«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

АУТЕНТИЧНОЕ ОБЩЕНИЕ С НОСИТЕЛЯМИ ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Вторник 21 июня 2022

Профессиональные филологи и лингвисты уже давно установили, что для наиболее эффективного изучения иностранного языка необходимо погружение в языковую среду. Однако далеко не у всех учеников сельских и городских школ, особенно в современных геополитических условиях, есть возможность выехать за границу.

Автор: Веденеева Ольга Юрьевна

Место работы: МБОУ «Паустовская ООШ» Вязниковского района Владимирской области

Должность: Учитель истории и немецкого языка

Выходом из такой ситуации могут стать встречи с носителями языка, которые приезжают в нашу страну, а также организация телемостов с помощью компьютерных технологий. В МБОУ «Паустовская ООШ» мы практикуем обе формы коммуникации.

Сочетание традиционных форм коммуникации и новейших информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс стирает границы для учащихся даже самых отдалённых школ и позволяет детям включаться в живую коммуникацию с носителем немецкого языка в реальном времени или с отсрочкой во времени. Для активного вовлечения детей в языковую среду и преодоления языкового барьера, для творческой активности школьников, совершенствования коммуникативной и межкультурной компетентностей, повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка и культуры требуют сегодня от преподавателя высокого профессионализма. Главными тенденциями обеспечения наивысшего уровня образования становится ориентация на запросы обучающихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития, чему в немалой степени способствует включение общение с носителем языка в том числе и с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. При этом качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы обучения, условия и результаты образовательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения в системе среднего образования [2, с.70].

К примеру, не так давно «Паустовскую ООШ» посетила социальный педагог из Германии Вивьен Глюер. Вивьен работает с детьми в молодёжном центре «Хуго» города Йена. Девушка путешествует по миру. Посетив многие страны Европы, приехала в Россию и, по предложению своего знакомого, посетила деревенскую школу, где ведётся преподавание немецкого языка.

Для Вивьен была организованна экскурсия по школе. Общаться с ней пришлось на немецком языке, что было особенно интересно для учеников, которые впервые попробовали свои силы в разговоре с носителем языка.

Как отметила гостья, в Германии в школах всё совсем иначе, например, мальчики и девочки в равных условиях учатся и готовить, и работать на станках. В кабинете труда её поразило большое количество поделок, одна из которых — кухонная прихватка — была приготовлена специально для неё. Приятно удивил Вивьен и подарок от учеников. С собой девушка увезла яркую открытку с самыми теплыми пожеланиями от российских детей.

В свою очередь, учащиеся школы получили уникальную возможность общения с носителем языка. Вивьен рассказала, чем интересуются их сверстники в Германии, какие проблемы их волнуют, как они проводят своё свободное время [3, с.3].

Общение с носителями языка у учеников Паустовской ООШ продолжилось при помощи программы для организации интернет-конференций «ZOOM». Дети смогли пообщаться со своими сверстниками, которые занимаются в молодёжном центре «Хуго» города Йена. Ребята из Паустова рассказали о себе и организовали виртуальную экскурсию по школе. Немецкие подростки задавали им вопросы. Получился живой активный разговор, который позволил учащимся услышать аутентичную речь и самим попробовать свои силы в общении, преодолеть языковой барьер, завязать новые знакомства.

При помощи мессенджера в информационно-телекоммуникационной сети Интернет состоялось общение ребят с уроженкой Вязниковского района Марией Ольберг. Девушка сейчас проживает в Германии и рассказала учащимся о рождественских традициях страны изучаемого языка.

Таким образом можно прийти к выводу о том, что организация живого аутентичного общения с носителем языка, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационного оборудования, позволяет значительно повысить мотивацию детей к изучению иностранного языка. Тем не менее такая работа требует серьёзной подготовки. И если личное общение с носителем языка – это достаточно ситуативный подход (не каждый день в школу приходят жители Германии или другой немецкоязычной страны), то организация телемостов может выступить эффективным средством коммуникации.

Телемостом принято называть совокупность технических и организационных мер, направленных на обеспечение двухсторонней аудио и видеосвязи между двумя и более удалёнными объектами средствами телевизионной техники и спутниковой связи, один из видов групповой телекоммуникации [1].

Чтобы такая видеосвязь состоялась, необходимо грамотно подойти к подготовительному этапу, в ходе которого педагог сталкивается с несколькими основными вызовами:

— выбор темы в соответствии с УМК И.Л. Бим издательства «Просвещение»;

— отбор детей для участия в телемосте;

— сложно определить время, подходящее для обеих сторон;

— настройка техники; для организации телемоста необходим компьютер, экран, видеокамера, интернет и специальное программное обеспечение. [5, с. 58].

Следующий этап – основной. Здесь педагог, который отвечает за проведение телемоста, обозначает тему для разговора, организует подключение, представляет собеседников. На данном этапе у учеников есть возможность задать собеседникам интересующие вопросы и самим вступить в диалог. Учитель должен вовремя направлять разговор, помочь ребятам в переводе наиболее сложных моментов, корректировать грамматические речевые конструкции.

В форме диалога дети узнают о традициях жизни страны изучаемого языка, обсуждают увлечения подростков в России и Германии. Таким образом, расширяется кругозор и пополняется словарный запас.

Наконец, нельзя забывать и о рефлексии. Учитель и его воспитанники обмениваются впечатления, обсуждают моменты, вызвавшие наибольшие затруднения, планируют дальнейшие телемосты. Положительный эффект даёт и освещение проведения таких встреч в местных средствах массовой информации или на официальной странице школы в социальных сетях.

Кроме того, применение такого подхода позволяет направить в нужное русло постоянное использование учениками мобильных средств, обмениваться учебными материалами, обсуждать их и получать консультации [4, c.178].

Таким образом, использование современных информационных технологий является не только перспективным методом изучения иностранных языков, но и значительно расширяет педагогические возможности преподавания даже в небольших сельских школах.

Список использованной литературы:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Телемост
  2. Дмитренко Т.А. Современные методологические подходы к технологии подготовки преподавателей иностранных языков: Монография. М.: МГТА, 2015. 95 с.
  3. Долматов Г. Паустовскую школу посетила немецкая гостья // Газета «Районка, 21 век» №36 (352) от 28.09.2017 г.
  4. Закирова С.А. Роль информационно-коммуникационных технологий на занятиях по изучению немецкого языка. // Вестник современных исследований. 2018. № 12.3 (27). С. 178.
  5. Запольская О.В., Сараева И.А. Аутентичное общение с носителями языка через телемост//Педагогическое образование на Алтае. 2013. № 1. С. 57-59.

Комментарии закрыты.