«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ОПЯТЬ ДИКТАНТ?!

Вторник 24 января 2023

Методический банк: проведение диктантов в 5 классе
на уроках английского языка (УМК «Английский в фокусе»)

Данная работа представляет собой методический банк лексических единиц по учебному предмету «Английский язык» и соответствует содержанию УМК «Английский в фокусе» для обучающихся 5 класса. Материал отобран и организован для проведения экспресс-диктантов, а также других видов диктантов и форм работы с целью обучения и/или контроля базовой лексики четвертого года обучения.

Автор: Космина Елена Алексеевна

Место работы: МБОУ «Многопрофильный лицей №1 г. Донецка»

Должность: учитель английского языка

Автор: Калашникова Александра Николаевна

Место работы: МБОУ «Многопрофильный лицей №1 г. Донецка»

Должность: учитель английского языка

ОПЯТЬ ДИКТАНТ?! Скажут все – и ученики, и родители, и учителя.

Насколько актуальна эта форма работы на уроке сегодня? Многие родители скажут: главное, чтобы мой ребенок умел общаться на иностранном языке. А учитель напомнит про ЕГЭ и конкретно про письменную часть этого экзамена, от которого, возможно, будет зависеть будущее выпускника.
Как океан состоит из капель воды, так и итоговый текст выпускника состоит из слов разной степени сложности.

Неправильно написанное слово в бланке ответов означает отсутствие балла, даже если грамматическая или словообразовательная формула была применена правильно, а наличие более 4 орфографических ошибок в письменной части экзамена лишают экзаменуемых сразу 2 баллов.

А что по этому поводу нам говорит наша нормативная и учебно-методическая база?

Государственный образовательный стандарт основного среднего образования регулирует требования к результатам освоения программы основного общего образования. Умения, о которых идет речь в представленном пособии, относятся к предметным результатам освоения программы основного общего образования по учебному предмету «Иностранный язык». Предметные результаты по учебному предмету «Иностранный (английский) язык» ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, должны отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на допороговом уровне в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, метапредметной (учебно-познавательной). По завершению курса 5 класса (4-ый год обучения) обучающиеся должны владеть основными видами речевой деятельности, среди которых и развитие умений письменной речи на базе умений, сформированных в начальной школе; правильное написание изученных слов; правильное использование знаков препинания.

Чтобы писать короткие поздравления с праздниками; заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка; писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в стране/странах изучаемого языка (объём сообщения – до 60 слов) необходимо владеть орфографическими навыками. А именно — правильно писать изученные слова.

Письмо является продуктивным навыком, который заключается в умении выражать свои мысли письменно. Письмо несправедливо считается менее важным навыком по сравнению с говорением, чтением, или аудированием.

При обучении иностранному языку письмо помогает закрепить усвоенный материал: новые слова, устойчивые выражения, грамматику. Не стоит недооценивать важность умения излагать свои мысли в письме: эти навыки тоже пригодятся, и не только в повседневной жизни, но и в последующей профессиональной деятельности. Письменный английский намного сложнее разговорного, более того, он намного сложнее любого другого языка. Сложность – даже не в грамматике, а в самих правилах письма. Ведь большинство слов вообще не согласуются ни с какими правилами, поэтому их приходится просто заучивать на память. Помогут ли в этом словарные диктанты на уроках? Для этого нужно разобраться, что собой сегодня представляет такая форма работы.

Диктант — это форма контроля или средство обучения?

Всем доступная Википедия определяет «диктант» (лат. Dicto «диктовать» от dicere «говорить») как вид обучения правильному письму для закрепления навыков и проверки знаний учащихся, при изучении какого-либо языка. При этом преподаватель медленно читает (говорит), а ученик записывает его слова по слуху. Используется при обучении правописанию и расстановке знаков препинания.

Различают обучающие и контрольные диктанты. Обучающий диктант может быть предупредительным, комментированным или объяснительным. Во время предупредительного диктанта орфограммы и знаки препинания объясняются перед записью текста, во время комментированного диктанта — по ходу записи, при объяснительном — после.

Виды диктантов по целям работы:

  • тренировочный диктант: цель — научить,
  • предупредительный диктант: цель — помочь учащимся обнаружить слабые места перед контрольной работой,
  • контрольный диктант: цель — проверка знаний и навыков для оценки.

Виды диктантов по материалу:

  • словарный,
  • диктант из предложений,
  • текстовый.
  • Виды диктантов по формам работы:
  • списывание (самодиктант),
  • зрительный диктант,
  • диктант с предъявлением слов,
  • диктант с орфографическим чтением,
  • объяснительный диктант,
  • творческий диктант,
  • диктант после самостоятельной проработки нескольких текстов,
  • диктант после объяснения всех орфограмм и пунктограмм с учителем,
  • диктант с дополнительным заданием,
  • классический диктант
  • и модный на сегодня – тотальный (общенациональный).

