«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

НЕСКУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРИЁМЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Вторник 22 февраля 2022

Мы привыкли задумываться о том, как сделать урок полезным: как спланировать его так, чтобы всё успеть? Как доходчиво объяснить новую тему? Как эффективно ее отработать? Но не меньше внимания стоит уделять и тому, чтобы сделать урок интересным. Сколько бы полезного материала мы ни подготовили, ученик намного быстрее и лучше его усвоит, если он будет вовлечен.

 

 

Автор: Гильдебрандт Виктория Александровна
Место работы: МБОУ «СОШ № 5» г. Абакан, Республика Хакасия
Должность: Учитель иностранных языков (английский, немецкий).
Первая квалификационная категория

 

 

В своей деятельности эффективно применяю современные психолого-педагогические технологии для формирования мотивации к обучению.

В начале урока создаю ситуацию мотивации и целеполагания и применяю следующие техники: «Сказочный герой», «Фантазер», «Оратор», «Линия времени». Во время урока применяю приемы технологии критического мышления: «Корзина идей», «Удивляй», «Отсроченная  отгадка». Для изучения нового материала использую прием «Инсерт», «Чтение с остановками». Для закрепления изученного материала применяю приемы: «Да-нет-ка», «Пинг-понг», «Лови ошибку». На этапе контроля и усвоения знаний: «Светофор», ответ по цепочке, «Ромашка», «Синквейн». Для достижения результатов совершенствования личности,  т.е. развитие универсальных учебных действий применению гуманитарные технологии, это – дебаты, тренинги.

Здоровьесберегающие технологии использую на уроках с целью уменьшения влияния статистических нагрузок на детский организм и сохранения психологического и физического здоровья обучающихся. В систему использованных мною на уроках здоровьесберегающих технологий включаю проведение физкультминуток, релаксационных пауз, игр-пантомим, английские народные игры, английские песенки рифмовки, лексический материал изучаемых тем, воспитывающих навыки здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья.

Физкультминутки всегда связываю с изучаемым лексическим и грамматическим материалом. В результате релаксационной паузы создается благоприятный психологический фон на уроке, новый лексический и грамматический материал усваивается быстрее.

Игровую технологию использую для повышения интереса к предметам, развитие творческих способностей обучающихся. В результате повышается темп работы на уроках, возрастает  активность учащихся в стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи.

Часто использую на своих уроках игры-пантомимы при изучении различных тем: при изучении алфавита – изобразить букву, при изучении темы «Животные» изобразить животное и т.д., что повышает мотивацию учащихся на уроке.

Использую английские народные игры на уроках (игра «Рыба-кит»). Эту игру использую при изучении различных  тем, так как вместо названий рыб применяю  лексику соответствующую изучаемой теме.

В качестве снижения утомляемости учащихся использую пение на уроках на английском, либо немецком языках. Пение доставляет учащимся большое удовольствие, несёт огромный эмоциональный заряд, способствует поднятию настроения. Песня предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит основой для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Например при изучении темы «Части тела» использую песню на английском языке «Head, shoulders, knees and toes», на немецком языке «Kopf und Schulter». Как правило, все песни сопровождаются движением, что является своеобразным отдыхом учащихся на уроке и одновременным закреплением изучаемого лексико-грамматического материала.

После письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы выполняем с учащимися упражнение «Ring». В быстром темпе надо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний пальцы и т. д. При этом можно повторить числительные.

Перед выполнением контрольных работ делаем с учащимися упражнения на дыхание, которое способствует снятию напряжения у детей и настраивает на важную работу: дыхание – глубокое, медленное, сначала только через левую ноздрю, а затем только через правую ноздрю. Дыхание через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария, что способствует решению рациональных задач.

Использую работу в парах, в группах – форму организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

При проектировании уроков отдаю предпочтение таким видам деятельности, которые моделировали бы жизненные ситуации (ролевая игра «Что я одену на карнавал?», «В магазине одежды»).

В своей деятельности эффективно применяю новые педагогические технологии:

методы проектно-исследовательской деятельности с применением ИКТ-технологий и технологий проблемного обучения.  Проблемно-диалогическая технология помогает достижению на уроке планируемых результатов. Цель создания проблемной ситуации —  осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Использую  приемы создания проблемной ситуации такие как:  проблемная ситуация «с удивлением», проблемная ситуация «с затруднением», побуждающий диалог от проблемной ситуации, подводящий к проблеме диалог, сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно», демонстрация непонятных явлений. Организация проблемных диалогов  оживляет работу учащихся и предоставляет учащимся большую возможность «самостоятельно» прийти к «открытиям» новых знаний на уроках, что обеспечивает ситуацию успеха практически для каждого ребенка. Проектная методика имеет большую практическую направленность, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации; стимулирует развитие творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать нужную информацию и представить её другим. Метод проектов ативизирует все стороны личности ученика.

