«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Пятница 17 июня 2022

В течение долгого времени любое высказывание обучающихся на иностранном языке считалось устной речью вне зависимости от того, являлось ли оно творческим или чисто учебным, тренировочным.  Сейчас перед школой стоит другая задача- развитие инициативной, творческой, самостоятельной речи обучающихся. Учащиеся уже на начальном этапе стремятся проявлять речевую инициативу и вряд ли целесообразно не  использовать эту их потребность в активном употреблении изучаемого языка, умело направляя ее в русло их языковых возможностей.

Автор: Бычкова Анна Юрьевна
Место работы: МОУ Раменская СОШ №21 с УИОП
Должность: учитель английского языка

Разработка приемов стимулирования творческого и инициативного высказывания становится насущной задачей организации процесса обучения языку в школе.

  1. Создание варианта по цепочке, путем добавления каждым учащимся одного или нескольких предложений.

Этот вид работы обычно захватывает ребят, которые внимательно следят за  развитием сюжета, пытаясь внести свою лепту в развитие сюжета.

  1. Учащиеся задают учителю вопросы для создания новой ситуации

Вопросы, задаваемые учителем, не стимулируют речь обучающихся. Передачей речевой активности в руки учащихся можно добиться развития у них  инициативной и творческой речи.

  1. Вопросы класса одному из учащихся для создания новой ситуации

Класс может задавать вопросы не одному, а сразу нескольким ученикам. Интересным вариантом этого вида работы является заключительный рассказ учащегося, построенный по ответам на заданные ему вопросы.

  1. Использование ситуативно-семантических единств в виде нестандартных форм выражения подтверждения или отрицания в ответных репликах, главным образом на начальном этапе формирования творческой и инициативной речи. Главное, дать классу установку, чтобы на один  и тот же вопрос разные ученики давали различные ответы и,  чтобы в учебной группе не было ни одного ученика, уклоняющегося от этой работы.  «Have you got a pen?- Here it is/ Take it/ I have no pen/ Left it at home/ It doesn`t write/ No ink/ I have only a pen/ Why do you need it/ I can`t find it.»
  2. Использование «провокационных» вопросов «Провокационные» вопросы можно использовать на любом этапе урока. Коллективная беседа, приближающаяся к естественной, сразу активизирует устную речь учащихся, требует быстрой реакции, повышает заинтересованность, затрагивает лично каждого. Развертывается живая быстрая беседа, ребята забывают, что идет урок, что, по сути они выполняя упражнение, развивают устную речь.

а) в начале урока во время речевой разминки учитель обращается к одному из   учащихся

-Kolya, again you`ve left your pen at home                                                     

-But I always bring my pen to school.

-Today you didn`t bring it.

-Why? Here it is.

-But it`s a green pen, and yours is red.

-My pen is green.

-Masha, is Kolya`s pen green?

-Yes, his pen is green.

-Is it really green?

-Of course, it is.

-……                                 

 В середине урока учитель вдруг,  неожиданно для класса останавливается и  спрашивает:

-Misha, what were you doing near the Central cinema yesterday?

-I wasn`t there. I couldn`t be there.

-How do you mean you weren`t there when I saw you there.

-When was it?

-At 5 p. m.

-At 5 p. m. I was at a sports competition.

-Misha was there. He was with us. We were together.

-What kind of competition was it?

-Hockey.

-By the way, what`s on at the Central cinema?

-…..

  1. Использование картинок с неразвернутой ситуацией -это еще один из приемов стимулирования творческой речи учащихся. Что из себя представляют картинки с неразвернутой ситуацией? Это- черно-белый рисунок, на котором дается только наметка какого-то действия, совершаемого довольно неопределенно очерченным лицом, что может быть основой для большого количества ситуаций и может использоваться неоднократно как на протяжении ряда уроков, так и на разных этапах изучения иностранному языку.

Рекомендуемая последовательность использования видов работы по данному виду картинок:

-рассказы учителя для развития восприятия английской речи на слух и создания новых вариантов развертывания ситуации, предложенной на картинке

-вопросы учащихся учителю по картинке для создания нового варианта ситуации

-работа учащихся в парах

-составление рассказа учащимися по цепочке

-собственные рассказы учащихся, составленные на базе,  изображенной на картинке исходной ситуации

Приведенные ниже рассказы являются только образцами, призванными показать учителю, как можно использовать картинки с неразвернутой ситуацией.

Какие бы приемы не использовались для формирования и развития самостоятельной иноязычной речи учащихся, следует всегда помнить, что развитие творческой речи зависит не только и даже не столько от объема лексического материала, которым владеют учащиеся (хотя этот фактор бесспорно играет немаловажную роль), сколь от моментов психологических и дидактических.

На формирование не только навыков и умений, но и привычки говорить, то есть участвовать в речи на иностранном языке хотя бы в пределах урока, и должна быть направлена организация учебного процесса (дидактический момент).


Уважаемые коллеги!

Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»

можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку.
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.​

Комментарии закрыты.