«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

НОВАЯ СЕРИЯ УЧЕБНИКОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ DIALOGUE WITH ENGLISH

Вторник 20 июля 2021

В ноябре 2020 года к списку учебников, вошедших в Федеральный перечень и рекомендованных к использованию, был добавлен новый УМК по английскому языку Dialogue with English для 2 – 4 классов, созданный О.В. Афанасьевой, К.М. Барановой, И.В. Михеевой. Данный учебно-методический комплекс в полной мере соответствует современным требованиям к иноязычному образованию, которые нашли отражение в Федеральном государственном стандарте начального общего образования [4].

 

Автор: Афанасьева Ольга Васильевна
Место работы: Московский городской педагогический университет
Должность: профессор кафедры английской филологии, доктор филологических наук, профессор

 

 

 

 

Автор: Баранова Ксения Михайловна
Место работы: Московский городской педагогический университет
Должность: профессор, заведующий кафедрой, доктор филологических наук

 

Новый УМК, как следует из его названия, ставит особый акцент на устный, живой характер общения, рассматривая его как особую форму взаимодействия между равноправными участниками диалога — отдельными лицами и целыми культурами — с помощью английского языка, носящего в наши дни столь глобальный характер. Названия модулей (учебных ситуаций) учебников явно призывают к диалогу. Так, во втором классе они звучат следующим образом: «Давайте познакомимся», «Продолжаем знакомиться», «Вот моя семья», «Вот в каких странах мы живем» и т.д [1]. В третьем и четвертом классах с учетом языкового опыта школьников названия учебных ситуаций формулируются уже на изучаемом языке, например, — «This is my school», «This Is the Weather We’ve Got», «These Are the Countries I’d like to See» [2].

К завершению начального этапа обучения названия модулей усложняются: «Time for Shopping», «Around Russia and Great Britain», «Food for the Day», «Holidays Are Over» и т.д. [3].

 

4 класс.  Часть 1. Module 1. Holidays Are Over

Каждый модуль включает то или иное проектное задание преимущественно творческого характера. Так, например, во втором модуле второго класса учащихся просят по образцу составить загадку, проиллюстрировать ее, написать свой ответ по-английски и загадать одноклассникам. Во втором модуле третьего класса школьникам надо нарисовать план комнаты, которую им хотелось бы иметь, обозначить на нём предметы мебели и сделать подписи к ним. В седьмом модуле учебника для 4-го класса обучающимся предлагается смастерить медали для мамы и папы с пожеланиями на английском языке, чтобы вручить эти награды своим родителям в День матери и День Отца.

УМК Dialogue with English направлен на достижение основной цели обучения иностранному языку в начальной школе – создание элементарной иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в единстве всех ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной). В процессе обучения у школьников формируются умения во всех видах деятельности: учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой.

Одной из основных задач нового УМК является усиление социокультурной направленности обучения английскому языку, значение которой для становления личности школьника трудно переоценить. При этом параллельно с изучением явлений иных народов, предполагается более глубокое постижение и осмысление фактов родной культуры. В УМК имеются материалы, позволяющие их сопоставить. Так, например, в самом первом модуле учебника для второго класса, знакомясь с формулами приветствия, обучающиеся получают информацию о том, что в англоязычных странах согласно правилам речевого этикета собеседники всегда сначала называют свое имя, а потом фамилию. В девятом модуле учебника для четвертого класса происходит сравнение двух мировых столиц – Москвы и Лондона. В седьмом модуле третьего класса учащиеся знакомятся с названиями центральных площадей этих столичных городов России и Соединенного Королевства. Рассматривая их изображения, школьники выявляют сходные и отличительные черты каждой. При этом учитель обращает внимание третьеклассников на то, что все слова в английских названиях улиц и площадей, в отличие от русских названий, пишутся с заглавной буквы.

Сведения страноведческого характера обучающиеся получают на своем родном языке. Красочные слайды позволяют младшим школьникам составить представление о том, что, так или иначе, упоминается в УМК. Небольшие культурологические вкрапления предлагаются учащимся в течение всех трёх лет обучения в начальной школе. При этом в учебниках содержится информация об инновациях, которые наблюдаются в современной жизни. Так, при работе над учебной ситуацией «Around the House» (модуль 8, учебник 4-го класса(часть 2) для многих учащихся, возможно, несколько неожиданными покажутся сведения о домах на воде (houseboats) или деревьях (tree houses), весьма распространенных в Канаде, США, Великобритании.

Также в определенном смысле новый ракурс изучения известных парковых и заповедных зон родной страны можно усмотреть в текстах, посвященных дальневосточным национальным паркам «Зов тигра» и «Земля леопарда».

Структура УМК достаточно традиционна и весьма обоснована. Для каждой параллели созданы учебник в двух частях в бумажной и электронной версиях, рабочая тетрадь и книга для учителя. В УМК также входят рабочая программа и аудиоприложение. Любая часть учебника включает в себя пять модулей, которые имеют однотипную структуру. Модуль содержит шесть уроков, в структуру каждого включены четыре раздела: 1) Учимся слушать; 2) Учимся говорить; 3) Учимся читать; 4) Учимся писать.

2 класс.  Часть 1. Содержание

Однако ориентация каждой части на определенный вид деятельности не предполагает изолированного вида работы над ними. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы, но в первой части на первый план выходит – аудирование, во второй – говорение, в третьей – чтение, а в четвертой – письмо. Первые пять уроков каждого модуля содержат введение и закрепление нового материала, а также повторение пройденного на предыдущих занятиях. Шестой урок модуля называется «Повторяем все, что знаем», куда включены задания, позволяющие подвести итоги тому материалу, который был предметом изучения всего модуля.