УМК «Английский в фокусе», с которым мы работаем, отвечает требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования по иностранным языкам.

«Английский в фокусе» обеспечивает развитие всех четырех видов речевой деятельности (аудирование, чтение, устная речь, письмо) через разнообразные коммуникативные задания, а также систематическое повторение и закрепление ключевых лексических единиц и грамматических структур.

Третий урок каждого модуля направлен на развитие у учащихся умений письма на основе всех других видов речевой деятельности. Сначала организуется введение и закрепление соответствующих лексических конструкций, затем приводится текст образец и организуется его тщательный анализ. Во все модули включены задания на развитие умений продуктивного письма в различных формах, основанных на реальных типах и стилях письменной речи, таких, как письмо, описание, заметка, открытка, статья. Также включены задания на создание мини-проектов, исследований.

Большинство заданий на развитие умений связного продуктивного письма предполагается выполнять дома, так как они требуют значительных затрат времени. Однако подготовка к их выполнению должна неизменно планироваться как отдельный важный этап урока. Этот этап представляет собой повторение, рефлексию изученного на уроке материала, который предполагается к использованию в письменной речи, а также проработку устных вариантов связного текста — часто на основе отработанного на уроке текста-модели. Одним из начальных этапов подготовки могут быть различные диктанты, направленные на проработку в том числе правильного написания слов. Отработанные на диктанте слова на начальном этапе помогут ребятам выполнить более сложную работу на завершающем, им легче подбирать слова, и они увереннее себя чувствуют, работая над продуктивным письмом.

Ведь всем очевиден тот факт, что орфография является одним из наиболее проблемных моментов в обучении письму. Орфографические ошибки, особенно для не носителей языка, неизбежны, однако их количество можно и нужно сократить до минимума, если учесть определенные типологические группы сложностей и сформировать навыки самоконтроля и коррекции у самих учащихся. Самое главное – всегда помнить, что главная цель учителя – сформировать у учащихся, как минимум, положительную мотивацию к изучению иностранных языков. Пусть не все будут уметь и знать на 100% (с учетом всех сегодняшних трудностей и проблем), но хотя бы не будут бояться идти на урок. И если мы выбираем такую форму работы как диктант, то его форма и содержание должны соответствовать конкретной цели и возможностям обучаемых.

Научиться писать грамотно и аккуратно можно лишь при условии постоянной и упорной работы. Это – труд, требующий большого терпения, усидчивости и организованности.

Процесс овладения письменными навыками/умениями – сложный и долгий: следует знать алфавит, уметь правильно писать буквы, следовать правилам правописания. Важное значение имеют не только письменные упражнения, как на уроке, так и дома, но и другие приёмы овладения письмом. Для этой цели и создано методическое пособие, представляющее подборку экспресс-диктатов, которые возможно провести на любом этапе урока в течение 5-7 минут. Диктанты составлены из лексики модулей и предлагают, как написание слов, так и прямой/обратный перевод, завершение выражений, творческий диктант (составить Animal ABC), игровые формы квиза и т.д. Позволяют упростить и закрепить запоминание лексических единиц по темам данного учебника. Оставляют право за учителями самим выбирать форму проведения и проверки результатов. И, учитывая современные возможности дистанционного обучения, диктанты, могут стать источниками вдохновения и совершенствования, превратятся из ненавистной урочной рутины в изюминку и всегда ожидаемую часть урока английского языка.

MODULE 1

School Days

School subjects

History, Science, Geography, Information Technology, Music, Mathematics, Physical Education, English, Russian, Natural History.

School objects

Ruler, school bag, notebook, atlas, pencil case, timetable, pencil, eraser, pen, pencil sharpener.

MODULE 2

That’s me!

Plurals

Classes, lives, armies, foxes, ladies, boxes, matches, brushes, boys, wives, mice, children, knives, men, parties, women, oxen, umbrellas, scarves, mugs.

