2020 года. Самые значимые изменения коснулись продуктивных навыков письма и говорения, о чем речь подробнее пойдёт в данной статье.

А2 Key for schools состоит из трёх частей (papers): Чтение и письмо (60 мин), Аудирование (восприятие на слух: 30 мин) и Устная речь (8-10 мин). Таким образом, экзамен позволяет оценить сформированность всех четырёх языковых навыков.

Первая часть состоит из 7 заданий: 5 на чтение и 2 на письмо. Аудирование состоит из 5 заданий. Традиционно, экзаменационным материалом для чтения и слушания являются аутентичные тексты (сообщения, объявления, реклама, газеты, открытки, брошюры, сайты и др.), адаптированные под уровень А2. Так как возможность использовать такие тексты в реальной жизни у студентов, живущих в обеднённой языковой среде, снижена, рекомендуется использовать как можно больше примеров таких текстов на уроках. Задача учителя в данном случае, при необходимости, адаптировать тексты под уровень студентов. Для этого рекомендуется использовать список слов (vocabulary list) и подробное описание языковых конструкций (language specifications), ориентированных на уровень А2 по международной шкале CEFR. Список языковых явлений и конструкций даётся в мануале для преподавателей (Handbook for teachers), а подробный список рекомендованных слов можно найти онлайн на www.cambridgeenglish.org.

При подготовке к рецептивным «скиллам», необходимо развивать все основные навыки работы с текстами:

  • чтение/аудирование направленное на понимание основной идеи (reading/listening for gist)
  • просмотровое беглое чтение/аудирование (scanning)
  • чтение/аудирование, направленное на поиск деталей и нюансов (reading/listening for detail).

Важно развивать эти навыки с самого раннего возраста и на примерах показывать учащимся, как выбор стратегии чтения зависит от целей, задач чтения и формата текста. Например, если студенты читают информационную брошюру, попросите их найти определенную информацию. Если они читают сообщение, попросите их подумать, как они ответит на него.

Что касается формата упражнений, то экзаменационные типы заданий ничем не отличаются от тех, с которыми студенты работают на уроках: задания с пропуском, задания на множественный выбор, задания на поиск соответствия и др.

Есть несколько универсальных рекомендаций для подготовки к чтению и аудированию:

  • давайте учащимся разные тексты, как адаптированные, так и аутентичные, например, заметки и сообщения из социальных сетей, информационные листовки, небольшие статьи, заметки и т.д.
  • помогите учащимся выработать привычку понимать смысл прочитанного, а не работать только со словами/пропусками. Как известно, некоторые студенты вырабатывают парадоксальные способности находить правильные ответы по тексту, не понимая сути прочитанного. Любой Кембриджский экзамен по английскому языку ориентирован, в первую очередь, на развитие навыков, необходимых для жизни, навыков реального использования языка, именно поэтому так важно ориентировать учащихся на работу с текстом как на реальную жизненную задачу, а не только как на экзаменационное задание.
  • отдельный навык, который необходимо вырабатывать — это языковая догадка, а именно умение игнорировать незнакомые слова, которые не важны для данной задачи, и умение догадаться о значении того или иного нужного слова из контекста.
  • напоминайте своим ученикам, как важно тщательно читать инструкции к заданиям. Попросите студентов выделить ключевые слова и покажите на примерах, что необходимо делать.
  • при подготовке к экзамену важно учить студентов управлять своим временем и следить за скоростью выполнения задания. A2 Key for schools для многих детей является первым настоящим серьезным экзаменом, и без должной подготовки им может быть сложно правильно распределить своё время на все задания.

Отдельно стоит поговорить о продуктивных навыках (письмо и говорение) и о тех изменениях, которые вступили в силу в январе 2020 года. Эти изменения призваны создать большую преемственность внутри уровней и разных экзаменов: письменная часть А2 Key for schools стала больше похожа на письменную часть A2 Flyers, а задания на говорение стали более коммуникативными, как в B1 Preliminary test.

Письменная часть экзамена состоит из двух заданий:

  • написание короткого сообщения (25 или более слов),
  • написание истории по картинкам (35 и более слов).

Оба письменных задания не имеют жесткого ограничения по количеству слов, что часто вызывает вопросы при подготовке, особенно в отношении критериев оценки. Основным критерием в данном случае является не количество слов как таковое, а смысл и коммуникативная задача. Слишком большое количества слов может привести к увеличению числа ошибок, потому что учащиеся на этом уровне ещё не в полной мере могут контролировать свой язык, или к повторяемости идей. Именно поэтому студент теряет баллы.

