«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАСШИРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Четверг 5 августа 2021

Статья посвящена опыту учителя в применении внеурочной деятельности с целью развития личности обучающихся, воспитания качеств, присущих гражданину, бережного отношения к языку, культуре и традициям, общественной активности, дисциплины и ответственности, работоспособности и организованности, и других качеств, позволяющих ребенку стать полноценным гражданином современного общества. Автор показывает, как внеурочная деятельность расширяет образовательное пространство и развивает одаренность обучающихся.

 

 

Автор: Ватолина Елена Алексеевна, учитель английского языка высшей категории МБОУ Гимназии №1, руководитель театральной студии IMAGE. Город Новосибирск.

 

 

 

Genius is one percent inspiration, ninety-nine percent perspiration.
Thomas Edison

Ласло Полгар, венгерский педагог, изучал детство и источник успеха многих гениальных людей, в частности, Вольфганга Моцарта, и пришел к поразительному выводу: источник гениального успеха Моцарта лежал в его воспитании, а не во врождённом таланте. Изучив детство и историю жизни многих великих людей, Л. Полгар написал книгу “Bring up Genius!” — «Как вырастить гения».

1.Актуальность проблемы.

Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, где ведущее место занимает личностный потенциал. Развитие потенциала предполагает учет потребностей и интересов обучающегося, реализацию дифференцированного подхода к обучению.[1]

ФГОС ООО определяет новое содержание образования, которое включает: — системно деятельностный подход, формирование социокультурной среды каждой школы, непрерывное обновление содержания образования, обеспечение индивидуализации образовательной среды каждого обучающегося. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. [1]

На формирование личности школьника в современном мире оказывают огромное влияние средства массовой информации: интернет, телевидение, компьютерные игры. Влияние это зачастую приводит к нежелательным результатам. Жизненно важные ценности возможно воспитать в подрастающем поколении путем интеграции всех видов образовательной деятельности: учебной, внеурочной, спортивной, трудовой и т.д.

Все вышесказанное реализуется во внеурочной деятельности, организуемой учителем в соответствии с интересами учащихся. Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.

2.Цели и задачи внеурочной деятельности.

Основными целями внеурочной деятельности в школе являются:

-создание условий для проявления самостоятельности и инициативы школьников;

-воспитание стремления к продуктивному времяпрепровождению;

-формирование культуры общения;

-передача опыта, знаний, умений и навыков.

Организация внеурочной деятельности в школе способствует решению ряда важных задач, основными из которых являются:

-создание комфортных условий для реализации образовательных целей;

-равномерное распределение учебной нагрузки школьников;

-ознакомление учащихся с разносторонней деятельностью;

-выявление склонностей и способностей учеников к различным видам деятельности;

-формирование системы знаний, умений и навыков;

-развитие творческих способностей учеников;

-создание благоприятных условий, способствующих проявлению уже приобретенных умений и навыков;

-создание кружков и секций согласно потребностям и интересам учащихся;

-воспитание целеустремленности, трудолюбия силы воли и терпения для достижения поставленных целей;

-помощь ребенку на пути к социализации в обществе.

Организация внеурочной деятельности на английском языке с использованием ИКТ и возможностей современных мультимедиа — технологий может быть осуществлена разнообразными способами. Например, с использованием интернета при изучении классиков английской и американской литературы, просмотром спектаклей и фильмов на английском языке, их обсуждением и анализом, созданием собственных постановок, используя английский как средство достижения цели. В этом случае развиваются навыки умения планировать, анализировать и обобщать, работать в команде, работать с дополнительной литературой. Сегодняшние школьники должны быть всесторонне развитыми, творческими людьми.

Внеурочная и урочная деятельности ведут к этой цели.

3.Мои задачи как учителя иностранного языка.

Присоединяясь к мнению профессора Буланкиной Н.Е. [2]: «Познавательный интерес ученика — это положительная эмоция по отношению к системе знаний, к процессу их приобретения, к учебно-познавательной деятельности в целом. Это своего рода переплетение эмоциональных, волевых и интеллектуальных психических процессов, которые в процессе обучения в школе развиваются, воспитываются и совершенствуются», считаю, что  моя задача как учителя иностранного языка организовать познавательную деятельность учащихся, используя современные педагогические технологии развивающего обучения, создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии, такие как метод проектов, использование Интернет-ресурсов, новых информационных технологий помогают развивать личность с учетом способностей ребенка, его уровня обученности.

  1. Методика – это важный фактор достижения цели.

Как сказал Ефим Израилевич Пассов, [3] «Методика или теория и технология иноязычного образования есть интегративная, проектного типа наука, т.е. система всех форм знания о сфере иноязычного образования, позволяющая создать культуроносную экосреду и оптимально управлять процессом духовного развития индивидуальности».