MODULE 3

My home, my castle

Countries & Nationalities

France – French

Japan – Japanese

Australia – Australian

Britain – British

the UK – British

the USA – American

New Zealand – New Zealander

China – Chinese

Canada – Canadian

Ordinal numbers

fourth
first
ninth
fifteenth
third
eleventh
eighth
second
twentieth
nineteenth
twelfth
thirteenth
sixth
eighteenth
fifth
________
letter
roof
step
tower
bathroom
carpet
fridge
floor
mirror
wardrobe
________
washbasin
furniture
false
beautiful
applianceletter
________

Rooms

article
beautiful
false
floor
letter
number
price
roof
true
step
tower
статья
красивый
неверный
этаж
письмо
количество
цена
крыша
верный
ступенька
башня
________

Furniture & Appliances

appliance
carpet
bookcase
cooker
fridge
furniture
mirror
sink
toilet
wardrobe washbasin
бытовой прибор
ковёр
книжный шкаф
плита
холодильник
мебель
зеркало
раковина
туалет гардероб
раковина (в ванной)
________

My Bedroom

This is my room.
It’s great/cool/very modern.
It’s big/ small and there is a lot of furniture in it.
The walls in my room are pink/ grey/ green/ light/ dark.
I’ve got a sofa, a desk, a chair, a wardrobe, a bookcase and …
The sofa is in the corner of the room.
There is the window opposite the door.
The desk is under the window.
And there is a bookcase near it. There is a computer on my desk.
I love my room very much.
________

Prepositions

in front of
in
on
behind
under
over
above
next to
at
near
впереди
в
на
за
под
над
над
рядом
у, рядом
рядом, возле

MODULE 4

Family ties

Family

father/ dad
sister
brother
mother/ mum
cousin
parents
grandpa/ grandfather
grandma/ grandmother
uncle
aunt
sibling
grandparents
________

Adjectives

noisy
cool
funny
clever
slim
calm
friendly
naughty
smart
pretty
sweet
kind
caring
secret
patient
________

Appearance

hair
facial features
height
nose
neck
forehead
moustache
beard
lip
mouth
cheek
ear
eye
chin
face
tooth
________

Across the curriculum (Literature)

As stubborn as a mule
As busy as a bee
As strong as an ox
As wise as an owl
As playful as a kitten
As slow as a snail
As quiet as a mouse
As proud as a peacock
As gentle as a lamb
________

MODULE 5

World animals

Animals

Translations
English into Russian

tortoise
cow
guinea pig
budgie
sheep
rhino
черепаха
корова
морская свинка
волнистый попугай
овца
носорог

Russian into English

peacock
monkey
rabbit
hen
duck
goose
павлин
обезьяна
кролик
курица
утка
гусь
________

Animals ABC

Ant, antelope
Bear, butterfly, beaver, bee
Cow, camel, crocodile
Donkey, duck, dinosaur
Elephant, eagle
Frog, fox, flea
Giraffe, goat, guinea pig
Hippo, hare, hen
Iguana, insect
Jellyfish, jaguar
Kangaroo, kitten, koala
Lama, lion, leopard, lamb
Monkey, mule, mouse
Newt
Ostrich, octopus, owl, ox
Parrot, pig, peacock
Quail
Rabbit, rhinoceros
Snake, squirrel, snail
Turtle, tortoise
Unicorn,
Vulture
Wasp, walrus
X-ray fish
Yak
Zebra
________
Opposites
Long – short
Thin – thick
Big – small
Huge – tiny
Fat – slim/thin
 ________
Dictation
Write in English:
goldfish
guinea pig
tortoise
cute
sharp
 ________
Write in Russian
all day long
furry
liquid
mammal
waste
________

Match the translation:

take smbd for walks
during the day
What’s the matter?
What’s wrong (with him)?
be ill
брать кого-либо на прогулку
в течение дня
Что случилось?
Что с ним не так?
болеть
________

Quiz about animals

  1. Where do koala live?
  2. in North America  b) in the Middle East   c) in Australia
  3. Which animal has got brown fur?
  4. the koala        b) the camel             c) the polar bear
  5. What does the word “koala” mean?
  6. Eucalyptus leaves   b) no water      c) a lot of water
  7. Which animal has got sharp claws for climbing?
  8. the koala          b) the camel              c) the polar bear
  9. The Arabian camel is from:
  10. the Arctic         b) the Middle East     c) Australia
  11. Which animal is not a good swimmer?
  12. the koala           b) the camel              c) the polar bear
  13. What do polar bears eat?
  14. the koala           b) the camel              c) the polar bear
  15. Koalas sleep
  16. a lot in winter   b) during the day       c) one hour

Across the Curriculum (Science)

fly
dragonfly
wasp
ant
cockroach
mosquito
beetle
butterfly
flea
bee
ladybird
grasshopper
moth  
________

MODULE 6

Round the clock

Time

minute
hour
past
evening
at night/ at midnight
at noon
daily routine
before
half
quarter
morning
afternoon
late
early
after
________

Professions

postman
taxi
driver
mechanic
baker
teacher
job
doctor
painter
waiter
shop-assistant
nurse
________
Activities
do a crossword
say good bye to
deliver letters
catch the bus
act out the dialogue
repair a car
serve drinks
paint the building
wait for the ambulance
drive a taxi
 