Написание короткого сообщения (письма или записки) является чаще всего знакомым заданием для студентов. Однако, важно помнить, что успешность выполнения задания зависит от ряда факторов:

  • кандидаты должны внимательно прочитать инструкции к заданию,
  • важно определить, какое сообщение требуется и для кого оно предназначено,
  • кандидаты должны ответить на все три вопроса.

Первоначальный вариант письма и истории пишется на черновике, и только потом переносится в экзаменационный лист для ответов. Кандидатом часто не хватает времени, поэтому при подготовке к экзамену, важно обращать на это внимание.

Второе задание (написание истории по картинкам — см. пример ниже) проверяет способность учащихся писать краткие тексты повествовательного и описательного характера. Важно использовать все три картинки в одном рассказе, используя слова
связки (then, first, later, etc.), союзы (and, but, so, etc.) и местоимения (this, that, etc.).

На этом уровне языковой подготовки студентам бывает сложно контролировать одновременно содержательную и языковую стороны письма, поэтому рекомендуется обсуждать сначала идеи (индивидуально/ в парах/ в группах/ всем классом), а затем уже помогать учащимся выражать эти идеи. На этапе непосредственно письма, можно предложить описать отдельно каждую картинку, а затем соединить все предложения в один связный рассказ.

Полезными также будут следующие упражнения: упражнение 1, 2.

#1. Match the ends of the sentences (A-E) to the beginnings of the sentences (1-5).

  1. It was a sunny day so
  2. They put some sandwiches and fruit in a big bag, and then
  3. When the family got there,
  4. It was next to a big lake,
  5. After they finished eating,

A. they all sat on a blanket to eat their picnic.
B. Emma and Dan went for a swim in the lake.
C. they found a place to sit under a tree.
D. Emma, Dan and their mum and dad decided to go for a picnic.
E. they went to the park.

# 2. Write the full sentences and underline the words that link the two parts together.

Оценка письменной части А2 Key for schools происходит с использованием шкал оценки, которые состоят из трех подшкал, каждая из которых оценивается от 0-5: содержание (content), язык (language) и организация (organisation). Важно, что нет отдельного критерия, отвечающего за количество слов. Подробное описание критериев в виде рубрики можно найти в мануале для учителей. Преподавателям, имеющим небольшой опыт в подготовке к Кембриджским экзаменам и оценке письма, рекомендуется читать каждую работу несколько раз и каждый раз оценивать ее отдельно по каждому критерию отдельно. Слабая грамматика или лексика только косвенно влияют, например, на критерий «Содержание», поэтому важно научиться критерии не смешивать. Необходимо помнить что:

  • сами по себе ошибки могут не снижать бал; но балл будет ниже, если ошибки мешают пониманию сути текста, то есть мешают успешному выполнению коммуникативной задачи;
  • не нужно ограничивать студентов уровнем; так называемые эксперименты с языком приветствуются, а risk taking поощряется;
  • при подготовке необходимо отмечать не только ошибки, но и удачные, успешные моменты, как в отношении языка, так и в отношении содержания.

Наконец, поговорим об устной части экзамена. Сильно изменилось второе задание: оно приобрело гораздо более коммуникативный характер. Если раньше студенты выполняли классическое упражнение «information gap activity» и не могли продемонстрировать все свои языковые способности, то теперь во втором задании студенты обсуждают вместе какую-то тему по картинкам. Им необходимо выразить, что им нравится/ не нравится и почему. Такое задание имеет гораздо более выраженную коммуникативную направленность, потому что оно более реалистично, а значит, к нему проще готовить. Кроме того, каждый студент может говорить исходя из своих собственных умений и показать свои сильные стороны.

На этапе подготовки важно предоставить учащимся возможность обсуждать разные темы, выражать свои предпочтения и объяснять их. Многие студенты поначалу испытывают трудности именно в объяснении причин, поэтому, особенно важно учить их выражать своё мнение. На более высоких уровнях этот навык тоже очень пригодится.

Оценивание устной части экзамена происходит также исходя из критериев оценки. Так как на экзамене присутствует всегда два экзаменатора (interlocutor или тот, кто беседует с кандидатами, и assessor, дающий подробную оценку), то каждый кандидат получает две оценки. Подробнее о критериях оценки устной части экзамена можно прочитать в Handbook.

В заключение хочется сказать, что подготовка к A2 Key for schools даёт учащимся уникальный опыт и позволяет развивать языковые и учебные навыки, которые пригодятся им в дальнейшем.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.