«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Формирование финансовой грамотности в процессе изучения иностранного языка по УМК Издательства «Просвещение» «Сферы»

Среда 8 апреля 2020


21 век, век высоких технологий. Жизнь меняется молниеносно – новые требования, новые условия, новые… профессии, для овладения которыми необходимы так называемые soft skills. Привычные всем нам специальности постепенно исчезают. Людям, даже старшего поколения, приходится постоянно проявлять гибкость – осваивать новинки, менять, порой, даже образ мыслей.

 

 

Автор: Покидова Анастасия Дмитриевна
Место работы: МБУ ДПО «Учебно-методический центр «Коломна»
Должность: методист, автор пособий, тьютор Издательства «Просвещение»

 

 

 

 

 

А как же быть с нашими малышами-школьниками? В каком мире будут жить современные первоклассники, когда закончат школу? Какие профессии всё ещё будут востребованы? Ответа на эти вопросы, к сожалению, нет. Но очевидно одно – дети в школе должны не только получить знания, но и приобрести навык работы с информацией, получения знаний самостоятельно и, что крайне важно, применения этих знаний в реальных жизненных ситуациях.

В связи с этим мы сейчас всё больше и больше говорим о так называемой «функциональной грамотности».

Для начала позвольте обратиться к определению:

Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой дает следующее определение «Грамотность – способность читать и писать» [5]. Это первое, самое распространенное определение, которое складывалось в течение столетий, однако оно не совсем точно отражает реалии современного мира.

Поэтому нас больше интересует следующая дефиниция: а) Владение необходимыми знаниями, сведениями в какой-л. области. б) Образованность, просвещенность [5].

Это очень важно для преподавания АЯ, ведь мы теперь учим не только читать и писать, а развиваем общую грамотность человека, включая культурную грамотность, и грамотность обучения (формирование умения учиться), ведь сейчас чрезвычайно важно, чтобы человек (выпускник) был грамотным в области определённых жизненных интересов.

Longman Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics дает более полное объяснение данного понятия, связывая его сразу с понятием «функциональная грамотность»: literacy — 1) the ability to read and write in a language. The inability to read or write is known as illiteracy. 2) Functional literacy refers to the ability to use reading and writing skills sufficiently well for the purposes and activities which normally require literacy in adult life [1].

Кто же тогда такой «функционально-грамотный человек»?

А. А. Леонтьев определяет это понятие следующим образом: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [7].

Из всего вышесказанного логично вытекает вопрос – какая жизненная задача должна быть посильна каждому, абсолютно каждому человеку? Конечно, это задача распределения финансов. К сожалению, в настоящее время не только дети, но и взрослые люди не всегда способны грамотно распоряжаться своими деньгами. Поэтому, собственно, государство ставит вопрос о формировании финансовой грамотности перед педагогами и родителями достаточно остро.

Одно из уникальных качеств учебного предмета «иностранный язык» в том, что он, как говорила И.А. Зимняя, “беспредметен” [6] – он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой предмет, открыт для использования из различных областей знания, содержания других предметов.

Итак, финансовая грамотность – способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств («жить по средствам») и грамотно их преумножать; знание ключевых финансовых понятий и умение использовать и на практике, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь [8].

Финансово-грамотный человек обладает определёнными характеристиками:

  1. У него всё под контролем – ведёт учёт собственных доходов и расходов, строит краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование.
  2. Этот человек тратит меньше, чем зарабатывает, не берёт кредиты, формирует сбережения. Оставляет с каждой зарплаты как минимум 10% .
  3. Он ориентируется в мире финансов: следит за ситуацией на финансовых рынках, разбирается в особенностях различных финансовых продуктов и услуг  (кредит, сберегательный вклад, микрозайм, ипотека); проверяет надёжность финансовых организаций, чтобы не потерять деньги; знает и использует свои права и способы их защиты в сфере финансов.
  4. У него есть собственный резервный фонд
  5. Этот человек грамотно делает пенсионные накопления

В 21 веке без этого навыка уже не прожить.

Как же формировать финансовую грамотность на уроках английского языка в обычной общеобразовательной школе?

