«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УМК «ВУНДЕРКИНДЫ ПЛЮС»

Понедельник 7 декабря 2020

УМК по немецкому языку серии «Вундеркинды Плюс» для общеобразовательных организаций и школ с углублённым изучением немецкого языка реализует качественно новый уровень создания школьного учебника как основной единицы информационно-образовательной среды. Учебник получил положительные заключения РАО и РКС на соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Материал учебников составлен интернациональным авторским коллективом под руководством издательства «Просвещение».

 

 

Автор: Черникова Светлана Андреевна
Место работы: МОУ Гимназия №1 г. Волгоград
Должность: Учитель немецкого языка

 

 

 

 

УМК построен на принципе совместной деятельности учителя и учащихся, что относится к методической части информационно-образовательной среды. Учащийся имеет возможность обратиться за нужной информацией и самостоятельно воспользоваться разработанной методикой, которая может быть дифференцирована в зависимости от уровня подготовки учащихся, их познавательных возможностей.

Данный подход реализует диагностическую функцию информационно-образовательной среды, проявляющуюся в установлении уровня предметных знаний и умений, на базе которых будут формироваться новые знания и умения gozoxxx; в определении сформированности универсальных учебных действий, общеучебных умений и навыков; в выявлении психолого-физиологических особенностей обучаемых.

Учебники серии «Вундеркинды Плюс» построены в соответствии как с базисным учебным планом (3 часа в неделю), так и с углублённым уровнем обучения (более 3 часов в неделю).

К основным отличительным характеристикам УМК следует отнести:

  1. Концептуальная основа новой серии предполагает, что каждый изучающий немецкий язык уже вундеркинд, перспективно мыслящий человек, сделавший правильный выбор в пользу немецкого языка.
  2. Разработка максимально подробных сценариев урока в рамках книги для учителя и рабочей тетради с привлечением дополнительного материала. В основу структуры учебника заложен принцип «одного разворота» (т.е. предполагается, что материал одного урока размещается на одном развороте учебника).
  3. Широкое использование материалов об истории и культуре России и немецкоговорящих стран, сюжетная основа содержания каждого года обучения, выбор самых разных регионов России и Германии для осуществления культурного диалога с учётом исторической и географической, социокультурной и экономической специфики этих регионов.
  4. Технология работы с учебной песней: предтекстовая, прослушивание, послетекстовая.
  5. Даётся очень много разговорных клише, которые способствуют развитию диалогической и монологической речи. Широкое использование грамматических и лексических опор. Грамматические особенности немецкого языка отрабатываются в текстах и песнях.
  6. Широко представлен песенный фольклор страны изучаемого языка, аутентичность материала.

Мне как учителю особенно нравится логическая последовательность в УМК «Вундеркинды Плюс». Это помогает учащимся быстро запоминать новые слова и грамматические правила. Повторение лексических единиц позволяет детям легко адаптироваться после долгих летних каникул. Каждая тема в учебнике продумана так, чтобы новый лексический и грамматический материал легко усваивался и запоминался. Новые слова и правила встречаются в упражнениях и текстах, а также закрепляются выполнением заданий в рабочей тетради. Мои ученики могут сами осуществлять самоконтроль, рефлексию учебной деятельности в последнем уроке главы.

Следуя принципу интеграции и дифференциации, авторы спланировали уроки глав учебников, обеспечивая развитие всех видов речевой деятельности. Это помогает развитию навыков чтения и устной речи, аудирования у учащихся, а также освоению нового грамматического материала, развитию навыков и умений продуктивного письма.

Новым в структуре учебников являются и раздел «Projekt», который предлагается использовать как в качестве дополнительного материала при формировании языковых навыков, так и средства дифференцированного обучения после первых трёх глав и в конце года. Мои ученики очень любят  работать с определенной темой, демонстрируя свои индивидуальные способности и возможности владения немецким языком. Работа с проектами в УМК представлена в качестве образца, примеров, логических связей – что облегчает работу учащимся при создании своего проекта, например, помогает грамотно использовать речевые средства или представить результаты своего коллективного труда.

В каждой главе учебников серии «Вундеркинды Плюс» представлены материалы культуроведческого и страноведческого характера, которые обеспечивают учащихся релевантными возрасту учебными материалами для развития социокультурной и межкультурной компетенций. В УМК  включены тексты и задания о России, Санкт-Петербурге, Москве, Сочи, Норильске и пр. Учащиеся с большим удовольствием читают и слушают тексты про города России, учатся сравнивать особенности регионов: ландшафт, климат, достопримечательности. С удовольствием выполняют упражнения  на сравнение, анализ, сопоставление городов России.

Региональный компонент в преподавании иностранного языка является источником приобщения к истории, культуре, природе родного города. Краеведческий принцип в обучении иностранному языку позволяет воспитывать чувство любви и ответственного отношения к своим истокам. УМК по немецкому языку «Вундеркинды Плюс» с одной стороны призван обеспечить благоприятные условия для овладения немецким языком, подъём мотивации учащихся, с другой стороны облегчить для учителя процесс подготовки материалов с региональным компонентом.

Особое внимание уделяется использованию интернета в обучении. Информация, которую авторы советуют подчерпнуть из интернета, выделена в отдельный раздел «Interessant». Учащимся представляется возможность работать над проектами, самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, пользуясь ресурсами интернета, приобретают базу знаний в области современных средств коммуникации: учатся писать СМС-сообщения, электронные письма, знакомятся с принципом общения в интернет-чате, читают блоги.