«…интеграция «материалов-технологии-отношения учителя» в процессе образования составляет залог успешной реализации воспитательного аспекта». [3]

Одним из способов, наиболее результативным применительно к сфере обучения, на мой взгляд, является метод проектов.

В своей книге Е.С. Полат «Метод проектов» утверждает: «Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера». [4]

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:

1.Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

2.Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.

3.Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4.Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

5.Промежуточные обсуждения по лученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке , пр.).

6.Защита проектов, оппонирование.

7.Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы [4]

В связи с вышесказанным и опираясь на многолетний опыт обучения школьников и успешного ведения внеурочной деятельности, хочу поделиться моей методикой, которой я пользуюсь много лет, и которая дает успешные результаты.

Целью программы гимназии, в которой я работаю, является формирование инновационной образовательной среды как условие повышения качества образования. Обучение английскому языку идет по УMК Spotlight. Одним из способов обеспечения эффективной реализации современных технологий является проектная деятельность, а также индивидуальные образовательные траектории и, кроме того, программы социализации и воспитания учащихся в соответствии с требованиями ФГОС, реализуемые   через изучение тем УMК Spotlight, особенно интересно представленных в разделах Culture corner.

Все это, на мой взгляд, удачно сочетается в реализации театральных творческих проектов студии IMAGE, руководителем которой я являюсь с 2008 года. За это время мы с ребятами поставили и показали 14 спектаклей и множество музыкально-литературных композиций на английском языке.

Для осуществления такого рода проектной деятельности в гимназии созданы все условия: прекрасно оборудованный по последнему слову техники актовый зал со звукооператорской кабиной и возможностью использования звуковых и световых эффектов; проектор и экран для слайдов, сцена с автоматически закрывающимся занавесом, где наша театральная студия IMAGE показывает свои спектакли на английском языке. Такие постановки являются эффективным методом развития интеллекта, как творческой, так и эмоциональной его составляющей, знакомства обучающихся с шедеврами мировой художественной литературы, а также развитием одаренности детей.

Не каждый ребенок отважится выйти на сцену и выступить, но необходимо помочь ему преодолеть свой страх и раскрыться.

У нас нет материальной возможности пригласить профессиональных режиссеров, да это и не нужно.

В этой статье я познакомлю с методами моей работы над созданием спектакля и развитием одаренности детей. Творчество наше над созданием очередного спектакля всегда является совместным.

С чего мы начинаем?

Вначале мы отталкивались от учебной программы. Например, при изучении темы «Landmarks of the British Isles» и «The Yeoman warders» [5] УMК Spotlight 7, стр11, 31, мы задались вопросом: как жили люди среднего класса в 16-17 веках?

И началась наша проектная деятельность.

I этап: Сбор информации

Составили план:

  1. Какие новые традиции появились в Англии?
  2. Какую одежду носили женщины и мужчины среднего класса?
  3. Чем занимались люди среднего класса?
  4. Как проводили досуг, какую музыку слушали, исполняли?

Эти части проекта распределили между несколькими участниками, которые, собрав необходимую информацию, соединили ее. Вот что получилось (кратко).

II этап: Слияние собранной информации

          1. В Англии в это время появилась новая традиция: чаепитие. Чай везли на кораблях. Индия — колония Англии.
          2. Одежду тех времен нашли в интернете. Позже родители сшили по этим эскизам костюмы для нашего спектакля.
          3. Занятием среднего класса была, в основном, торговля. В нашем случае закупки чая в Индии и продажа его в Англии. Поэтому позже спектакль назвали “Tea Leaves”.
          4. Музыки тех лет нашлось немного: “Green Sleeves”, которую мы использовали в спектакле.

III этап: Добор необходимой информации

Итак, информация была собрана. Понятно, что во время поиска нашлось еще очень много всего интересного, что также расширяет кругозор обучающихся.

Пригодился рассказ с одноименным названием “Tea Leaves”.

IV этап: Создание сценария и написание ролей

Поскольку в спектакле принимали участие ребята, лучше или хуже владеющие языком этого уровня (6 класс), то роли пришлось писать для каждого из участников, учитывая его возможности и корректируя, но при этом повышая уровень владения языком каждого из участников театрального проекта.

Таким образом, сочетаем индивидуальную работу по поиску информации каждым участником для общей цели с групповой формой — созданием сюжета спектакля, его сценария и ролей для каждого актера, реализуя индивидуальные образовательные траектории и расширяя образовательное пространство урока.

Почти так же я делаю на многих уроках в классе. Например, при изучении учащимися этикета в Объединенном Королевстве [6][УМК Spotlight 8 стр. 21 и достопримечательностей Лондона «Liquid History»[6] [УМК Spotlight 8 стр. 101],  даю задание желающим найти информацию об интересных местах и приготовить презентацию 2-3 минуты по каждому из мест: London Eye, музей Мадам Тюссо, the Tower of London.