Возьмем для разбора УМК по английскому языку «Сферы» [2, 3, 4].

Уже во втором классе («Сферы», 2 класс, стр 70-71) малыши начинают знакомиться с темой финансов и валют в англоговорящих странах мира. В этом задании заложен огромный дидактический потенциал – малыши не только развивают социокультурную компетенцию, финансовую грамотность, развивают межпредметные связи (с математикой), но и учатся работать в паре, приобретая навык общения.

В этом же уроке малыши впервые совершают свой «поход в магазин», выполняя задание № 2, в котором необходимо рассказать о стоимости различных предметов одежды.

Необходимо отметить, что в УМК «Сферы» уровень сложности повышается постепенно – дети познакомились с лексикой по теме, решили примеры на сложение, рассказали (одним предложением) о стоимости вещей, а затем дается задание, обеспечивающее выход изученных лексических единиц в коммуникацию – задание № 3 – составление диалога с опорой на текст для аудирования.

На протяжении всей темы модуля продолжается работа по формированию финансовой грамотности второклассников, завершаясь работой в парах и ролевой игрой – № 7 стр 74 – «Представьте, что вы пришли в магазин за школьными принадлежностями. Купите по 2 предмета». Задание не только позволяет учителю увидеть результат работы по модулю, но, что самое главное, делает выполнение задания личностно-значимым для каждого ребенка – покупать одежду они вряд ли будут в 7-8 лет без родителей, а вот купить ластик, ручку или карандаш – им вполне по силам. Можно ограничить детей суммой, которую они могут потратить, предложить им купить как можно больше предметов на указанную сумму, и т.д.

Одним из приоритетных моментов является работа над рубрикой «Теперь я могу», которая помогает подвести итог всего модуля. Детям, особенно малышам, крайне важно осознавать, чему они научились на каждом конкретном уроке, по итогам темы, четверти и года. Именно грамотно организованный этап рефлексии помогает формировать адекватную самооценку ребенка, развивать регулятивные УУД, выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого обучающегося.

На этом работа в начальной школе по развитию финансовой грамотности не заканчивается. В 3 классе малыши знакомятся с мировыми валютами. Ситуация уже иная – поход в кафе / ресторан, которую также можно обыграть путем драматизации, установив лимит финансовых средств, которые «гости кафе» могут потратить.

Работая над темой финансов, обучающиеся развивают все виды виды речевой деятельности – и аудирование, и чтение, и говорение, и письмо, которое находит отражение в проектной деятельности.

 

Приведу пример из УМК «Сферы» для 4 класса:

 

 

 

Данное проектное задание позволяет учащимся познакомиться не только с мировыми валютами, но и с курсом каждой из них относительно рубля. В «Поурочных методических рекомендациях» написано следующее – «Не забудьте дать учащимся план-схему проекта: In Australia people use … . One … is … Russian roubles». Соответственно, после защиты проектов, можно предложить школьникам поиграть в очередную игру – «Представьте, что вы путешествуете по миру. Вам необходимо купить (футболку, ручку, пиццу). Но сначала надо понять, сколько это стоит, если перевести местные цены в рубли». Это поможет не только с развитием межпредметных связей, но и финансовой грамотности – дети начнут понимать, что покупка вещей за границей связана с определенными нюансами, решать которые им в будущем будет необходимо.

Развитие финансовой грамотности в рамках изучения английского языка продолжается и в среднем звене. УМК «Сферы» для 5 класса предлагает задание на развитие умений аудирования с извлечением необходимой информации, которое затем переходит в диалогическую речь с опорой на диалог-образец. Тема всё так же связана с финансами – это поход в магазин.

На этапе составления своего диалога обучающимся можно предложить определенную сумму, которую они могут потратить. Также целесообразно поставить некоторые условия – сэкономить деньги, купить как можно больше предметов, перевести сумму в рубли и т.п.