На последних уроках прохождения каждой темы, когда ученики  владеют уже достаточной лексикой по данной теме, перед учащимися ставится задача постановки проблемного вопроса «Самые популярные животные в России и в стране изучаемого языка» (например, тема «Pets in Russia» во 2 классе УМК Spotlight Английский язык изд. Просвещение, тема «Tiere», в 5 классе УМК Горизонты Немецкий язык изд. Просвещение), «Достопримечательности моего города» (тема «meine Stadt» в 6 классе УМК Горизонты Немецкий язык изд. Просвещение, тема «Special days» в 5 классе  УМК Spotlight Английский язык изд. Просвещение), «Экологические проблемы в моем регионе» (10 класс УМК Spotlight Английский язык изд. Просвещение). Далее учащиеся выбирают форму продукта – проект (например, письмо другу по переписке в рамках тем: «Kennenlernen» в 5 классе УМК Горизонты Немецкий язык изд. Просвещение, «I am from…» в 5 классе УМК Spotlight Английский язык изд. Просвещение), планируют исследовательскую деятельность по реализации данного проекта).

Активно использую на своих уроках метод построения интеллект-карт (ментальные карты), который эффективен при подготовке монологического высказывания, и в работе с грамматическим материалом при изучении английского языка, а так же помогает сделать процесс обучения и учения плодотворнее, интереснее и занимательнее. Также применяю такой метод интерактивного обучения иностранному языку, как QR— кодирование. Этот метод применяю для самопроверки учащимися своих ответов, после того как они выполнили задание, им разрешаю включить свои смартфоны, чтобы считать код и увидеть правильные ответы. Также с использованием данного метода организовывала урок-ознакомление с достопримечательностями Лондона, где учащиеся проходили виртуальную экскурсию по музеям Лондона. Информация с достопримечательностями была зашифрована в виде QR- кодов и была вывешана на доске.

Широко использую на уроках работу в парах, группах – формы организации деятельности учащихся на уроке, которые необходимы для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Групповая форма работы на уроке особенно эффективна при работе над проектами. При групповой форме работы часто использую метод «Пилы». Учащиеся организуются в группы по 4 — 6 человек для работы над проектом. Каждый член группы находит материал по своей подтеме. Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому товарищей в своей группе. После использования данного метода слабые ученики чувствуют уверенность в своих силах, и все учащиеся работают более активно, мотивация повышается.

Для поддержания интереса к предмету использую нестандартные типы и формы уроков: урок- «диспут» (итоговый урок в 7 классе по теме “Телевидение — за и против!” УМК Spotlight 7 класс), урок пресс-конференция (1 группа – гости из Германии, Великобритании, 2 группа – представители прессы газет, журналов, участники конференции), урок- «путешествие» (тема: «Достопримечательности города» УМК Horizonte 6 класс), урок – «исследование» (тема: «Проблемы подростков и пути их решения» УМК Spotlight 9 класс).

Организую на уроках этап рефлексии, способствующий формированию анализировать свою деятельность на уроке. Использую приём «Облака тегов», который позволяет оценить учащимся насколько они эффективно поработали на уроке, в результате формирую группу личностных результатов.

Оценка уровня школьной мотивации к изучению английского языка за прошедший период показывает, что у учащихся  сформировалась хорошая мотивация и положительное отношение к данному предмету.  Диагностическая методика для учителя предметника «Отношение школьника  к вашему предмету»  Л. Балабиной позволила увидеть тип отношения учащихся к изучению английского языка.

Подведя итог всему сказанному, нужно отметить, что уроки иностранного языка представляют учителю больше возможности для поддержания интереса, создания мотива для дальнейшего его изучения. Для практики учителя в этом плане существуют неограниченные возможности для творческого поиска новых форм и методов активизации учебного процесса.

Уважаемые коллеги!

Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте

Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Специализированный плейлист УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» 2-11
Специализированный плейлист НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

 

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»

можно заказать учебники и учебные пособия по английскому и немецкому языкам
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.

Комментарии закрыты.