Завершает каждую главу материал для самопроверки и рефлексии учебных достижений учащихся «Das habt ihr gelernt», который, как правило, объединён в один урок. В рамках данного блока предлагается повторить материалы учебника и рабочей тетради. Также даются образцы и клише для переписки с зарубежными друзьями, что помогает нашим учащимся овладеть навыками оформления и написания письма, а так же успешно подготовиться к ОГЭ.

Структура УМК «Вундеркинды Плюс»:

Учебники для 5–9 классов как правило состоят из семи глав, а также немецко-русского словаря.

С помощью красочного коллажа на титульной странице каждой главы происходит введение в тему.

На страницах учебника расположены тексты, диалоги и упражнения, направленные на развитие всех четырёх языковых компетенций: говорения, письма, чтения и аудирования. В соответствии с правилами составления европейского языкового портфолио учащиеся регулярно собирают информацию о себе и собственных достижениях.

Особое внимание уделено страноведению. В рубрике «Landeskunde» представлена информация о немецкоязычных странах. Мне как учителю это очень удобно: не нужно самостоятельно искать материал, тратить время на поиск информации. Мне очень нравятся увлекательные тексты, аутеничный материал, предлагаемый авторами.

Рубрика «Lieblingsgrammatik lernen» содержит пояснения грамматического материала, правила трактуются исключительно на русском языке, что помогает учащимся осмыслить суть темы. Все грамматические категории отрабатывается на примерах, упражнениях, текстах на протяжении всего учебника и рабочий тетради.

Словарь в конце учебника содержит все лексические единицы активного словаря.

Рабочая тетрадь соотносится с учебным материалом учебника и содержит задания, помогающие школьникам овладеть техникой чтения и письма, лексикой и речевыми образцами, грамматическими категориями, содержащимися в учебнике.

Рабочая тетрадь содержит большое количество заданий игрового и творческого характера, например: инсценировка диалогов, составление аналогичных, разгадывание кроссвордов, ребусов и т. д., а также заданий, рассчитанных на обучение применению полученных знаний в жизни, например: рассказать о себе, своей семье и т. д. Всем ученикам всегда было интересно выполнять предложенные задания.

Исключительным моментом в рабочей тетради является наличие раздела «Подготовка к основному государственному экзамену», упражнения в котором полностью соответствуют требованиям ФИПИ, дают учащимся четкое представление о сдаче ОГЭ.

В конце рабочей тетради в разделе «Grammatik» очень удобно систематизирован грамматический материал в виде таблиц по изучаемым темам за учебный период. Детям нравятся систематизированные таблицы, они с удовольствием ими пользуются как дома, так и на уроках.

Аудиоприложение является неотъемлемой частью УМК «Вундеркинды Плюс». Оно содержит: тексты, диалоги и тренировочные задания к ним; задания по развитию навыков устной речи; задания на развитие навыков аудирования; задания по развитию произносительных навыков; записи песен и рифмовок; контрольные задания к каждой главе и задания итогового контроля. Я стараюсь по максимуму использовать аудиозаписи на уроках в классе, что позволяет мне оценивать отклик учащихся.

Задания по развитию произносительных навыков представлены упражнениями по отработке отдельных звуков, ударения в словах, интонационными упражнениями.

Записи диалогов приближены к естественному звуковому ситуативному контексту, с шумами и посторонними звуковыми включениями, что не мешает при прослушивании, равно как и при естественной коммуникации.

Пособие «Контрольные задания» является неотъемлемым компонентом УМК и содержит материалы для письменного контроля учащихся, который учитель проводит после прохождения каждой главы учебника, а также материалы для итогового контроля учащихся в конце учебного года. Контрольные задания чётко структурированы и охватывают все виды речевой деятельности. Практически каждому ученику по силам выполнить тестовые задания, не прибегая к помощи учителя или справочника.

Книга для учителя является одним из важных компонентов УМК «Вундеркинды Плюс». Она содержит подробную характеристику содержания и структуры УМК, раздел, освещающий цели, принципы и технологию обучения немецкому языку как иностранному, а также методические рекомендации по организации учебного процесса в форме поурочных подробных разработок, что реально помогает и облегчает задачу в подготовке к предмету. В книге для учителя формулируются конкретные учебно-познавательные и коммуникативные задачи, даются комментарии к заданиям, направленным на их решение, высказываются рекомендации по дифференцированному подходу к учащимся, в том числе и при выборе домашнего задания, указываются возможные варианты выполнения многих заданий.

В заключении хочется ещё раз подчеркнуть, что учебно-методический комплекс «Вундеркинды Плюс» в полной мере отвечают Федеральной целевой программе российского образования по немецкому языку и примерным программам по учебному предмету «Иностранный язык». Осваивая новые УМК, учащиеся могут рассчитывать на высокий уровень владения немецким языком. Более того, заслуга новых УМК не только в том, что они формируют различные компетенции, но и знакомят с реалиями нашей действительности и дают учащимся в руки такой инструментарий, с помощью которого они могли бы учиться языку самостоятельно, вне урока, углублять и совершенствовать уже полученные знания, добывать новые в зависимости от своих личных и профессиональных потребностей, а также в случае необходимости применять определённые стратегии для изучения других иностранных языков.

Полезные ссылки:

  1. Архив видеолекций и вебинаров по немецкому языку издательства «Просвещение»
  2. Интернет-версия журнала «Просвещение. Иностранные языки»

Комментарии закрыты.