В рубрике «Window on the World» пятиклассники знакомятся с таким понятием, как «блошиный рынок» в Великобритании, узнают культурные особенности страны в рамках организации подобных мероприятий. Очень ценно то, что дети не просто читают и слушают данную информацию «для галочки», они переносят этот опыт на себя, делая его личностно-значимым. Достигается это путем выхода на диалогическую речь и разработку проекта о «блошиных рынках» в России.

Как мы помним из определения, финансово-грамотный человек «ведёт учёт собственных доходов и расходов, тратит меньше, чем зарабатывает, формирует сбережения». У школьников эти навыки развиваются, когда они учатся контролировать свои карманные деньги, решая, на что потратить, как сэкономить, где купить желаемую вещь дешевле. Обсудить все это позволяет целый модуль УМК «Сферы» для 6 класса.
На этапе мотивации к изучению темы для того, чтобы у ребят сложилось начальное представление о предстоящей работе, им предлагают вопросы для обсуждения: «Куда тратятся твои карманные деньги? Как ты экономишь карманные деньги». Очень интересный, на мой взгляд, момент состоит в том, что учащиеся сразу знакомятся со статистикой о накоплении финансов их сверстниками: 35 % не экономят, 65 % – стараются экономить. Это помогает школьникам задуматься о том, насколько они сами финансово грамотные.

В рамках работы с модулем учащиеся выполняют разнообразные задания, направленные не только на развитие всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции, но и на просвещение обучающихся в вопросах финансов и экономики. Важно, что каждое подобное упражнение в УМК вновь имеет лично-значимый контекст и выход на проектную деятельность или проведение опроса.

 

Очень богатым потенциалом в рамках формирования финансовой грамотности несет задание № 3, которое предлагает детям проблемную ситуацию – «Что ты можешь купить на 10 £?», далее переход на российскую валюту – «У вас есть 100 р., что ты хочешь купить, составь список». Добавляет сложности выбора наличие условия – эти покупки на 2х учащихся («ты и твой друг должны потратить эти 100 р.»), затем же рефлексия, помогающая оценить целесообразность траты финансов на выбранные предметы – «Вам действительно нужны эти товары?».

 

В завершении изучения модуля обучающиеся проводят самоанализ проделанной работы, в рамках которой оценивают не только достижение предметных результатов, но и умение вести беседу «о карманных деньгах, о тратах и экономии, о работе с неполной занятостью».

 

 

 

 

 

Вскользь затронем вопрос, который неразрывно связан с формированием и развитием финансовой грамотности, – вопрос профессиональной ориентации подростков.
Тема выбора профессии, условий работы, качеств, необходимых человеку для успешной реализации своего потенциала в той или иной области, правила написания резюме и прохождения собеседования затрагивается в УМК достаточно часто:

Развитие навыков критического мышления также происходит параллельно с формированием финансовой грамотности – школьники знакомятся с историей возникновения денег, обсуждают важность финансов для функционирования мирового сообщества и их взаимосвязь с большим спортом.

 

В заключение хотелось бы отметить, что развитие функциональной грамотности в целом, и финансовой грамотности в частности, актуальны для нынешнего поколения школьников. Наша задача, как учителей ИЯ, приложить все силы для достижения поставленной цели.

Список литературы

1. Richards Jack С. «Longman Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics» [электронный ресурс-https://docs.google.com/file/d/0B4O1kjQ7yYFnb1RSclpvNldhQXc/edit], дата обращения – 18.03.2020
2. Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю., Б. Дерков-Диссельбек и др. УМК «Сферы» 5-9 классы. М., Просвещение, Cornelsen, 2018
3. Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю., С. Абби и др. УМК «Сферы» 10-11 классы. М., Просвещение, Cornelsen, 2018
4. Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю., Э. Хайн и др. УМК «Сферы» 2-4 классы. М., Просвещение, Cornelsen, 2018
5. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь, 2012. – [электронный ресурс — https://slovar.cc/rus/efremova-tolk/276623.html], дата обращения – 18.03.2020
6. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М., 1985
7. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс , 2003. С. 35.
8. Основы финансовой грамотности – [электронный ресурс — https://fin-site.ru/finansovaya-gramotnost-dlya-nachinayushhix.html], дата обращения-18.03.2020

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.