УМК Dialogue with English обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, сформированных ФГОС начального общего образования [4]. Говоря о личностных результатах, отметим, что реализация принципа «диалога культур» способствует воспитанию школьников. Они знакомятся с различными народами и их особенностями, начинают воспринимать окружающий мир как многоязычное и поликультурное сообщество. Постепенно к ним приходит осознание роли языка, в том числе и иностранного, как основного средства общения, помогающего воспитать уважение к другим народам и их культуре. Школьники начальных классов учатся видеть то, что объединяет людей,  способствует их взаимопониманию и добрососедству. Компоненты указанной серии способствуют формированию у обучающихся таких качеств личности как ответственность, любознательность, инициативность, трудолюбие. Полученный на занятиях УМК Dialogue with English опыт способствует  росту творческого потенциала детей.

Что же касается достижения так называемых метапредметных результатов, то в новом УМК большое внимание уделяется познавательным учебным действиям одинаково полезным при изучении любого предмета. Так, выполняя различные задания, дети осуществляют наблюдение над лингвистическими явлениями, выявляют связи между объектами изучения. Универсальные учебные действия оказываются значимыми для развития логики, умения различать главное и второстепенное, находить необходимую информацию, правильно излагать свои мысли, а также при решении задач творческого характера.

С точки зрения результатов изучения английского языка по УМК Dialogue with English для 2 – 4 классов, о которых здесь идёт речь, эта серия выводит школьников на уровень А1 по степени сформированности иноязычной коммуникативной компетенции. В анализируемом УМК разработана система заданий, которые последовательно создают возможности для младших школьников овладеть основными видами речевой деятельности. Учащиеся усваивают правила чтения, орфографии, воссоздают интонацию изученных коммуникативных типов предложений. Они осваивают основные значения необходимого количества лексических единиц, знакомятся с базовыми элементами английской грамматики, учатся говорить, читать и писать на изучаемом языке.

Младшие школьники овладевают социокультурными знаниями и умениями, получают представление о том, как правильно вести себя в ситуациях речевого общения, приобретают некоторый опыт практической деятельности в повседневной жизни.

Постепенно ученики привыкают восполнять ограниченность своих знаний и умений на раннем этапе с помощью языковой и контекстуальной догадки, что служит формированию компенсаторной компетенции. Так, уже в самом начале курса в учебнике второго класса есть материал, который дает возможность обучающимся сопоставить единицы родного и изучаемого  языков по принципу схожести звучания – computer (компьютер), pudding (пудинг), chocolate (шоколад). Эти наблюдения в дальнейшем могут помочь учащимся догадываться о значении незнакомых слов, при чтении или аудировании текстов. Развитию данного умения уделяется большое внимание на протяжении всех трех лет обучения английскому языку в начальной школе. Так, во 2 классе неоднократно можно встретить задания типа «В тексте прозвучали два незнакомых тебе слова – hobby, sportsman. Как ты думаешь, что они означают? (Модуль 10, 2 часть учебника).

В третьем уроке 7 модуля этого же учебника обучающихся просят прочитать за диктором названии следующих игр football, basketball, tennis, lotto, table tennis, volleyball, badminton и догадаться, что они означают. В УМК для 3 и 4 классов задания на развитие компенсаторной компетенции усложняются и становятся более разнообразными. Учащихся регулярно просят вывести значения сложных слов на основе известных им корневых морфем (например, a bedroom, a bookshelf, a door bell), определить значения единиц типа a shop window, a shopping bag, a town market, в которых обучающимся знакомы составляющие их компоненты. Языковая догадка часто осуществляется при помощи обращения к иллюстративному материалу.

Авторы стремились в полной мере реализовать мотивирующую функцию учебника, ориентируясь на интересы детей соответствующего возраста. Для повышения познавательной активности младших школьников в УМК широко используются различные источники информации, включая разнообразные тексты, схемы, анкеты, рифмовки, учебные иллюстрации, репродукции картин, художественные фотографии. С их помощью  школьники привыкают анализировать предлагаемую в УМК информацию, переводить ее из одной формы в другую.

УМК для 2–4 классов указанной серии соединяют хорошо зарекомендовавшие себя традиционные и эффективные современные методы обучения иностранным языкам. Они просты в использовании, четко структурированы, подчинены выработанной авторами системе, удачно оформлены с точки зрения полиграфии  и при правильном использовании  способны успешно подготовить школьников к  обучению на  следующей ступени образования. Важно также и то, что данные УМК могут служить стартовой площадкой для практически любого действующего учебного комплекса по английскому языку для средней школы (5 – 9 классы).

Библиография

  1. Афанасьева О.В., Баранова К.М. Михеева И.В. УМК “Dialogue with English”: Английский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. Ч. 1 128 с., Ч. 2 128 с.
  2. Афанасьева О.В., Баранова К.М. Михеева И.В. УМК “Dialogue with English”: Английский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. Ч. 1 128 с., Ч. 2 128 с.
  3. Афанасьева О.В., Баранова К.М. Михеева И.В. УМК “Dialogue with English”: Английский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. Ч. 1 128 с., Ч. 2 128 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 21.05.2021).

Уважаемые коллеги!

Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте

Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

 

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»

можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку cерии «Dialogue with English».
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке

Комментарии закрыты.