«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПОТЕНЦИАЛ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ НАВЫКОВ 21 ВЕКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ!

Четверг 20 мая 2021

Переход в среднее звено – важный, но в то же время очень сложный период в жизни каждого ребенка. Психологи называют его кризисным не просто так – у ребят резко меняется восприятие школьной жизни, сложившееся за 4 года учебы в начальных классах:

  • происходят физиологические и психологические изменения – смена референтной группы, модели поведения, физиологическое взросление;
  • появляются новые предметы, меняют названия привычные им дисциплины;
  • родители, к сожалению, очень часто в это время считают, что дети выросли, дают им определенную свободу, ослабляют контроль, меньше времени проводят с ребенком;
  • в 4 классе школьники считались самыми взрослыми, выпускниками начальной школы, сейчас же – вновь малыши;
  • нет больше «родного» классного кабинета, напротив — приходится запоминать, в каком кабинете каждый предмет проводится;

нет больше той самой первой «мамы», которая была всегда рядом, зато появилось огромное количество педагогов, у каждого из которых свои требования к ведению тетради, написанию числа, готовности домашнего задания.

 

Автор: Покидова Анастасия Дмитриевна,

Учитель английского языка ВКК, эксперт ОГЭ по английскому языку, автор и тьютор ГК «Издательство «Просвещение», автор рабочих тетрадей для 2, 3, 5, 6 классов УМК по английскому языку серии «Вместе», методист МБУ ДПО УМЦ «Коломна»

 

 

Все это оказывает колоссальное влияние на обучающихся. В начале года ребята чувствуют себя потерянными из-за множества изменений, новшеств, непонятных аспектов жизни пятиклассника.

Именно поэтому так важно оказать им помощь – продолжать работать в привычном для них русле, по знакомой схеме, с давно известными требованиями и заданиями. Предмет «английский язык» как никогда выступает в роли помощника в этом нелегком вопросе. Мы, педагоги английского языка, начинаем вести детей к достижению желаемого уровня B2 уже во 2 классе: мы знаем каждого из них, верим в их силы, организуем индивидуальный подход, и, что немаловажно, мы знакомы с родителями. Это настоящий путь к успеху в данной «кризисной» ситуации.

В связи с вышесказанным считаю http://www.tilt.tc сделать акцент на необходимости продолжения работы в 5 классе по знакомой ребятам линейке УМК – герои, задания, оформление – все это должно максимально облегчить переход в среднее звено, ведь это уже знакомо, а, значит, «безопасно».

В Федеральный перечень в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации № 766 от 23.12.2020 вошла новая линия инновационных учебников УМК серии «Вместе!» для 2-11 классов, созданная в сотрудничестве с британским издательством Pearson.

Данный УМК по праву можно назвать современным, ведь материал помогает формировать и развивать такие навыки 21 века, как критическое мышление, кооперацию, коммуникацию, креативность младших школьников. Серьезный акцент также делается на развитие функциональной грамотности и установление межпредметных связей.

Давайте более пристально посмотрим на рабочую тетрадь, разработанную к УМК 5 класса, с целью выявления ее ключевых особенностей.

В начале пособия идет модуль Get Started, нацеленный на актуализацию имеющихся у ребят знаний из курса начальной школы – базовая лексика («семья», «хобби», «одежда») и грамматика (глаголы «to be» и «have got», оборот «there is – there are») и т.д. Акцент делаем и на коммуникацию – диалоги «знакомство» сопровождают ребят и в учебнике, и в тетради.

 

Важно отметить, что множество заданий в рабочей тетради построено так, чтобы информация была личностно-значимой для ребят – они отвечают на вопросы о себе, чувствуя интерес педагога к нему, к его личности, тем самым, раскрываясь перед учителем.

 

Считаею настоящим прорывом в оформлении наших рабочих тетрадей то, что грамматические справки представлены непосредственно перед упражнениями. Это помогает ребятам в выполнении заданий – нет необходимости листать учебник, многочисленные тетради и справочники, все доступно «здесь и сейчас».

Более того, из опыта могу судить о том, что обучающимся порой сложно понимать, особенно на первых порах, задание, написанное по английски. Если же есть необходимость заполнения пропусков определенными лексическими единицами, указанными в задании, то зачастую ни дети, ни родители, желающие помочь с выполнением домашнего задания, просто не видят, какие слова можно использовать. Именно поэтому мы в рабочей тетради подчеркнули все подобные моменты.

 

 

 

 

 

 

 

Предлагаю сконцентрироваться на таком важном аспекте, как работа с лексикой в рамках рабочей тетради УМК «Вместе».

Мы старались использовать как можно больше разнообразных по типологии упражнений, часть из которых хорошо знакома ребятам из курса начальной школы. Все это сделано для того, чтобы, с одной стороны, снять напряженность в начале учебного года, с другой – для разнообразия, привлечения внимания ребят и развитию навыка работы с нестандартными заданиями, чтобы максимально «уйти от шаблона».

Приведу для примера самый первый урок модуля 1 по теме «School». Школьникам необходимо: 1) написать слова (яркая красочная картинка привлекает внимание «визуалов»); 2) найти слова в квадрате букв (развитие внимательности) и использовать найденные лексические единицы для заполнения пропусков в предложениях. Такая многозадачность (многоступенчатость) в упражнении благотворно сказывается на формировании регулятивных УУД. Более того, одно слово будет лишним – для заполнения пропусков не потребуется. Это вновь будет способноствовать концентрации ребенка на задании – поставить даже последнюю единицу в предложение, не читая его, не получится. Педагог же может продолжить это задание: попросить ребят составить свое предложение с неиспользованным словом.

