«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ INQUIRY-BASED LEARNING И PROJECT-BASED LEARNING НА УРОКЕ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА УЧИТЕЛЯ)

Четверг 19 мая 2022

Области применения современных образовательных подходов ширятся с каждым годом. Тематика учебных пособий по иностранным языкам (в частности, по китайскому как второму иностранному языку) позволяет в полной мере реализовывать требования ФГОС ООО к формированию метапредметных навыков. Их приобретению и развитию способствует внедрение в тематическое планирование уроков с элементами проектной и исследовательской деятельности.

Автор: Михайлов Николай Анатольевич
Место работы: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1948 «Лингвист-М»
Должность: учитель китайского языка ГБОУ «Школа №1948 «Лингвист-М», автор сценариев и тестов по китайскому языку на платформе МЭШ, участник проекта СберКласс (китайский язык)

В данной статье мы рассмотрим применение этих технологий, технологий Inquiry-based learning и Project-based learning, на уроке китайского языка в 6 (лингвистическом) классе с углублённым изучением китайского языка.

Данные подходы предлагается реализовать в процессе прохождения темы «Какая сегодня погода?» (УМК «Время учить китайский!» авторов А. А. Сизовой, Чэнь Фу, Чжу Чжипина и др.). Цель урока: изучение темы «今天天气怎么样?» с применением технологии обучения через исследование и проектную деятельность, с реализацией кросс-предметного образовательного подхода (сочетание китайского языка и исследования окружающей среды, географии). А также расширение словарного запаса (в т. ч. дополнительной лексикой раздела), введение и актуализация грамматических явлений.

Представляемый урок может включать в себя 5 этапов:

  • Приветствие и фонетическая разминка;
  • Аудирование. Перевод диалога;
  • Знакомство с лексикой и грамматическими явлениями урока;
  • Проектное задание. Объяснение и подготовка;

А также рефлексия, подведение итогов и домашнее задание.

В качестве фонетической разминки — изучение чэнъюя 运斤成风, где 风 (ветер) — новое слово урока. На втором этапе устный перевод диалога с использованием языковой догадки до разбора новых лексем. По окончании перевода учащиеся выделяют новые слова, а учитель объясняет их значения, записывает иероглифы, а также просит учащихся обозначить ключи и графемы, входящие в состав иероглифов. Помимо слов из прослушанного диалога, учитель знакомит с дополнительными словами, которые потребуются для выполнения проекта на следующем этапе. Это слова: температура, облачность, направление ветра, скорость и погодные явления.

Следующий этап урока — проектная деятельность. Изученные в ходе урока слова помогут учащимся в ведении дневника погоды. Ранее на уроках окружающего мира учащиеся заполняли подобный дневник о погодных условиях родного города. Учитель предлагает вспомнить значения, входящие в состав таблицы-дневника. Теперь учащимся предстоит вести дневник погоды на китайском языке. Учащимся необходимо выбрать два города для исследования. Один город из России, например, город, в котором мы живём — Москва, а второй — город Китая. При этом необходимо указать, в какой провинции находится китайский город и рассказать о нём в 2-3 предложениях. Для разнообразных презентаций дневников учитель может предложить ограничить исследование Пекина и Шанхая и предложить «расширить карту», чтобы познакомиться с бОльшим количеством городов изучаемой страны.

Задачи данного проекта: актуализировать изученный лексический материал, провести небольшое исследование, основываясь на личных наблюдениях за погодой и данных интернета, познакомиться с китайскими городами и провинциями, а также сравнить погодные условия в городах России и Китая.

Далее учащиеся вместе с учителем изучают таблицу на русском языке и переводят её значения на китайский. Ниже представлен вариант с записанными данными и значениями за 5 апреля.

Ознакомившись с проектным заданием, учащиеся подводят итоги урока. Учитель озвучивает пройденный материал: чэнъюй, новые слова и иероглифы. А также домашнее задание: работа над проектом и изучение новых слов и иероглифов.

В ходе урока

  • учащиеся познакомились с основной и дополнительной лексикой по теме «今天天气怎么样?»;
  • попрактиковались в переводе с китайского языка на русский и обратно;
  • узнали ряд китайских городов и провинций, в которых они находятся;
  • расширили свои знания в предметных областях «Окружающий мир» и «География», таким образом реализовав метапредметный потенциал урока;
  • попрактиковались в подготовке к выполнению проектного задания;
  • провели мини-исследование, фиксируя погоду в родном городе, основываясь на личных наблюдениях.

Данный проект предлагается дать на неделю или на каникулярное время, чтобы у учащихся была возможность внести данные за несколько дней и подготовиться к презентации. По итогам проведения такого урока заметим, что наибольший интерес школьников вызвал этап перевода дневника погоды на китайский язык. Поскольку данный формат им уже знаком, а теперь они могут заполнить таблицу и на китайском языке. Применение обучающих технологий и элементов предметно-языкового интегрированного обучения позволили расширить потенциал урока, расширить словарный запас обучающихся и повысить мотивационную базу к изучению китайского языка.

Список литературы:

  • Китайский язык : второй иностранный язык. 6 класс: учебник / Сизова А. А., Чэнь Фу, Чжу Чжипин, [и др.]. — 4-е изд., стер. — Москва: Просвещение : People’s Education Press, 2022. — 192 с. : ил. — (Время учить китайский!).
  • Китайский язык : второй иностранный язык. Рабочая тетрадь. 6 класс : учебное пособие / Сизова А. А., Чэнь Фу, Чжу Чжипин, [и др.]. — 5-е изд., стер. — Москва: Просвещение : People’s Education Press, 2022. — 80 с. : ил. — (Время учить китайский!).
  • Китайский язык : второй иностранный язык. Прописи. 6 класс : учебное пособие / Сизова А. А. — 4-е изд., стер. — Москва: Просвещение, 2021. — 80 с. : ил. — (Время учить китайский!).
  • Китайский язык : второй иностранный язык. Книга для учителя. 6 класс: учебное пособие / Сизова А. А., Пересадько Т. В., Чэнь Фу, Чжу Чжипин, [и др.]. — Москва: Просвещение : People’s Education Press, 2019. — (Время учить китайский!).

Уважаемые коллеги!

Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»

можно заказать учебники и учебные пособия по китайскому языку.
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.​

Комментарии закрыты.