«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

КОММУНИКАТИВНО НАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Четверг 14 января 2021

Как известно, основной целью обучения иностранному языку (немецкому) в школе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции в единстве всех ее составляющих. Важную роль в этом процессе играет языковая компетенция, то есть формирование и развитие орфографических, лексических и грамматических навыков.

 

 

 

Автор: Базина Наталья Владимировна
Место работы: МГИМО МИД России
Должность: доцент кафедры немецкого языка

 

 

 

 

Современная коммуникативно-направленная методика обучения иностранному языку предполагает, что данные навыки должны формироваться в единстве с речевой компетенцией. Усвоение новых языковых явлений происходит, однако, поэтапно, в соответствии с психологическими особенностями развития школьников. Издательством «Просвещение» готовятся к выходу сборник упражнений по лексике и грамматике к учебникам серии «Вундеркинды. Плюс». В данной статье рассмотрены возможности использования данных пособий в учебном процессе.

Цель лексико-грамматического тренинга дополнить уже имеющиеся УМК комплексом упражнений и заданий, направленных на тренировку и закрепление нового лексического и грамматического материала основного учебника в коммуникативных ситуациях, систематизацию имеющихся знаний. Данное пособие призвано помочь учащимся углубить свои знания, а также восполнить пробелы во владении лексикой и грамматикой, которые могли возникнуть, например, вследствие отсутствия учащегося на занятиях.  Тематически все части пособия соответствуют частям основного учебника, что позволяет учащимся в рамках уже знакомых им коммуникативно-речевых ситуаций использовать новые лексические единицы или грамматические явления.

Каждый раздел (Lektion) начинается с задания на правописание немецких слов. Как правило в этом задании подобраны слова, которые объединяет одна и та же трудность написания: ie, ei, sp, st, sch, ss, ß и другие сложности. Это задание направлено на формирование навыков графического отображения звуков, а также благодаря механизму внутреннего проговаривания способствует запоминанию слов по новой теме.

Далее следуют упражнения, направленные на закрепление словоформ или сочетания глагол+существительное; существительное+прилагательное. Эти предречевые упражнения способствуют формированию устойчивых связей между словами, подготавливая учащихся к выполнению речевых упражнений и к осуществлению в дальнейшем коммуникативных действий. Авторы предлагают несколько видов упражнений: найти к существительному подходящий глагол или прилагательное.

Большое внимание авторы уделили работе над грамматическими явлениями. Традиционно затруднение у младших школьников вызывает тема «Präteritum», поэтому практически в каждой главе пособия имеются упражнения на тренировку этой формы глагола. Упражнения имеют разный уровень сложности, что дает возможность преподавателю и учащемся выбрать именно те задания, которые соответствуют их возможностям. Все упражнения основаны на аутентичных адоптированных текстах, тематика которых соответствует разделу учебника, это позволяет расширить знания учащихся по теме, дает возможность увидеть употребление уже знакомых слов в несколько ином контексте. Задания варьируются: раскрыть скобки, вставить глагол в нужной форме, рассказать о произошедшем событии с опорой на текст учебника или предыдущее упражнение.

В качестве предречевых упражнений авторы предлагают большое количество заданий на тренировку различных видов придаточных и сложносочиненных предложений. Поскольку школьники в 5-6 классах только приступают к изучению видов сложных предложений в родном языке, то изучение этой темы вызывает естественные затруднения. Поэтому уже с первой главы в пособии присутствуют упражнения, направленные на тренировку различий союзов darum/denn. По мере изучения этой темы в рамках основного курса в пособии появляются задания для тренировки придаточных дополнительных (Objektsätze), придаточных времени и инфинитивных оборотов.

Центральное место в пособии отводится заданиям, направленных на развитие коммуникативных умений устной и письменной речи. В каждой главе имеются задания, направленные на развитие умений письменной речи: написать письмо, открытку, ответить на письмо. Как правило такие задания способствуют развитию умений в нескольких видах речевой деятельности: чтения и письма, аудирования и письма и т.д. Так в теме «Рождество» предлагается написать рождественскую открытку и ответ на поздравительное электронное письмо.

 

Большое количество заданий, направленных на развитие коммуникативных умений говорения, позволяет закрепить употребление новых лексических единиц и грамматических явлений в коммуникативных ситуациях общения. Все задания такого рода снабжены речевыми образцами, которые облегчают выполнение заданий и делают их доступными даже для слабых учеников. Коммуникативные задания направлены на развитие умений как диалогической (задать вопрос к уже имеющимся ответам, расспросить товарища/персонажа учебника о чем-либо, ответить на поставленные вопросы), так и монологической речи (рассказать о личном событии, о любимом животном). В качестве основы для выполнения такого рода заданий используются как тексты учебника:

так и новые тексты, содержащие новую и интересную информацию по теме:

В качестве основы для выполнения различных заданий в пособии предлагаются графики. Первое знакомство с графиками должно способствовать формированию у учащихся аналитических умений, которые развиваются на протяжении всего процесса обучения.

Пособие содержит много социокультурно маркированной информации, все тексты пособия имеют не только информационную ценность, но и познавательную, рассказывают учащимся о различных культурных явлениях России и немецкоговорящих стран. В заданиях авторы обращаются к фоновым знаниям учащихся о героях немецких сказок:

 

а также к знаниям русских народных сказок.

Кроме того, учащиеся смогут узнать интересные факты о театре кошек Юрия Куклачева, о театре Образцова и других российских достопримечательностях. Таким образом формируются умения представлять элементы родной культуры средствами немецкого языка, что является одной из важных составляющих социокультурной компетенции.

В пособие вошли в том числе и стандартизованные задания, приближенные к формату ВПР, которые помогут учащимся подготовиться к выполнению этих работ, ближе познакомиться с их форматом и отработать некоторые из заданий.

Ко всем заданиям имеются ключи, что делает возможным проведение само и взаимоконтроля учащимися, также ключи могут помочь родителям проконтролировать правильность выполнения заданий детьми.

Данное пособие носит многофункциональный характер: он может использовать в классе и дома, для самостоятельной работы, будет хорошим подспорьем учителю при работе в дистанционном формате. Обилие заданий дает возможность учителю выбрать именно те, которые необходимы учащимся, исходя из их возможностей, способностей и потребностей.

Пособие органично дополняет уже имеющийся УМК, не заменяя основного учебника и рабочую тетрадь, а расширяя и углубляя знания и умения учащихся, что, в конечном итоге, должно способствовать всестороннему развитию учащихся в рамках дисциплины «Немецкий язык».

 

Комментарии закрыты.