«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ В РАМКАХ НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Четверг 1 декабря 2022

В системе образования XXI века в рамках реализации новых образовательных стандартов основными и необходимыми для школьника компетенциями являются так называемые 4К компетенции: критическое мышление, коммуникабельность, кооперативность и креативность.

Автор: Крылова Алена Алексеевна

Место работы: МОУ «Москворецкая гимназия» (г.о. Воскресенск)

Должность: учитель английского языка высшей квалификационной категории

Поэтому перед современным педагогом стоит очень важная задача – найти максимально понятные и интересные для обучающихся формы работы, которые будут способствовать формированию всесторонне развитой, а главное, конкурентно способной личности.

Концепция современного образования предусматривает внедрение элементов медиаобразования в процесс обучения. Существует несколько подходов к реализации этого направления. Первый подход, изложенные А. Г. Селевко, предусматривает введение родительской и учительской цензуры в СМИ. Второй подход, чаще всего применимый в практике современной школы, предполагает игнорирование влияния СМИ на формирование личности школьника и его отстранение от информационных потоков. Третий подход к внедрению технологии медиаобразования, на мой взгляд, совершенно справедливо говорит о том, что оградить школьника от влияния СМИ целиком и полностью невозможно, а значит необходимо перевести информационные потоки из разряда «противников» в разряд «союзников». Целесообразно и актуально обучать детей не только языковым нормам и коммуникации в формате классно-урочной аудитории, но и коммуникации с носителями языка, работе с технологиями Web 2.0, Web 3.0, созданию качественного контента.

Еще одним из ключевых направлений построения гражданского общества и демократического государства является формирование гражданской идентичности. В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Данная концепция с недавних пор стала неотъемлемой частью уроков иностранного языка. Перед учителями английского языка сейчас стоит важная задача – не только развить социокультурную компетенцию обучающихся, но и сформировать умения представить свою страну на иностранном языке, воспитать чувство патриотизма и гражданской ответственности.

Как же достичь поставленной цели на ступени школьного образования? Безусловно, здесь важную роль играют учебные пособия, отвечающие актуальным требованиям к процессу обучения. Новые линейки УМК делают акцент на страноведении. Причем важно отметить, что акцент делается именно на городах, достопримечательностях и известных личностях России. Школьники получают возможность видеть многообразие, красоту и величие своей страны, постепенно учатся представлять ее на английском языке. Однако, ни для кого не секрет, что переход на новые УМК — это процесс, вызывающий определенные сложности в образовательных организациях.  Возникает проблема: как реализовывать новые образовательные тенденции в переходный период.

Опираясь на нормативные документы, научные разработки, опыт коллег и свой собственный педагогический опыт, я могу сказать, что результативным способом обучения является опыт проведения интегрированных уроков с использованием технологии медиаобразования. Что же представляет собой каждый компонент такого занятия? Интегрированный урок — это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Технология проведения интегрированных уроков смело вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые дисциплины. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт и теорию его понимания, систематизировать изученный материал. При интеграции нескольких разных учебных предметов, мы добиваемся главного – развития критического мышления школьников, т.к. мы предлагаем выполнить комплексный анализ знаний и выбрать оптимальные модели усвоения материала. Таким образом, для повышения интереса обучающихся к изучению истории как зарубежных стран, так и истории собственной страны и развитию навыков владения английским языком оптимальным вариантом интеграции будет слияние двух дисциплин: английского языка и истории.

В контексте современного образования урок должен строиться так же с привлечением электронных ресурсов образования, дополнительной информации, которую обучающиеся «добывают» самостоятельно. Уроки английского языка — не исключение из правил, а скорее флагман реализации требований. На мой взгляд, сейчас для обучающихся очевидна необходимость навыков восприятия информации, умения верно понимать значение аудиовизуальных образов и, следовательно, более компетентного и свободного обращения с информационными потоками и ориентирования в них. В связи с этим на моих уроках особую значимость приобретает включение в процесс обучения технологии медиаобразования. Необходимо учить правильно воспринимать массмедиа, овладевать навыками общения не только с традиционными печатными и электронными СМИ, но и со всеми новыми технологиями массовой, личной и компьютерной коммуникации. Это позволяет сделать урок действительно современным, живым и максимально полезным. Стоит отметить, что технология медиаобразования результативна только в том случае, если она проходит через несколько этапов урока в роли сопроводительной (дополнительной) и на одном из них играет роль ведущей, предусматривающей создание некого осязаемого медиа-продукта.

Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе на образование. Урок иностранного языка становится важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную составляющую, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития государства. Особое внимание учителя английского должно быть обращено на формирование и развитие языковой личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины, способного грамотно ориентироваться в информационном потоке и выражать свои мысли на иностранном языке.

Как реализуются новые требования на некоторых этапах урока, построенного с учетом новых стандартов? Рассмотрим пример разработанного мною интегрированного урока английского языка и истории с использованием технологии медиаобразования «Петербург. Правление Петра I» (St. Petersbuhg. The reign of Peter the Great).

Этап постановки темы, цели и задач урока. Безусловно, здесь невозможно ограничить творчество учителя. Выбор технологий и методов весьма широк.  Однако привычный игровой метод может быть успешно доработан. Своим обучающимся я предлагала открыть сундук и посмотреть, что же в нем скрыто. В сундуке находилось репродукция Петербурга. Как только обучающиеся называли правильный ответ на вопрос «Что за город изображен?», перед ними возникало видео, где один из британских актеров читал перевод стихотворения Николая Агнивцева. Дети погружались в языковую среду. Учитывая возрастные особенности и сложность произведений автора для современного школьника, я подготовила скрипты стихотворения. Обучающиеся смогли успешно прочитать текст, перевести и ответить на вопрос «О ком же написано данное стихотворение». Их ответ и стал ключевым в определении темы урока. Поскольку на уроках английского языка и более подробно на уроках истории обучающиеся уже завершили прохождение темы, они без труда сформулировали цель, задачи занятия и поставили вопрос, на который необходимо дать ответ в конце урока. На данном этапе мы видим использование элементов игрового метода, проблемного метода и технологии медиаобразования, которая гармонично их дополняет.

На этапе выполнения заданий обобщающего характера обучающимся предстояло заполнить кластер «Основные направления политики Петра I» (The main directions of Peter’s policy) с указанием основных результатов. Это помогло еще раз вспомнить как исторические факты, так и лексические единицы и подготовиться и выполнению билигвального кейса. Кейс-метод известен давно и активно применяется на уроках.  Обучающимся необходимо было выделить основные группы проводимых реформ и соотнести их с высказываниями известных людей. Мною был предложен небольшой видео фрагмент, где международный эксперт перечислял направления петровских реформ. Их было необходимо услышать и выписать. К каждому направлению обучающиеся подбирали высказывания, сформулированные на двух языках, и поочередно вставляли пропущенные слова. Для удобства выполнения задания, внесения элемента соревновательного процесса, было сформировано две команды. Таким образом, здесь мы видим, что технология интеллект-карт помогает обучающимся подготовиться к выполнению основного и более сложного задания, а кейс-метод удачно дополняется элементом медиаобразования.

На заключительном этапе выполнения обобщающих заданий группам обучающихся предстояло выполнить мини-проект — создать промо-презентацию на английском языке с использованием знаний по истории «Петр I это…» (Peter I is…). Необходимо было в течение 15 мин создать 5 слайдов в установленном программном обеспечении, которые раскрыли бы заявленную тему. Сохранить файл в любом видео-формате и провести презентацию. Для удобства и быстроты выполнения задания обучающимся был предоставлен тематический словарь и устойчивое подключение к сети Интернет. После успешного представления и защиты мини-проектов работы обучающихся были опубликованы на платформе YOUTUBE и стали общедоступным образовательным медиа-продуктом. Таким образом, на примере данного задания мы видим, что технология медиаобразования выходит на первый план и изменяет в контексте современности сущность традиционного метода проектов. Здесь реализуется принцип развития критического мышления, выбора качественной информации, развития творческих способностей и создания нового цифрового продукта.

Каким будет иноязычное образование через несколько лет точно не знает никто, но твердо можно утверждать одно – оно будет актуальным, —  учитывающим социальный запрос общества и подстраивающимся под потребности и интересы обучающего. В наш век интернета, когда функции учителя, во многом сводятся к роли гида — фасилитатора, подсказывающего нужное направление развития, использование знаний английского языка и страноведческого материала является хорошим подспорьем при формировании национальной идентичности и позиции гражданина собственной страны и мира на всех этапах обучения.

Список литературы:

  1. Вырщиков, А. Н. Теоретические основы воспитания и социализации в современной школе. Волгоград, 2018. – 168 c.
  2. Короткова Г. В. Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики:материалы Национальной контент-платформы. Воронеж, 2019. – 320 с.
  3. Криволапова Е. В. Педагогика образовательной школы// Интегрированный урок. М: Москва , 2015. — С. 10-132.

Комментарии закрыты.