Activities
drink coffee
plant flowers
wash the dog
make a phone call
play with a friend
work in the garden
write an e-mail
drop a line
help parents
help about the house
________

MODULE 7

In all weathers

Seasons

month
season
autumn
winter
snow
year
weather
spring
summer
wind
rain
weather forecast
________

Phrases

It’s terrible.
It’s warm.
It’s awful.
It’s cold.
It’s windy.
It’s freezing.
It’s raining.
It’s fabulous.
It’s snowing.
It’s hot.
It doesn’t suit me.
________

Clothes

umbrella
cap
skirt
jacket
high heels
boots
mittens
shirt
jumper
dress
bag
shorts
stockings
hat
T-shirt
coat
shoes
trainers
gloves
scarf
tie
suit
blouse
socks
raincoat
tights
________

Activities

go camping
go skiing
have a picnic
play golf
make a snowman
sunbathe
watch TV
swim and dive
go windsurfing
read a book/ a magazine/ a comic  
________

MODULE 8

Special Days

Festivals

harvest
party
different varieties
festive
festival
holiday
costume
celebration
dress up
set off fireworks
light bonfires
exchange gifts
________

Food

dish
crop
turkey
pumpkin pie
wheat
carrot
rice
cranberry sauce
cookery competition
sweet potato
dessert
banana  
_______

Food & Drinks

meat
olive oil
sausages
cabbage
onion
egg
milk
cereal
ice-cream
jam
lemon
strawberry
fish
butter
chicken
garlic
tomato
cheese
bread
juice
cake
honey
rice
pineapple
_______

Containers

a box of
a bowl of
a glass of
a packet of
a bottle of
a carton of
a jar of
a bowl of
a plate of
a spoon of
a lump of
a cup of
_______

MODULE 9

Modern Living

Shops

greengrocer’s
chemist’s
record shop
bakery
florist’s
café
book shop
clothes shop
jeweler’s
newsagent’s
toy shop
shoe shop
supermarket
shopping centre
_______

Places

zoo
art gallery
theatre
concert hall
cinema museum
adventure park
restaurant
fast food
theme park
ride
exhibition
_______

Types of Films

hero
comedy
horror film
review
leading star
It’s worth seeing.
action film
adventure film
animated
romance
main character
_______

Busy spots in London

square
nightclub
restaurant
busy spot
cinema
royal
café
statue
nearby
seat
_______

MODULE 10

Holidays

Types of Holiday

sightseeing tour
safari
activity holiday
camp
full board
mountaineering
scuba diving
white water rafting
fishing
canoeing
beach holiday
cruise
travelling
extreme sport
leisure
trekking
sand sailing
windsurfing
hiking
jet skiing
_______

Activities & Feelings

dangerous
boring
enjoyable
hard
hungry
relaxing
exciting
tiring
fun
difficult
_______

Health & Body

headache
stomachache
toothache
backache
earache
temperature
reception
dentist
sunburn
pharmacy
_______
aboard
abroad
team
turn/ miss a turn
heads/ tails
coach
castle
cathedral
river
tower
town
flat tyre

Across the curriculum (Geography)

tent
reason
stream
leaflet
point
compass
rubbish
bottled water
cartoon strip
warm clothes
wild animals
full of litter
in danger
stomach problems
food container

Список использованных источников

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом МОН ДНР
    от 30 марта 2022г. №22-НП)
  2. ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утверждена Приказом МОН ДНР
    от 18.07.2022 г. № 586 
  3. ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. Для 5-9 классов образовательных организаций. Рекомендована решением научно-методического совета ГБОУ ДПО «ДОНРИРО» (протокол от 11.08.2022 № 3).
  4. Английскийязык. Книга для учителя. 5 класс: учебное пособие
    для общеобразовательных организаций /Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. — М.: Express Publishing, Просвещение, 2021. — (Английский в фокусе).
  5. Английскийязык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. — М.: Express Publishing, Просвещение, 2021. — (Английский в фокусе).
  6. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие
    для учителей, аспирантов и студентов [Отв. ред. М.К. Колкова]. —  СПб.: КАРО, 2008.
  7. Санюкова М.Н. СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ – БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? [Электронный ресурс]. — Режим доступа
  8. Диктант. Материал из Википедии [Электронный ресурс]. — Режим доступа
  9. Аудирование, говорение, чтение и письмо: что важнее и как тренировать/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа
  10. Английские диктанты онлайн/ Диктадо — платформа для написания онлайн-диктантов с автоматической проверкой/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа
  11. http://learningenglish.ucoz.com/load/
  12. https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=LEE_AmyRRyE

Комментарии закрыты.