Затем дети показывают свои презентации на уроке, используя только английский язык.

То есть, расширение образовательного пространства урока может и должно идти непрерывно, на уроке и во внеурочной деятельности. Но вернемся к театральной деятельности.

V этап: Осмысление ролей

Развиваем эмоциональную составляющую интеллекта, пытаясь представить, почувствовать эмоциональное состояние героя в каждой ситуации: эмоциональное, выразительное чтение ролей вслух.

VI этап: Репетиции и корректировки ролей, создание декораций и костюмов

На данном этапе каждый актер должен почувствовать себя человеком того времени, воплотиться в него надев его костюм, произнося его реплики.

VII этап: Тренировочный показ спектакля и запись его на видео

Просмотр видео и работа над ошибками. Обсуждение всего, что удалось, что надо изменить или доработать. Изменение и доработка неточностей.

VIII этап: Показ спектакля для зрителей

Это завершающий этап, самый волнительный, ожидание восприятия публикой и жюри наших стараний.

В первые годы нашего творчества мы показывали спектакли только на школьной сцене. Затем, набравшись опыта, стали принимать участие в окружном фестивале — конкурсе, который проводится традиционно в 10 гимназии. Там нам обычно удавалось занять первое или второе место, и, по результатам конкурсного отбора, мы попадали на городской Конкурс театральных проектов, проводимый в НГТУ. Там тоже первые места были наши.

Кроме того, мы принимаем участие в областных литературных фестивалях, посвященных юбилейным датам английских и американских писателей. Было показано множество спектаклей на международных фестивалях. Вот наши результаты:

⁃ Tea Leaves (Международный конкурс, «Салют талантов» в Риме, 2 место, 2014)

⁃ Музыкально – литературная композиция (Международный конкурс детского и молодежного творчества «Art — Premium Awards», 3 место, 2015)

⁃ A Magical Dream on Christmas Eve (Международный конкурс детского и молодежного творчества «Art – Premium», 3 место, 2016)

— Tom Sawyer (Городской конкурс Talent Show, II место, 2017)

— Pollyanna (Областной конкурс Театральных Проектов, 1 место, 2018)

— Humpty-Dumpty (Городской Фестиваль Театральных Проектов, 1 место, 2018)

—  She walks in beauty (Международный фестиваль театральных проектов, 1 место, 2019)

— Oliver Twist (V областной литературный фестиваль, посвященный юбилейным датам зарубежных писателей, 1 место, 2019)

— Lamplighter (Открытый Региональный Фестиваль «Я из Сибири», 3 место, 2019)

— Limerics, Baum L. F. Исполнение на английском и на русском (собственный перевод на русский язык), (Областной фестиваль, посвященный творчеству Л.Ф Баума, 1 место, 2020)

И много других постановок, охватывающих довольно большое количество участников. Ведь целью этих постановок, спектаклей и музыкально- литературных композиций является развитие творческого потенциала и одаренности каждой личности, обучающейся в нашей гимназии.

После каждого выступления пишем статью на сайт нашей гимназии, что тоже является стимулом для повышения интереса к изучению языка.

В осуществлении этих проектов материально помогали родители и школа.

Заключение.

Посредством театральных постановок развивается интеллект обучающихся, повышается уровень культуры и общая образованность, знание английских авторов, английской литературы, умение вжиться в роль того или иного героя, почувствовать то, что герой чувствует в данной ситуации, умение выступать на публике, что требуется в ФГОС и просто для полноценной жизни в обществе.

Развивается умение работать в команде, дети обучаются поиску нужной информации, попутно узнавая много нового. У них появляются собственные идеи, собственно видение, как можно представить зрителю ту или иную сцену, сделав акцент на определенных качествах конкретного героя. Это — развитие психоэмоциональной составляющей, развитие воображения и умение находить нужный угол зрения, чтобы самим осознать и донести до зрителя на своем уровне все, что автор хотел сказать.

При этом английский язык используется как средство достижения поставленной цели.

Литература:

  1. https://fgos.ru
  2. Буланкина Н.Е. «Ещё раз об инновационных технологиях в преподавании иностранных языков в российской школе» Всероссийское Интернет-издание «Просвещение. Иностранные языки», 2018
  3. Пассов Е.И. «Методика как наука будущего» (Просвещение. Иностранные языки)
  4. «Метод проектов» д.п.н., проф. Полат Е.С., ИОСО РАО
  5. УМК «Английский язык в фокусе». 7 класс (с11,31). Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2020
  6. УМК «Английский язык в фокусе». 8 класс (с 21,101). Авторы: – М.: Express Publishing: Просвещение, 2020

Уважаемые коллеги!

Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте

Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Специализированный плейлист УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» 2-11

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»

можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку серии «Английский в фокусе».
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.​

Комментарии закрыты.