 

Необходимо отметить, что все упражнения в рабочей тетради построены по приницпу «от простого – к сложному». Именно поэтому в упражнении 3 в указанном уроке модуля учащихся уже просят самостоятельно написать слово, подходящее по смыслу, в соответствии с первой и последней буквами.

Требования PISA к читательской грамотности учтены в упражнениях: в модулях имеются нелинейные тексты, графики, задания по тексту и его «окружению». К примеру, задание 4 разбираемого модуля 1.

При составлении заданий рабочей тетради мы, конечно, учитывали требования PISA к развитию функциональной грамотности наших школьников в целом, а также наметившиеся тенденции современного языкового образования. Именно поэтому в тетради присутствуют интегрированные задания, выполнение которых требует 1) внимательности к картинкам, графикам и оформлению; 2) анализа и систематизации информации, полученной из разных упражнений и источников; 3) знания лексико-грамматического материала; 4) наличия фоновых знаний из других предметных областей.

 

Главной же задачей работы педагога иностранного языка является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся – дети должны научиться общаться (устно и письменно) на изучаемом языке. Именно поэтому в наших заданиях мы всегда «выходим на коммуникацию» – в данном уроке, к примеру, учим школьников заполнять формуляры личной информацией.

 

 

Работа с грамматическим аспектом также выстроена по принципу постененного усложнения: ребята имеют возможность по таблице повторить изученный в классе материал, а затем заполняют пропуски в предложениях словами из списка. Обратите внимание, в этом задании грамматические формы уже есть, дети ориентируются по смыслу, задача у них на данном этапе только одна.

 

 

Затем мы усложняем проблему тем, что обучающимся нужно рассказать о героях учебника, используя 3 лицо ед.ч. – правильно добавив окончание. Это очень важный навык, ведь в своей жизни мы так часто рассказываем о ком-либо!

Отработав два аспекта правила по отдельности в упражнениях 1 и 2, закрепив, тем самым, материал, дети заполняют пропуски в предложениях, используя правильную грамматическую форму, в упражнении 3 и даже выполняют задание повышенной сложности на трансформацию предложения.

Подобные задания, отмеченные символом «*», помогают учителю обеспечить индивидуальный подход к ребенку, способствуют выстраиванию траекторий развития каждого школьника в отдельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со знаками и символами также присутствует в рабочих тетрадях «Team Up!». Ребята по «x» и «✓» должны определить, что умеют и не умеют делать герои учебника, и, конечно, заполнить пропуски в предложениях.

Считаю необходимым также отметить, что материалы рабочей тетради не «оторваны от реальности», ребята не почувствуют «что-то чужое, далекое», ведь мы говорим на современном им языке об актуальных реалиях. К примеру, написание электронного адреса и номера телефона, которые затем используются при заполнении анкет.

Говоря о современности материалов рабочей тетради необходимо упомянуть и форматы текста – это не только традиционные рассказы, письма, статьи, но и записи в блоге. Дети 21 века «живут» в сети, и нам, как педагогам, необходимо считаться с их интересами, учитывать их при построении работы для достижения максимальной эффективности.

Отличительной особенностью наших рабочих тетрадей является и наличие заданий по восприятию текста на слух, типология которых вновь соответствует приницпу постепенного усложнения – прослушай и заполни пропуски словами из списка; выбери «верно» / «неверно»; выбери картинку; найди те места, которые упоминаются в записи; заполни проспуски одним словом (ориентация на ОГЭ).

Ориентация на формат экзамена прослеживается и в заданиях на развитие навыков письменной речи, представленных в рабочей тетради УМК «Вместе»: ребятам предлагается написать письмо, открытку, электронное личное письмо. На первых этапах ученикам даются идеи для написания текста, затем идет работа по написанию собственного текста в соответствии с образцом. Оформление же (обращение, запятые, завершающая фраза, подпись, структура письма в целом) полностью отвечают современным требованиям ГИА 9 и ГИА 11.

Говоря о преемственности между рабочими тетрадями начального и среднего звена, нельзя не сказать о том, что мы продолжаем придерживаться вектора развития социокультурной компетенции, считая необходимым дать ребятам информацию о родной стране, культуре, традициях и реалиях. Именно поэтому имена детей в рабочей тетради не только британские, но и российские, присутствуют тексты о городах и достопримечательностях России – Москва, Сочи, Коломна, Казань, Санкт-Петербург, Калининград, Новосибирск – на страницах рабочих тетрадей УМК «Вместе» ребята смогут лучше узнать нашу страну!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В заключение хочется отметить, что современность и актуальность наших рабочих тетрадей строится не только на выборе лексики (selfie, surf the Internet, laptop, tablet, e-book), картинок, форматов текста. Мы постарались сделать максимальный акцент на развитие 4К (креативность, коммуникация, кооперация, критическое мышление), функциональной грамотности (читательская, естественнонаучная, финансовая, математическая) и конечно, на психологические, социальные и физиологические особенности ребят для того, чтобы помочь им успешно преодолеть сложный период перехода в среднее звено с сохранением психологического и эмоционального здоровья, интереса к учебе в целом и нашему предмету в частности! Давайте работать вместе с УМК «Вместе»!

Комментарии закрыты.